За прошедшее время многие страны предприняли меры по либерализации национального законодательства об иностранных инвестициях, внеся в них соответствующие поправки либо принимая новые законы, предоставляющие иностранным инвесторам более благоприятные условия.
Используя иностранный капитал, любая страна одновременно стремится сохранить независимость своей экономики, что создает реальную проблему совмещения независимости, с одной стороны, и взаимодействия с привлекаемым иностранным капиталом - с другой. Несмотря на заинтересованность в привлечении капитала, развивающиеся государства и страны с переходной экономикой принимают в то же время различные меры по защите своих суверенных прав на природные и иные ресурсы, вырабатывают на многосторонней основе стандарты по урегулированию деятельности иностранных инвесторов.
В международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России и государствах - участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах.
В Указе Президента Российской Федерации N 608 "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" от 29 апреля 1996 г. рассматривается переход к новым формам государственного управления, происходящий в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов.
Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.
Несмотря на сложность переживаемого переходного периода, Россия имеет широкие возможности для обеспечения своей экономической безопасности, сохранения политического и военного статуса великой державы.
Экономическая безопасность - это устойчивое состояние защищенности национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз и влияний, прогрессивного развития личности, общества и государства.
Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.
Система экономической безопасности характеризуется целым рядом свойств, таких как устойчивость, адаптивность, инерционность, кумулятивность, независимость, способность к саморазвитию, целенаправленность, противоречивость, управляемость. В результате их исследования и дополнения можно утверждать, что данная категория является многоаспектной.
Совокупность принципов обеспечения экономической безопасности рынка средств производства, к которым следует отнести антропоцентризм, исследование исторического опыта, преемственность исторического развития, пространственную сущность, системность, идентичность, целееполагание, устойчивость к воздействиям внешней среды, сохранение экосистемы и ее воспроизводство, научность, ранжирование объектов безопасности, опережающее управление и его иерархичность, демократический централизм, информатизацию, вариативность, использование экономических методов в механизме обеспечения безопасности, образует базу для дальнейшего исследования и оценки перспектив разрешения поставленной проблемы.
В основе трансформации многих угроз экономической безопасности России лежат геополитические, геостратегические, межрегиональные, межнациональные факторы. В значительной мере за последние годы изменились внутриполитическое положение и характер экономической динамики. Так, значительно ускорился процесс глобализации, сопровождающийся появлением новых угроз национальным экономикам.
В ходе глобализации на планете устанавливается определенный порядок, благоприятствующий действиям и инициативам одних государств и фактически запретительный - для других. Ограничиваются возможности национальных правительств регулировать деятельность транснациональных корпораций при одновременном включении все новых областей в сферу их корпоративных привилегий. Складываются негативные политические последствия утраты контроля над национальной экономикой в условиях свободного движения транснациональных финансовых ресурсов и примата международного права над нормами национального права.
Потенциальную угрозу экономической безопасности России представляют узкокорпоративные интересы крупных и крупнейших корпораций, а также финансово-промышленных групп. Вред указанных компаний обусловлен их монополистической деятельностью, недобросовестной конкуренцией, созданием схем международного уклонения от уплаты налогов и противоправным (коррупционным) влиянием на государственный аппарат России, что приводит к снижению конкурентоспособности российской экономики, а в отдельных случаях порождает теневые формы экономической активности и ведет к экономическим нарушениям.
Деятельность на территории России транснациональных корпораций (ТНК) при поддержке иностранных государств также несет в себе возможные угрозы колоссального ущерба российской экономике, коль скоро они преследуют свои узкокорпоративные интересы и не считаются с национальными интересами России. Это обусловлено во многих случаях преступным использованием природных ресурсов, коррупционным лоббированием своих интересов, а также активной разведывательной деятельностью и промышленным шпионажем ТНК. ТНК в целях реализации своих интересов могут осуществлять политический диктат в отношении властей отдельной страны, организовывать дипломатическое давление по линии как соответствующих государств, так и международных организаций.
Обратимся к опыту США, которые в течение многих десятилетий были нетто-экспортером капитала (т.е. объем их зарубежных инвестиций (экспорта капитала) намного превышал объем иностранных инвестиций (импорта капитала в США)). С середины 80-х гг. XX века США стали важнейшим импортером капитала, что было связано с действием таких факторов, как стабильность экономического и политического положения страны, устойчивые темпы роста, открывающие широкие возможности для вложения капиталов, стабильность и международно признанная роль американской валюты и т.д. Однако помимо этих объективных факторов на увеличение притока иностранного капитала в США повлияла и политика, направленная на привлечение иностранных инвесторов.
Среди мер экономической политики, стимулировавших приток иностранных капиталов в США, можно назвать следующие:
- введение ограничений на импорт некоторых товаров в США, что побуждало иностранные компании в борьбе за американский внутренний рынок создавать собственное производство на территории США;
- отмена 30-процентного налога на доходы иностранцев от американских ценных бумаг;
- создание специальных экономических зон в относительно слабо развитых регионах страны;
- политика властей штатов, предоставляющих иностранным инвесторам налоговые и иные льготы. Например, в штате Миссури 50% чистого дохода корпораций с иностранным участием освобождается от налогов; в штате Коннектикут иностранному инвестору предоставляется компенсация в 1000 долл. США за каждое новое рабочее место; в штате Луизиана корпорации с иностранными инвестициями полностью освобождаются от налогов на 10 лет.
Одним из наиболее распространенных за рубежом способов обеспечения условий стабильности деятельности иностранных инвесторов является включение в законы, регулирующие их деятельность, или в соглашения о совместном предпринимательстве и инвестиционном сотрудничестве так называемой "стабилизационной оговорки".
Стабилизационная оговорка - положение договора, позволяющее сохранить для инвесторов неизменными условия, существовавшие до принятия государством нового законодательства, ухудшающего условия деятельности инвестора.
Как показывает опыт западных стран, стабилизационные оговорки не применяются автоматически ко всем случаям ухудшения условий инвестирования в связи с принятием нового законодательства. Так, инвестор не может требовать применения к нему стабилизационной оговорки, если вновь принятое законодательство касается вопросов обороноспособности и безопасности государства, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты окружающей среды.
Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой включают в свои национальные законодательства положения, которые гарантируют иностранным инвесторам:
- право пользоваться справедливым и недискриминационным режимом, т.е. условиями, благоприятствующими их деятельности;
- право беспрепятственно распоряжаться прибылью;
- право на репатриацию прибыли - вывоз прибыли иностранным инвестором из страны ее получения;
- право на достаточную компенсацию - справедливую рыночную стоимость национализированного иностранного имущества;
- недопущение так называемой "ползучей экспроприации", т.е. введения принимающей страной таких методов регулирования иностранных инвестиций, которые имеют целью их фактическую конфискацию;
- включение в законодательные акты и тексты договоров стабилизационных ("дедушкиных") оговорок;
- возможность использования средств защиты прав инвестора, обеспечивающих объективность при рассмотрении различных хозяйственных и иных споров.
Процессы глобализации мировой экономики и региональной интеграции способствуют резкому усилению мобильности, или миграции, капитала.
Частью общего процесса международного движения капитала является процесс международного инвестирования. Иностранные инвестиции имеют значительное преимущество по сравнению с другими видами международной экономической помощи.
Вывоз капитала может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме. В настоящее время преимущественное развитие получает вывоз капитала в денежной форме.
Вывоз капитала может принимать следующие формы:
1) экспорт (нормальный экономический процесс, подлежащий регулированию и не представляющей для национальной экономики угрозы);
2) "бегство" капитала - отток капитала (свидетельствует о критическом уровне проблем национальной экономики, низкой эффективности или бесперспективности внутреннего инвестирования). (Следует отметить, что любая операция нелегального перевода капитала за рубеж является противозаконной.)
Состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз.
Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия.
Россия не должна допускать критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране. Вместе с тем необходимо развивать свою экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства.
Важнейшим требованием экономической безопасности Российской Федерации является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России.
Необходимыми элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности, что определяет возрастание требований к государственной статистике в части комплексности, глубины и форм охвата объектов статистического наблюдения, качества и оперативности информации.
Правительство Российской Федерации координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих приток иностранных инвестиций.
Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент Российской Федерации.
Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует системы контроля за их исполнением. Система контроля должна учитывать права и ответственность собственника.
Экономическая безопасность перестает быть статичной. Она требует задания целей и учета механизмов их достижения, прогнозирования угроз и оценки рисков, разработки методов их нейтрализации или снижения.
|