Специфика статуса и политико-правовой природы Конституционного Суда РФ определяется следующими обстоятельствами:
- упомянутый уже дуализм статуса: с одной стороны, Конституционный Суд является высшим органом государственной власти и возможно, вне разделения властей на ветви, с другой - судебным органом. В доктрине кон- ститционного права есть точка зрения на Конституционный Суд как на орган самостоятельной ветви власти - контрольной (или выделяют его как самостоятельный надзорный орган). Есть попытки отнести Конституционный Суд к органам с законодательными функциями, в связи с тем, что он создает прецеденты, обязательные для исполнения;
- специальные полномочия - конституционное судопроизводство. Прерогативой Конституционной юстиции является нормоконтроль. Толкуя положения ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ отметил, что «правомочием по проверке конституционности указанных в ст. 125 актов наделен только Конституционный Суд РФ, который осуществляет ее в особой судебной процедуре конституционного судопроизводства» (п. 4 мотивировочной части Постановления от 16 июня 1998 г. № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ»);
- природа судебной власти, которая в правовом государстве лежит за пределами политических интересов и подчиняется только закону. В отличие от «политических властей» - законодательной и исполнительной, судебная - относительно постоянна и нейтральна. Именно это дает органу конституционного правосудия возможность полноценного конституционного контроля (надзора). Его деятельность «...органически связывает идею сильного государства с государством правовым и конституционным, где государственная власть действует в рамках основного закона и во имя человека. Конституционный Суд РФ с первых шагов своей деятельности выступил в защиту единого правового и конституционного поля, с позиций конституционализма обосновал единство системы государственной власти и целостности России в условиях федерализма, одновременно защищая права...»[1]. Роль Конституционного Суда в политическом процессе громадна. В то же время Конституционный Суд призван решать исключительно вопросы права и ни при каких обстоятельствах не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, пытаться оценивать чьи бы то ни было практические действия вне их правовых форм;
Нормативная основа деятельности Конституционного Суда. Все органы судебной власти руководствуются всей массой нормативного материала, тогда как единственным документально зафиксированным источником, который лежит в основе принятия решений судей Конституционного Суда, является Конституция РФ (кроме того, источником для принятия решения являются общепризнанные международные нормы права согласно ст. 15 Конституции).
[1] Баглай М. В. Слово о конституционном правосудии в России: Выступление Председателя Конституционного Суда Российской Федерации / http://www. concourt.am/hr/ccl/vestnik/4.14-1.15/baglai.htm
|