Конституционный Суд РФ является единственным в стране органом, наделенный полномочием по официальному толкованию Конституции РФ. Под толкованием понимается официальное разъяснение Конституционным Судом РФ содержащихся в нормах Конституции понятий. Цель толкования заключается в том, чтобы юридически точно определить, как понимать норму Конституции. Нередко возникает неодинаковое понимание той или иной конституционной нормы из-за внутренней противоречивости, неточности используемой терминологии и т.п., что может привести к неправильной ее реализации в процессе правоприменения. Толкование Конституции позволяет устранить неопределенность в понимании ее норм и выявить и разъяснить их подлинный смысл, содержание и цели, а в конечном итоге, к единообразному правоприменению. Таким образом, толкование Конституции можно определить как особый вид правовой деятельности Конституционного Суда РФ, направленный на разъяснение конституционных норм в целях их правильного понимания и применения.
Толкование Конституции может быть как нормативным, так и казуальным. Нормативное толкование имеет место в тех случаях, когда есть прямой запрос о толковании соответствующих норм Конституции. Например, толкование конституционных норм, касающихся процедуры принятия федеральных законов, формы правового акта о конституционных поправках и др.
Казуальное толкование имеет место, если Конституционный Суд выносит решения по спорам о компетенции, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов о конституционности законов, примененных в конкретном деле. В то же время необходимо помнить, что Конституционный Суд дает толкование конституционных норм не только тогда, когда есть запрос уполномоченных органов, но и во всех других случаях осуществления своих правомочий, ибо без конституционного толкования невозможно конституционное правосудие.
Толкование Конституции Конституционным Судом РФ относится к числу официальных нормативных, оно имеет юридическую силу, обязательную для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, организаций, граждан и их объединений.[1] Право толкования Конституционный Суд РФ самостоятельно реализовать не может. Это возможно только по специальному запросу Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
[1] Следует отличать официальное толкование от доктринального толкования (комментарии к Конституции). Доктринальное толкование не имеет обязательной юридической силы.
|