Государственный аппарат РФ - целостная система, построенная на принципах единства, разделения властей, федерализма. Система органов государственной власти - это обусловленная функциями государства и правовыми нормами совокупность органов государственной власти и их разделение на отдельные виды.
К видам органов государственной власти относятся следующие органы, классифицированные в соответствии с различными основаниями.
Высшие, центральные, территориальные (по месту органов в иерархии элементов государственного аппарата). К высшим относится Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ; к центральным - министерства, комитета, службы (ведомства); к территориальным - региональные и местные органы федеральной власти.
Законодательные, исполнительные и судебные (по месту в системе разделения властей) и иные, которые в современных государствах можно представить органами прокуратуры, избирательными органами, а также органами глав государства и субъектов федерации.
Выборные и назначаемые (по способу формирования состава). К выборным относятся Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов федерации. К назначаемым - Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека. Формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства - министерства, ведомства. К смешанным по принципам формирования - Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации.
Учреждаемые конституционными актами и учреждаемые иными нормативно-правовыми актами (основание классификации - первичная нормативная основа деятельности). К учреждаемым конституциями, уставами относятся высшие органы государственной власти; учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации - министерства, ведомства.
Единоличными и коллективными по кадровому составу называют: единоличные Президент РФ, главы субъектов Федерации; коллективные - правительство, министерства.
В зависимости от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти
субъектов Федерации.
Органы общей и специальной компетенции (по объему компетенции).
В представленной классификации Конституционный суд имеет собственное место, которое является предметом дискуссий в науке конституционного права.
С точки зрения классификационных признаков, Конституционный суд - это высший судебный, коллективный орган, учрежденный Конституцией Российской Федерации. Одни авторы полагают, что Конституционный Суд - орган высшего арбитражного свойства и остается вне традиционно известных ветвей государственной власти. Другие говорят о дуализме его статуса. С одной стороны, Конституционный Суд является органом правосудия, с другой - он является высшим органом конституционного контроля, находится на одном уровне с федеральными органами государственной власти, осуществляющими президентскую, законодательную и исполнительную власть.
Пункт 1. ст. 18 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» определяет правовую природу Конституционного Суда, называя его судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. То же повторяет специальный ФКЗ ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст.1).
Особый статус Конституционного Суда как органа, учреждаемого Конституцией, подчеркивается п.1 ст. 17 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», которая гласит, что Конституционный Суд РФ, наряду с Верховным Судом РФ, может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.
|