Конституционный Суд РФ проверяет конституционность лишь не вступивших в силу международных договоров РФ, т.е. тех международных договоров, которые только подлежат ратификации или иному утверждению федеральными органами государственной власти. Указанные акты проверяются судом исключительно на соответствие Конституции РФ. Проверка этих актов на соответствие федеральным конституционным законам и федеральным законам, относится к юрисдикции общих и арбитражных судов. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Разрешение споров о компетенции
Это, в первую очередь, касается споров между федеральными органами федеральной власти - Президент, Федеральное Собрание, Правительство, федеральные суды. К юрисдикции Конституционного Суда РФ относится и разрешение споров о компетенции между органами государственной власти РФ и ее субъектов, между высшими органами субъектов РФ. Субъектами обращения в Суд с ходатайством о разрешении спора являются только органы государственной власти федерального и регионального уровней. Суд не разрешает споры между гражданами, между юридическими лицами, между гражданином и организацией, между организацией и государством и т. д. Предметом обращения в таких спорах может быть только разрешение проти-
воречия в позициях сторон о принадлежности (нарушении, неосуществлении) конституционного полномочия тому или иному государственному органу. Суд не правомочен рассматривать споры о подведомственности дела судам и о подсудности, т.е. споры между судебными органами; споры имущественного характера, например, о принадлежности того или объекта конкретному собственнику. Формой обращения в Конституционный Суд РФ за разрешением спора о компетенции является ходатайство соответствующего федерального или регионального органа государственной власти.
Защита прав и свобод человека и гражданина
Конституция РФ установила правомочия Конституционного Суда по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность закона, примененного в конкретном деле, т.е. осуществлять конкретный нормоконтроль. Правом на обращение в суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе. Объединениями граждан признаются религиозные объединения, юридические лица, муниципальные образования и др. Под гражданами понимаются не только граждане РФ, но и иностранные граждане и лица без гражданства, которые также вправе обратиться на нарушение законом их прав и свобод. К иным органам и лицам, относятся Уполномоченный по правам человека и Генеральный прокурор.[1] По конституционной жалобе Суд вправе проверять конституционность только закона, затрагивающего конституционные права и свободы.
[1] См.: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от
«Об Уполномоченном по правам человека в РФ, п.5 ч.1 ст.29; Федеральный закон о прокуратуре Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от
21.07.2014) , ч. 6 ст. 35.
|