Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Кворум для осуществления деятельности составляет наличие в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.
Организация деятельности Конституционного Суда РФ определяется природой судебной власти. Основной формой работы КС РФ являются заседания его судей с проведением слушаний. Статья 47.1 КВЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает случаи изъятия из этого общего правила. С 2010 г. без слушаний могут рассматриваться:
1) дела о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в п. 1, ч. 1. ст. 3 (федеральные законы, нормативные акты Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации);
2) могут проверяться по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле;
3) могут проверяться по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, или по запросу федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации;
4) могут разрешать вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека без проведения слушания, если придет к выводу о том, что вопрос может быть разрешен на основании содержащихся в ранее принятых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовых позиций, и проведение слушания не является необходимым для обеспечения прав стороны.
Для проведения судебного заседания с проведением слушаний необходимо ходатайство с возражением против применения процедуры разрешения дела без проведения слушания, которое вправе подать орган государственной власти. Тот, который принял нормативный правовой акт, который стал предметом изучения на соответствие Конституции.
Дело, проведенное без слушаний, разрешается вынесением постановления.
При разрешении дела без проведения слушания применяются положения ст. 48 - 53, которые регулируют процедурные вопросы подготовки судебного заседания: соединение дел, подготовка дела к слушанию, порядок предоставления текстов нормативных и других правовых актов, привлечение специалистов, проведение исследований, экспертиз и проверок, порядок возмещения расходов, рассылки материалов и оповещения о заседании. Данные статьи определяют участников процесса, их представителей.
Если Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дело без проведения слушаний, копии обращения заявителя и приложенных к нему документов и материалов направляются судьей-докладчиком в орган, издавший (должностному лицу, подписавшему) оспариваемый акт, для представления письменного отзыва в Конституционный Суд Российской Федерации. Отзыв, представленный в Конституционный Суд Российской Федерации, направляется заявителю для ознакомления и представления возражений на него.
Заседания Конституционного Суда проходят открыто, за исключением случаев, предусмотренных для закрытых заседаний: когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.
В заседании для обеспечения принципа гласности работы судебного органа могут применяться технические средства: телекоммуникационная сеть Интернет, СМИ, запись.
Заседания Конституционного Суда Российской Федерации проводятся в месте его постоянного пребывания, которым является город Санкт- Петербург. Конституционный Суд имеет свое представительство в Москве. Конституционный Суд Российской Федерации может провести заседание в другом месте, когда он сочтет это необходимым.
|