Несмотря на то что создание и развитие свободных экономических зон (далее - СЭЗ) в Российской Федерации - процесс не новый, все усилия по их развитию в 90-е гг. прошлого столетия не увенчались успехом из-за отсутствия законодательной базы, неустоявшейся финансово-хозяйственной практики функционирования хозяйственных субъектов, а зачастую и вовсе отсутствия организационно-управленческого опыта функционирования как особых экономических территорий, так и местных органов исполнительной власти. В России в настоящее время вместо свободных экономических зон существуют особые экономические зоны (далее - ОЭЗ).
Идея особых экономических зон - формирование точек роста на специально выделенных территориях за счет привлечения инвестиций на льготных условиях. В России могут создаваться особые экономические зоны четырех типов:
- промышленно-производственные зоны (ППЗ);
- технико-внедренческие зоны (ТВЗ);
- туристско-рекреационные зоны (ТРЗ);
- портовые зоны (ПЗ).
Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем направлениям:
1) налоговые и таможенные льготы;
2) государственное финансирование инфраструктуры;
3) снижение административных барьеров.
Статус ОЭЗ присваивается территории по результатам федерального конкурса, на котором рассматриваются заявки регионов.
В действующем законодательстве Российской Федерации употребляются два понятия, имеющих одно смысловое значение: во-первых, это особая экономическая зона, во-вторых, свободная экономическая зона. Федеральный закон N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22 июля 2005 г. определяет ОЭЗ как часть территории России, на которой функционирует специальный режим предпринимательской деятельности в целях развития и модернизации отдельных отраслей экономики в конкретном регионе. Также в рамках указанного режима может действовать таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Согласно п. 1 ст. 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее - Соглашение) (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.), свободная таможенная зона представляет собой таможенную процедуру, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза.
Цели создания особых (свободных) экономических зон законодательно различаются по объему. Так, в ст. 2 Соглашения перечень целей создания свободных (специальных, особых) экономических зон является открытым и не исчерпывающим в отличие от Федерального закона N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах". Создание свободных экономических зон обусловлено, прежде всего, необходимостью экономического развития соответствующей территории государства, требующей модернизации транспортной, инженерной и иной инфраструктуры, установления особого благоприятного режима осуществления предпринимательской деятельности для привлечения частных инвестиций.
Впервые понятие свободной зоны было закреплено в положениях Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), в соответствии с которыми СЭЗ - это часть территории договаривающейся стороны, в пределах которой любые прибывшие на нее товары обычно рассматриваются в том, что касается импортных пошлин и налогов, как товары, находящиеся за пределами таможенной территории.
Анализируя представленные определения, следует выделить основные признаки, характеризующие ОЭЗ:
1. Создание ОЭЗ обусловлено социально-экономическими причинами и связано с необходимостью модернизировать отдельные отрасли экономики государства, привлекать частные инвестиции, в том числе иностранные.
2. Территория ОЭЗ определяется федеральным органом исполнительной власти.
3. На территории ОЭЗ действует особый льготный налоговый, земельный и таможенный режим, установление которого регламентируется нормативно-правовым актом.
Всего в мире различают четыре типа свободных зон:
1. Зоны свободной торговли, расположенные в основном в крупных транспортных узлах в развивающихся и развитых странах (например, в Нидерландах, Латвии, Италии).
2. Производственные или промышленно-производственные зоны (присутствуют в основном в Южной Корее, Бразилии и Мексике).
3. Технико-внедренческие зоны, или технополисы, технопарки (Япония, США, многие страны Западной Европы, Индия, страны Юго-Восточной Азии).
4. Сервисные зоны, или зоны услуг (страны Западной Европы, Юго-Восточной Азии и Карибского бассейна, Кипр).
В действующем российском законодательстве (ст. 4 ФЗ "Об особых экономических зонах") ОЭЗ также имеют свою типологию в зависимости от цели создания зоны:
1) промышленно-производственные;
2) технико-внедренческие;
3) туристско-рекреационные;
4) портовые.
Первые свободные экономические зоны появились в России в конце восьмидесятых годов прошлого столетия и регулировались лишь подзаконными нормативно-правовыми актами, что не смогло обеспечить надлежащий уровень правовой защиты инвестиций. По сути, созданные в Российской Федерации свободные экономические зоны трансформировались в офшоры. Компании регистрировались на соответствующих территориях, пользовались предоставляемыми им привилегиями, а деятельность свою вели за их пределами. Большинство из этих зон так и не стали функционировать в полной степени, а их деятельность во многом нарушала федеральное законодательство. Таким образом, цели, поставленные при создании этих зон, не были достигнуты, вследствие чего зоны ликвидировали.
В июле 2014 г. исполнилось десять лет со дня принятия Федерального закона "Об особых экономических зонах". Исходя из нормативно-правового регулирования создания и развития территорий, имеющих льготный режим осуществления предпринимательской деятельности, в России можно выделить две группы ОЭЗ.
Первая группа - это ОЭЗ, действующие на основании Федерального закона N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах" от 22 июля 2005 г., в их числе: девять промышленно-производственных, пять технико-внедренческих, десять туристско-рекреационных и четыре портовые особые экономические зоны.
Вторую группу составляют ОЭЗ, действующие на основании вышеуказанного и иных федеральных законов, а именно:
1) Федерального закона N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" от 31 мая 1999 г. (ред. от 22 декабря 2014 г.);
2) Федерального закона N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 10 января 2006 г. (ред. от 29 июня 2015 г.);
3) Федерального закона N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь" от 29 ноября 2014 г.
Таким образом, на сегодняшний момент в России действует около 30 ОЭЗ. В них работают 383 резидента, в том числе 70 компаний с участием иностранного капитала, представляющих Австралию, Австрию, Бельгию, Болгарию, Великобританию, Германию, Данию, Израиль, Индию, Испанию, Италию, Казахстан, Канаду, Кипр, Китай, Литву, Нидерланды, Норвегию, Сингапур, США, Турцию, Украину, Францию, Финляндию, Швейцарию, Японию. Создано более 14 тысяч рабочих мест, заявлено более 500 млрд. руб. частных инвестиций, из которых компании уже вложили более 160 млрд. руб. За период существования ОЭЗ в бюджеты разных уровней поступило более 16,5 млрд. руб. налоговых отчислений. Сейчас в стадии подписания соглашения о ведении деятельности в качестве резидента ОЭЗ находятся еще 15 компаний, которые планируют инвестировать в свои проекты более 30 млрд. руб.
В ближайшее время планируется подписание соглашения о ведении деятельности еще пятью компаниями с участием иностранного капитала из Польши, Кореи, США, Сингапура и Кипра. Таким образом, на площадках ОЭЗ будут представлены инвесторы с участием капитала уже из 27 стран.
Рассмотрим опыт правового регулирования создания и функционирования зон с особыми экономическими режимами в отдельных странах мира.
Создание различных типов льготных режимов для инвестирования на ограниченных участках территории является важной составляющей проводимой в Китае политики открытости внешнему миру, прежде всего в области привлечения иностранных инвестиций. На указанных территориях предоставляются такие льготы, как особый порядок валютного контроля, упрощенная схема регистрации предприятий с иностранными инвестициями, льготы по налогообложению, уплате таможенных пошлин.
В США - как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов - отсутствуют понятия "ОЭЗ" и "зона свободной торговли". Вместе с тем в США существуют зоны внешней торговли, которые в процессе своего функционирования предусматривают предоставление отдельных льгот в отношении ввозимых на их территорию товаров. Основным законом, регулирующим вопросы функционирования зон внешней торговли, является закон "О зонах внешней торговли" 1954 г. Имеются два вида зон: зоны общего назначения (предназначены для многоцелевого использования) и субзоны специального назначения (подчинены зонам общего назначения, льготы предоставляются в отношении конкретных пользователей и осуществления конкретных операций).
В Белоруссии работа по созданию и развитию ОЭЗ была начата в 1990-е гг. В качестве территорий под создание ОЭЗ были выбраны отдельные районы областных центров. В Республике Беларусь функционируют шесть свободных экономических зон, в числе которых "Брест", "Гомель-Ратон", "Минск", "Витебск", "Могилев" и "Гродноинвест". Все ОЭЗ Беларуси являются комплексными по характеру экономической деятельности, что проявляется в выполнении ими производственной, экспортной и таможенной функций. В стадии разработки находится проект по организации специализированной ОЭЗ туристско-рекреационного типа "Несвиж - Минск".
Социально-экономические выгоды от создания свободных зон очевидны и достаточно весомы. Свободные зоны как инструменты привлечения частных инвестиций привлекательны для иностранного капитала с точки зрения налогообложения, гарантий неизменности нормативной базы, а также упрощения бюрократических процедур и инвестиционной безопасности. Важным аспектом их деятельности является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний (региональный) рынок.
Например, для местных инвесторов наличие в зонах хорошо развитой инфраструктуры может иметь большое стимулирующее значение для осуществления капиталовложений, а для иностранного инвестора такой "стимул" является обязательным предварительным условием рассмотрения возможности инвестирования в свободную экономическую зону. При этом приоритетное значение для иностранного инвестора будет иметь не уровень инфраструктуры, а уровень и качество инфраструктуры в собственной стране или в других зарубежных странах.
Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными капиталами, осуществляющими хозяйственную деятельность в российских свободных экономических зонах, помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим законодательством, могут предоставляться дополнительные льготы:
- упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями; в частности, предприятия с объемом иностранных инвестиций до 75 млн. руб. подлежат регистрации в уполномоченных на то органах непосредственно в свободной экономической зоне;
- льготный налоговый режим: иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогом по пониженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль, при этом ставки налогов не могут составлять менее 50% от действующих на территории России налоговых ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями (см. табл. 5);
- пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами, предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды;
- особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;
- упрощенный порядок въезда иностранных граждан.
Таблица 5
Правовые режимы, действующие на территории свободной экономической зоны (СЭЗ)
Режимы
Действующее законодательство
Налоговый режим
п. 1.7 ст. 284 НК Российской Федерации:
- налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в течение десяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была впервые получена прибыль от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в рамках договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне;
- налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, законами Республики Крым и города федерального значения Севастополь, может устанавливаться в пониженном размере. При этом указанная в настоящем абзаце налоговая ставка не может превышать 13,5 процента
Административный режим
Административные льготы, упрощающие процедуры регистрации и лицензирования предприятий на территории особой экономической зоны, льготный визовый режим въезда-выезда иностранных граждан, минимизация проверок государственных контрольно-надзорных органов в течение первых 2-3 лет деятельности предприятия в особой зоне
Таможенный режим
Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны:
- предоставление субсидий на возмещение затрат участников СЭЗ, в том числе затрат на уплату таможенных пошлин, налогов и сборов в отношении товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых для их использования при строительстве, оборудовании и техническом оснащении объектов, необходимых для реализации инвестиционных проектов;
- порядок применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, совершения таможенных операций в отношении воздушных судов, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на территории СЭЗ;
- порядок совершения таможенных операций в отношении товаров Таможенного союза, перемещаемых воздушным транспортом
Правовое регулирование инвестиционных правоотношений в свободных экономических зонах в Российской Федерации в целом и в Республике Крым в частности представлено совокупностью нормативно-правовых актов международного, федерального и регионального уровней, перечень которых содержится в табл. 6.
Таблица 6
Правовое регулирование инвестиционных правоотношений в свободных экономических зонах (СЭЗ) в Российской Федерации в целом и в Республике Крым
Название нормативно-правового акта
Особенности правового регулирования
Международный уровень
Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.).
Предусмотрено предоставление особого (специального правового) режима осуществления предпринимательской и иной деятельности, заключающегося в предоставлении резидентам особого режима налогообложения, определяемого законодательством государств - членов Таможенного союза, а также в создании иных, более благоприятных, чем общеустановленные на территории государства - члена Таможенного союза, условий для осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории свободных (специальных, особых) экономических зон
Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.).
ст. 27. Создание и функционирование свободных (специальных, особых) экономических зон и свободных складов.
В целях содействия социально-экономическому развитию государств-членов, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы, а также в иных целях на территориях государств-членов создаются и функционируют свободные (специальные, особые) экономические зоны и свободные склады.
Условия создания и функционирования свободных (специальных, особых) экономических зон и свободных складов определяются международными договорами в рамках Союза.
Правовые основы осуществления инвестиций, включая правовой режим и защиту инвестиций, возмещение ущерба и гарантии инвесторов (гарантии при экспроприации), переход прав инвесторов, порядок разрешения инвестиционных споров в государствах-членах закреплены в приложении N 16 к Договору о ЕАЭС
Федеральный уровень
Федеральный закон N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г.
1. Регулирует инвестиционные отношения, связанные с деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений.
2. Нет ссылок на нормативные акты, регулирующие осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в свободных экономических зонах.
3. Отсутствуют правовые гарантии и механизм защиты прав частных инвесторов, не определены такие субъекты инвестиционных правоотношений, как инвестиционный консультант и инвестиционный уполномоченный (омбудсмен).
4. Отсутствуют положения об инвестиционном договоре или контракте (понятие, существенные условия, особенности заключения, примерная форма)
Закон РСФСР N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" от 26 июня 1991 г.
1. В целом направлен на регулирование инвестиционных отношений на территории России.
2. Предусматривает ограниченный понятийно-категориальный аппарат (инвестиции, инвестиционная деятельность, субъекты и объекты инвестиционной деятельности), есть упоминание об инвестиционном договоре (контракте).
3. Отсутствуют правовые гарантии и механизм защиты прав частных инвесторов, не определены такие субъекты инвестиционных правоотношений, как инвестиционный консультант и инвестиционный уполномоченный (омбудсмен)
Федеральный закон N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г.
1. Определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России.
2. В соответствии со ст. 1 льготы по уплате таможенных платежей, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, а также льготы и гарантии, предоставляемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, не распространяется на отношения, связанные с осуществлением промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности резидентами особой экономической зоны.
3. Не предусмотрен досудебный или альтернативный способ урегулирования инвестиционных споров (медиация), отсутствуют положения об инвестиционном уполномоченном (омбудсмене)
Федеральный закон N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 5 марта 1999 г.
1. Регулирует отношения, связанные с защитой прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
2. Не предусматривает участия инвестиционного уполномоченного (омбудсмена) и инвестиционного консультанта
Федеральный закон N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22 июля 2005 г.
1. Применяется в части, не противоречащей вышеупомянутому Соглашению.
2. Определяет понятие, типы особых экономических зон, порядок их создания и прекращения существования; порядок применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории особой экономической зоны (не применяется на территории туристско-рекреационных ОЭЗ).
Срок существования особой экономической зоны не подлежит продлению и составляет 49 лет (ст. 6).
3. ст. 3 предусматривает исчерпывающий перечень целей создания особых экономических зон.
4. Контроль за функционированием особой экономической зоны осуществляет наблюдательный совет; отсутствует возможность функционирования органа общественного контроля.
5. Не предусмотрена примерная форма соглашения о создании ОЭЗ (ст. 15).
6. Недостаточно определены гарантии защиты прав резидентов особых экономических зон, ст. 39 предусматривает только судебное разрешение споров
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (ФЗ N 117-ФЗ от 5 августа 2000 г.)
1. ст. 162.2 НК предусматривает особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь
2. Согласно ст. 284 НК, для резидентов ОЭЗ законами субъектов России может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов России, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть выше 13,5 процента. Для резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций - резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.
3. Согласно ст. 346.8 НК, налоговая ставка единого сельскохозяйственного налога устанавливается в размере 6 процентов. Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополь налоговая ставка в отношении налоговой базы, определяемой по деятельности на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь, может быть уменьшена для всех или отдельных категорий налогоплательщиков:
в отношении периодов 2015-2016 годов - до 0 процентов;
в отношении периодов 2017-2021 годов - до 4 процентов
Федеральный закон N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь" от 29 ноября 2014 г.
1. Регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь (срок действия СЭЗ - 25 лет), в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан.
2. ст. 5 устанавливает упрощенный визовый режим для въезда иностранных граждан на территорию Крыма
3. В законе употребляется понятие "участник свободной экономической зоны", а не "резидент особой экономической зоны".
4. Установлены экономические (налоговые, таможенные) гарантии участникам свободной экономической зоны
Федеральный закон N 37-ФЗ "Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополь на переходный период" от 2 апреля 2014 г.
Определяет особенности деятельности на переходный период на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополь банков, небанковских финансовых учреждений, осуществляющих деятельность в соответствии с ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации"
Федеральный закон N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 29 декабря 2006 г. (ред. 01.05.2016)
Устанавливает новую игровую зону: границы игорной зоны на территории Республики Крым определяются органами исполнительной власти Республики Крым (п. 4.1. ст. 9)
Указ Президента Российской Федерации N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации" от 4 июня 1992 г.
Предусматривал:
- дальнейшее принятие Федерального закона "О свободных экономических зонах в Российской Федерации";
- возможность иностранным инвесторам осуществлять на территории свободных экономических зон поиск, разведку, эксплуатацию и добычу возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, включая ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны
Постановление Правительства Российской Федерации N 790 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" от 11 августа 2014 г.
1. Цели Программы - интегрирование экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений в целях обеспечения устойчивого экономического развития.
2. Задачи Программы на период 2015-2020 гг.:
- устранение ограничений транспортной инфраструктуры;
- устранение ограничений и повышение качества энергоснабжения региона;
- устранение ограничений инженерной инфраструктуры;
- развитие социальной сферы;
- обеспечение межнационального согласия.
3. Объем финансирования составляет 708 053,08 млн. руб. (в ценах соответствующих лет), из них средства федерального бюджета составляют 679 663,72 млн. руб., средства внебюджетных источников - 28 389,36 млн. руб.
4. Отсутствует положение о создании в Крыму особой (свободной) экономической зоны
Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (одобрены Правительством Российской Федерации 1 июля 2014 г.)
1. Основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене.
2. В целях создания нормативной правовой базы в области налогов и сборов на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь необходима синхронизация законодательства Республики Крым и г. Севастополя с законодательством Российской Федерации, а также внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в части введения переходных положений и правил применения российского налогового законодательства на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь в период после 1 января 2015 г.
3. Предполагается, что Республика Крым и город федерального значения Севастополь будут включены в предусмотренный ст. 25.8 НК РФ перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых реализуются региональные инвестиционные проекты, что предусматривает возможность предоставления установленных льгот по налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых, а также предоставление участникам региональных инвестиционных проектов льгот по региональным и местным налогам
Постановление Правительства Российской Федерации N 848 "О Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" от 5 декабря 2001 г.
Предусмотрены строительство и реконструкция автомобильной дороги М-2 "Крым" от Москвы через Тулу, Орел, Курск, Белгород до границы с Украиной (на Харьков, Днепропетровск, Симферополь). Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета - 13 144,8 млн. руб.
Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма N 28 "Об утверждении Порядка работы экспертных советов по вопросам свободной экономической зоны" от 9 февраля 2015 г.
Созданы два постоянно действующих коллегиальных органа:
- экспертный совет по вопросам свободной экономической зоны на территории Республики Крым;
- экспертный совет по вопросам свободной экономической зоны на территории города федерального значения Севастополь
В обязанности советов входит:
- обеспечение взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым или высшим исполнительным органом государственной власти города федерального значения Севастополь соответственно, исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований Республики Крым и города федерального значения Севастополь, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по вопросам функционирования свободной экономической зоны;
- рассмотрение проектов договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне в случае, если инвестиционной декларацией предусматривается осуществление участником свободной экономической зоны объема капитальных вложений в сумме более 100 млн. руб.
Региональный уровень
Закон Республики Крым N 61-ЗРК/2014 "Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым" от 29 декабря 2014 г.
С 1 января 2015 г. налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет Республики Крым, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, устанавливается с момента внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны в следующих размерах: 2 процента - в течение 3-х лет; 6 процентов - с 4-го по 8-й годы; 13,5 процента - с 9-го года
Закон Республики Крым N 7-ЗРК/2014 "О налоге на имущество организаций" от 19 ноября 2014 г.
1. От уплаты налога освобождаются:
- организации - в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения;
- организации, реализующие инвестиционные проекты в соответствии с законодательством Республики Крым, - в отношении имущества, создаваемого или приобретаемого для инвестиционного проекта, на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет, в части имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта и не входящего в состав налогооблагаемой базы до начала реализации инвестиционного проекта (ст. 6. Налоговые льготы)
Закон Республики Крым N 60-ЗРК/2014 "Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Республики Крым" от 29 декабря 2014 г.
С 1 января 2015 г. в отношении периодов 2015-2016 гг. налоговая ставка при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается в размере 0,5 процента
Закон Республики Крым N 59-ЗРК/2014 "Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Крым" от 29 декабря 2014 г.
В отношении периодов 2015-2016 гг. по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения:
1) налоговая ставка устанавливается в размере 3 процентов, в случае если объектом налогообложения являются доходы;
2) в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается до 7 процентов
Закон Республики Крым N 8-ЗРК/2014 "О транспортном налоге" от 19 ноября 2014 г.
Не предоставлены налоговые льготы инвесторам.
Закон Республики Крым N 21-ЗРК/2014 "О налоге на игорный бизнес" от 3 декабря 2014 г.
1. Согласно ст. 3, налоговым периодом признается календарный месяц.
2. Согласно ст. 4, ставки налога на игорный бизнес в Республике Крым устанавливаются в следующих размерах:
1) за один процессинговый центр тотализатора - 125 000,0 руб.;
2) за один процессинговый центр букмекерской конторы - 125 000,0 руб.;
3) за один пункт приема ставок тотализатора - 7000,0 руб.;
4) за один пункт приема ставок букмекерской конторы - 7000,0 руб.
Закон Республики Крым N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" от 15 января 2015 г.
Согласно ст. 8, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в дополнение к случаям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка:
1) для размещения объектов, которые предусмотрены целевыми государственными или региональными программами;
2) предусмотренного инвестиционными соглашениями, заключенными в рамках Инвестиционной декларации Республики Крым (утверждена Указом Главы Республики Крым N 272-У от 11 сентября 2014 г.), обеспечивающими существенное увеличение занятости населения Республики Крым и (или) существенное увеличение налоговых доходов при наличии соответствующего решения Главы Республики Крым;
3) предусмотренного соглашением о государственно-частном партнерстве.
Анализируя положения основных нормативно-правовых актов, регулирующих создание и функционирование особых экономических зон, в частности в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь, а также инвестиционные правоотношения, складывающиеся в указанных зонах, можно отметить следующее:
1. В российском законодательстве не выработана единая экономико-правовая терминология. Так, в ФЗ "Об особых экономических зонах" законодатель не определяет понятие свободной экономической зоны, в то время как Соглашения и Федеральный закон "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь" употребляют указанный термин. Кроме того, в разных нормативно-правовых актах употребляются схожие между собой законодательно закрепленные понятия "резидент особой экономической зоны" и "участник свободной экономической зоны".
2. Действующее инвестиционное законодательство содержит недостаточное количество положений, закрепляющих гарантии прав и интересов инвесторов, а также механизмы защиты прав инвесторов (например, досудебное разрешение инвестиционных споров альтернативными способами: медиация, институт инвестиционного уполномоченного (омбудсмена)).
3. Несмотря на установление действующим налоговым законодательством льготного налогового режима на территории свободной экономической зоны, возможно применение региональным налоговым законодательством не просто уменьшенных налоговых ставок, а освобождение участников свободной экономической зоны от уплаты региональных налогов на определенное время.
4. В рамках анализа проблем правового регулирования инвестиционных правоотношений в Крымском федеральном округе, имеющем статус свободной экономической зоны, следует определить факторы, препятствующие развитию инвестиционной деятельности и привлечению иностранных инвестиций, а также формированию благоприятного инвестиционного климата в Республике Крым.
4.1. Введение и действие экономических санкций на территории Российской Федерации, установленных в связи с вхождением Республики Крым в состав России. По мнению президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина, в 2015 г. на фоне падения инвестиций и сокращения расходов домашних хозяйств ВВП в реальном выражении снизится на 2,8%, еще более значительным может стать снижение инвестиций в основной капитал - около 10%, притом что спад на 2,7% наблюдался уже в 2014 г.*(3)
4.2. Отсутствие налаженной транспортной, инженерной, туристской, санаторно-курортной и иной инфраструктуры в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь. Как заявил заместитель министра экономического развития Российской Федерации Алексей Лихачев на брифинге в рамках Российско-японского инвестиционного форума в 2014 г., на восстановление транспортной и рекреационной инфраструктуры Крымского региона потребуется около 4-5 миллиардов долларов. Кроме того, постановлением Правительства в 2014 г. утверждена федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", объем финансирования которой составляет 708 053,08 млн. руб.
4.3. Отсутствие должного механизма защиты прав и интересов инвестора, в том числе от прямой либо косвенной экспроприации, предоставления гарантий иностранным инвесторам и обеспечения инвестиционной безопасности. При этом само понятие "инвестиционная безопасность" не закреплено действующим законодательством, что является пробелом в правовом регулировании инвестиционных отношений. Содержание инвестиционной безопасности составляют не только условия, способствующие защите прав субъектов инвестиционной деятельности при реализации инвестиционных проектов, но и иные факторы, устраняющие проблемные вопросы, возникающие у иностранных инвесторов при осуществлении деятельности на территории Российской Федерации. Одной из мер по обеспечению инвестиционной безопасности в Российской Федерации можно назвать создание в 2010 г. института федерального инвестиционного уполномоченного для сопровождения проектов иностранных инвесторов. Минэкономразвития России выполняет функции аппарата омбудсмена. Однако нормативно-правовой акт, регламентирующий деятельность инвестиционного омбудсмена, до сих пор не принят.
4.4. Отсутствие в действующем инвестиционном законодательстве основополагающих понятий инвестиционного права (инвестиционный договор, инвестиционный консультант, инвестиционный омбудсмен). На настоящий момент, в соответствии с Положением об общественном примирителе на финансовом рынке (финансовом омбудсмене) (утв. Советом АРБ, протокол от 20 сентября 2010 г. N 2; в ред. от 14 декабря 2011 г.), действует институт финансового омбудсмена, в обязанности которого входит разрешение гражданско-правовых споров, заявителем в которых является физическое лицо - клиент финансовой организации, возникающих в связи с заключением, изменением, исполнением или прекращением договоров, заключенных с финансовыми организациями и не связанных с осуществлением физическим лицом предпринимательской деятельности, а также жалоб, возникающих вследствие или в связи с деятельностью финансовых организаций, если возможность обращения к финансовому омбудсмену предусмотрена в письменных декларациях (заявлениях) сторон спора.
Институт инвестиционного омбудсмена, или инвестиционного уполномоченного, равно как и инвестиционного консультанта, сегодня функционирует в Российской Федерации. С учетом успешного опыта рассмотрения жалоб инвесторов на федеральном уровне в регионах функции инвестиционных омбудсменов возложены на заместителей полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Однако необходимая нормативно-правовая база регулирования деятельности инвестиционного омбудсмена и инвестиционного консультанта отсутствует.
В российском законодательстве понятие инвестиционного уполномоченного на федеральном уровне употребляется в ст. 7 ФЗ N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" от 7 мая 2013 г., на региональном уровне - в Законе Алтайского края N 21-ЗС от 3 апреля 2014 г. (инвестиционный уполномоченный - должностное лицо органа исполнительной власти Алтайского края или органа местного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством наделенное официальными полномочиями по привлечению инвестиций в экономику Алтайского края и содействию реализации инвестиционных проектов на его территории). Следует отметить, что региональный законодатель в законе смешивает понятия инвестиционного консультанта и инвестиционного уполномоченного, поскольку последний призван, прежде всего, способствовать защите прав и интересов частных инвесторов.
4.5. Недостаточная обеспеченность банковскими услугами в Крымском регионе, связанная с неразвитостью финансово-кредитной системы и с переходом с украинской валюты на валюту Российской Федерации. Так, например, в Крымском федеральном округе по состоянию на начало 2015 г. функционировали две кредитные организации, зарегистрированные в этом регионе, 18 филиалов и 510 внутренних структурных подразделений кредитных организаций. При этом в 2014 г. в целях реализации положений Федерального закона N 37-ФЗ "Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополь на переходный период" от 2 апреля 2014 г. Банком России приняты решения о прекращении деятельности обособленных структурных подразделений 45 банков, действовавших на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополь и зарегистрированных за пределами указанных территорий. Основанием для прекращения деятельности обособленных структурных подразделений указанных банков явилось неисполнение ими своих обязательств перед вкладчиками. Уровень институциональной насыщенности банковскими услугами в Крымском федеральном округе составил всего 0,88. Поэтому в целях реализации первоочередных мероприятий по построению банковской и расчетно-платежной систем на территории Крымского федерального округа было издано четыре приказа Банка России, направленных на адаптацию условий формирования банковской инфраструктуры в Крымском федеральном округе по всем направлениям деятельности.
4.6. Неиспользование таких финансовых инструментов привлечения инвестиций, как, например, публичное размещение акций (IPO) компаний среднего и крупного бизнеса среди населения. Размещение акций таким способом обеспечивает привлечение инвестиций в экономику Крыма и эффективное выполнение функций фондового рынка не только по перераспределению собственности компаний, но, прежде всего, по привлечению инвестиций в российские компании. Для того чтобы стать публичной компанией, требуется время, поэтому государство должно инициировать и поддерживать, а возможно, и сделать приоритетным требование к компаниям, особенно к тем, которые успешно прошли этап стартапа, проводить первичное размещение акций на рынке ценных бумаг с целью диверсификации корпоративных рисков и привлечения различных категорий инвесторов. Обращают на себя внимание проблемы отсутствия и/или слабого развития инвесторской базы, низкой инвестиционной культуры населения, недооцененность капитала компаний.
5. Согласно Федеральному закону N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 22 июля 2014 г., на территории Республики Крым будет создана пятая в Российской Федерации игорная зона. Вместе с тем, оценивая неудачный опыт создания остальных четырех зон: в Алтайском, Краснодарском, Приморском краях и Калининградской области (отсутствие клиентуры, инфраструктуры, неудачное транспортно-географическое расположение), следует задаться вопросом о необходимости создания еще одной игорной зоны.
Необходимость создания такой зоны в Республике Крым обусловлена следующими предпосылками: удобное транспортно-географическое расположение Крыма, наличие благоприятных санаторно-климатических условий для привлечения как российских, так и иностранных туристов на отдых, развлечения, в том числе в казино. При этом с появлением и развитием игорного бизнеса в Крыму целесообразно законодательно сократить наличие игровых зон в Российской Федерации до двух, реально функционирующих и приносящих прибыль, - в Краснодарском крае и Республике Крым.
6. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.), в период 2008-2012 гг. в Москве планировалось создание инфраструктуры международного финансового центра, что является приоритетным направлением социально-экономической политики России на современном этапе. Международные финансовые центры создаются, как правило, в особых экономически благоприятных зонах с развитой финансовой инфраструктурой для осуществления международных валютных кредитных операций. Кроме того, появление таких центров способствует улучшению инвестиционного климата и привлечению частных инвестиций. Вместе с тем с появлением в Российской Федерации Крымского региона, имеющего выгодное экономико-географическое расположение, в целях аккумулирования инвестиционных потоков и развития инвестиционной деятельности в России представляется целесообразным создать международный инвестиционный центр в Севастополе.
Далее в четвертой главе данного монографического исследования будут представлены предложения, практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию инвестиционного законодательства, регулирующего отношения по привлечению инвестиций в свободную экономическую зону Республики Крым и города федерального значения Севастополь.
Таким образом, реалии последнего времени обозначили проблемы развития Республики Крым как вновь обретенного субъекта Российской Федерации. С одной стороны, вхождение Крыма в состав России привело к снижению инвестиционной активности инвесторов, прежде всего иностранных, из-за сдерживающих факторов, связанных с введением и действием экономических санкций. С другой стороны, приобретение Крыма повысило значимость отечественных производителей, обеспечив высокий уровень автономности российской экономики.
|