Воскресенье, 24.11.2024, 17:54
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 40
Гостей: 40
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Правовые основы взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками и работодателями

Право на обращение в федеральную инспекцию труда как орган исполнительной власти регулируется такими нормативными правовыми актами, как Конвенция Международной организации труда N 81 <1>, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ об обращениях граждан) <2> и Федеральный закон N 294-ФЗ. Все эти акты отражают особенности взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками и работодателями.

--------------------------------

<1> См.: Конвенция Международной организации труда N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле (Женева, 11 июля 1947 г.) // СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4650.

<2> См.: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

К сожалению, формы взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками в целях эффективности защиты их трудовых прав ТК РФ четко не установлены. В то же время, исходя из анализа норм ТК РФ, нами выделяются такие формы, как взаимодействие федеральной инспекции труда с лидерами профсоюзов; информирование общественности о возможных нарушениях трудового законодательства; ведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан; рассмотрение обращений работников; опросы работников; обеспечение доступа работников к информации о деятельности федеральной инспекции труда. Рассмотрим каждую из приведенных выше форм более подробно.

Взаимодействие федеральной инспекции труда с лидерами профсоюзов может быть выражено во встречах председателя ФНПР с руководством Федеральной службы по труду и занятости, включая и ее подразделение - федеральную инспекцию труда. Эти встречи, как правило, предшествуют заключению между Федеральной службой по труду и занятости и профсоюзами соглашений, которые будут рассматриваться нами позднее.

Данная форма тесно переплетается с такими формами, как информирование общественности о возможных нарушениях трудового законодательства, а также ведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан. Эти формы вытекают из анализа ст. 356 ТК РФ. Отчасти реализацию этой формы можно представить в виде сотрудничества федеральной инспекции труда со средствами массовой информации: публикации интервью в газетах, а также телевизионные интервью, пресс-конференции с руководителями, специалистами федеральной инспекции труда, в том числе и государственных инспекций труда в субъектах РФ. Например, в силу ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права <1>, и в установленном порядке представляет их Президенту РФ и в Правительство РФ. В настоящее время эти доклады федеральная инспекция труда размещает на своем официальном сайте.

--------------------------------

<1> См.: Доклад Федеральной службы по труду и занятости об осуществлении в 2010 г. государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права // http://www.rostrud.ru; Доклад об осуществлении и эффективности в 2011 г. федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права // http://www.rostrud.ru; Доклад об осуществлении и эффективности в 2013 г. федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права // http://www.rostrud.ru; Доклад Федеральной службы по труду и занятости об осуществлении и эффективности в 2014 г. государственного надзора и контроля в сфере труда и социальной защиты населения для размещения в федеральной государственной системе "Мониторинг деятельности контрольно-надзорных органов" // http://www.rostrud.ru.

Одна из форм взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками в целях эффективности защиты их трудовых прав - это обеспечение доступа работников к информации о деятельности федеральной инспекции труда. Данная форма отражена не только в ТК РФ, но и в Федеральном законе "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" <1>. В частности, доступ работников к информации о деятельности федеральной инспекции труда может быть обеспечен несколькими способами, включая обнародование (опубликование) информации, размещение ее на сайте федеральной инспекции труда, в помещениях, занимаемых государственными инспекциями труда в субъектах РФ, предоставление информации гражданам по их запросу. Все эти способы в полной мере реализуются федеральной инспекцией труда.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 776.

Одной из основных форм взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками в целях эффективности защиты их трудовых прав является рассмотрение обращений работников. В рамках данной формы заслуживает поддержки идея внедрения "горячих линий", куда обращаются работники (потенциальные работники) по вопросам нарушений их трудовых прав и интересов. Данные линии организованы Федеральной службой по труду и занятости и активно внедряются государственными инспекциями труда в субъектах РФ. Об этом свидетельствуют данные опросов работников на сайте Роструда. Так, на вопрос о том, какой способ получения консультации по трудовому законодательству предпочтительнее, из более чем 8 тысяч опрошенных работников 43% выбрали звонок на телефон "горячей линии", 17% - личный прием в государственную инспекцию труда, 16% - письменный запрос в государственную инспекцию труда, 24% - форум Роструда <1>.

--------------------------------

<1> См.: http://www.rostrud.ru.

Еще одной формой взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками является рассмотрение их обращений. Письменные обращения работников (предложение, заявление, жалоба) подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в федеральную инспекцию труда <1>. Письменное обращение, поступившее в федеральную инспекцию труда, рассматривается инспектором в течение 30 дней со дня регистрации данного обращения (ст. 12 Закона об обращениях граждан). Так, в 2010 г. поступило 11053 обращения работников, в 2011 г. - 10764 обращения; 2012 г. - 10736 обращений; в 2013 г. - 1467 обращений; в 2014 г. - 49030 обращений (более 30 тысяч из них по Интернету); в 2015 г. - 35605 обращений граждан (7326 - на бумажном носителе, 28279 - в электронном виде). Отметим, что в 2015 году в 2 раза больше обращений поступило не непосредственно от работников, а из Администрации Президента РФ <2>. При этом обращениями граждан в Роструд считаются не только собственно обращения работников, но и обращения о предоставлении информации и консультации по вопросам трудового законодательства, о деятельности Роструда.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

<2> См.: Обзоры обращений граждан за 2012, 2013, 2014, 2015 гг. // http://www.rostrud.ru/room/obrashcheniya-grazhdan/obzor-obrashcheniy/.

Письменное обращение рассматривается в рамках внеплановой проверки. При этом согласно ст. 360 ТК РФ предварительного уведомления работодателя о проверке обращения работника не допускается. Это значит, что инспектор труда, имея распоряжение руководителя, при предъявлении служебного удостоверения вправе провести проверку обращения работника. Отдельные работодатели препятствуют инспектору в осуществлении им полномочий, другие, наоборот, оказывают содействие. В первом случае государственный инспектор труда вправе составить протокол об административном правонарушении в связи с непредоставлением информации (ст. 19.7 КоАП РФ).

При выявлении нарушений трудового законодательства государственный инспектор труда восстанавливает нарушенные трудовые права работников, предъявляя предписания работодателю об устранении нарушений, и при наличии признаков административного правонарушения привлекает его к административной ответственности, как правило, по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

На основании ч. 2 ст. 357 ТК РФ государственным инспектором труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся одновременно на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), может быть предъявлено предписание, подлежащее обязательному исполнению. Выданное предписание может быть обжаловано в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем. Если же обжалуемый вопрос находится на рассмотрении суда, то государственный инспектор труда составляет акт проверки, который может быть использован в качестве доказательства при рассмотрении и разрешении этого вопроса.

Следовательно, при обращении профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), выдача предписания зависит от усмотрения инспектора. Он либо "усмотрит" очевидность нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, либо увидит отсутствие такой очевидности. Законодатель подчеркивает, что государственный инспектор труда, реализуя свои полномочия, применяет административное усмотрение.

На практике возникают вопросы относительно определения должностным лицом явного нарушения законодательства. Между тем еще в 70-х гг. прошлого века ученые определяли явное нарушение как нарушение, которое "ни у кого не вызывает сомнения и нет необходимости глубоко анализировать сложившуюся ситуацию" <1>. Так, явным можно признать нарушение порядка применения дисциплинарных взысканий (например, дисциплинарное наказание применено позднее 6 месяцев со дня его совершения). Правда, А.В. Яковлева предлагает конкретизировать явное нарушение указанием на нарушение, которое "повлекло или может повлечь причинение вреда жизни и здоровью работников и иных лиц" <2>. Однако согласиться с данным предложением не представляется возможным, поскольку в этом случае круг явных нарушений необоснованно сужается, что не всегда практически оправданно.

--------------------------------

<1> Гудков В.С. Правовая инспекция труда в СССР (историко-правовое исследование): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1974. С. 26.

<2> Яковлева А.В. Способы защиты трудовых прав работников: концептуальный аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 149 - 150.

И если выдачу предписания законодатель ограничил вышеобозначенным образом, то о возможности привлечения в этих случаях к административной ответственности умолчал. Возникает вопрос, может ли государственный инспектор труда при одновременном рассмотрении дела им и судом при выявлении правонарушения, являющегося основанием для административной ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ, привлечь к административной ответственности в виде административного штрафа. Так как такие действия не запрещены, то государственный инспектор труда вполне правомочен при выявлении правонарушения, причем независимо от его очевидности, даже в случае рассмотрения дела в суде, составить протокол и вынести постановление об административном наказании. Получается, что суд еще не определился с виновностью должностного лица, а государственный инспектор труда уже пришел к выводу о его виновности. Полагаем, необходимо в ч. 2 ст. 357 ТК РФ установить запрет государственному инспектору труда на привлечение к административной ответственности работодателя в приведенном выше случае, подчеркнув приоритет решения суда.

Рассматривая обращения работников, государственный инспектор труда должен воздерживаться от совершения противоправных действий в отношении работодателей. Однако государственный инспектор труда должен также воздерживаться, например, от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы (ч. 2 ст. 358 ТК РФ).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (26.02.2017)
Просмотров: 310 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%