Постановлением VII съезда Федерации независимых профсоюзов России от 14 января 2011 г. утверждена Программа ФНПР "Достойный труд - основа благосостояния человека и развития страны". На базе программы достойного труда и Конвенций МОТ ФНПР разработала и утвердила Постановлением Исполкома профобъединения от 29 августа 2012 г. N 28-1 проект "Стандарты достойного труда" <1>, в котором указано в качестве одного из направлений деятельности ФНПР расширение и укрепление взаимодействия профессиональных союзов с государственными органами надзора в целях предупреждения и оперативного устранения нарушений трудового законодательства, условий соглашений и коллективных договоров. Это значит, что в целях обеспечения достойного труда в России одним из приоритетных направлений деятельности ФНПР является взаимодействие с федеральной инспекцией труда, органами прокуратуры и иными органами государственного надзора, компетенция которых содержит полномочия по предупреждению и устранению нарушений трудового законодательства.
--------------------------------
<1> http://lfpspb.com/decent-work/1809-standarty-dostoinogo-truda.html
Для достижения этой цели необходим целый комплекс мероприятий по взаимодействию ФНПР с указанными органами государства, обеспечивающий результативность защиты трудовых прав работников. Данный комплекс мероприятий должен быть направлен прежде всего на формирование и поддержание социального диалога между представителями профсоюзов, работодателей и органами власти. Социальный диалог способствует предупреждению и устранению нарушений трудовых прав.
Прежде всего отметим, что правоотношения по взаимодействию федеральной инспекции труда с профсоюзами регулируются международными актами, главой 58 ТК РФ, а также отдельными нормами закона о профсоюзах <1>. Данное взаимодействие осуществляется во исполнение п. "b" ст. 5 Конвенции МОТ N 81 о необходимости сотрудничества федеральной инспекции труда с предпринимателями и трудящимися или их организациями.
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" с изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.
В современной России деятельность федеральной инспекции труда и профсоюзов взаимосвязана; функции и задачи этих основных субъектов защиты трудовых прав работников настолько переплетаются между собой, будто их деятельность "освещает" разные стороны одной медали.
Казалось бы, в связи с осуществлением защитной функции прав работников тесно связанные между собой федеральная инспекция труда (орган федерального государственного надзора) и профсоюзы (общественная организация) должны взаимодействовать между собой на взаимоблагоприятных условиях. Вместе с тем анализ статистических данных о совместной деятельности федеральной инспекции труда и профсоюзов за 2011 год (2681 проверка), 2012 год (1744 проверки) и 2013 год (1220 проверок) показывает, что процент совместных проверок ежегодно снижается <1>.
--------------------------------
<1> См.: Доклад Федеральной службы по труду и занятости об осуществлении в 2010 г. государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права // http://www.rostrud.ru; Доклад об осуществлении и эффективности в 2011 г. федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права // http://www.rostrud.ru; Доклад об осуществлении и эффективности в 2013 г. федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права // http://www.rostrud.ru.
Думается, эффекта от совместной деятельности федеральной инспекции труда и профсоюзов можно ожидать не столько от совместных проверок, направленных на выявление и восстановление нарушенных трудовых прав работников (хотя эти проверки имеют немаловажное значение), сколько от совместного предупреждения этих нарушений, т.е. от профилактики нарушений трудовых прав работников. В конечном счете совместная деятельность федеральной инспекции труда и профсоюзов влияет на развитие механизмов социального партнерства, что является одним из приоритетных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года <1>.
--------------------------------
<1> См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.
Представляется правильным выражать совместную деятельность между федеральной инспекцией труда и профсоюзами в форме договоров, соглашений. Здесь надо сказать, что до конца прошлого века никаких соглашений о совместной деятельности между этими субъектами не заключалось <1>. И только в 1999 году было заключено соглашение, в 2006 году пересмотренное Федеральной службой по труду и занятости и Федерацией независимых профсоюзов (далее по тексту - ФНПР), об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда в организациях, входящих в обслуживание профорганизаций ФНПР.
--------------------------------
<1> Думается, что правовая природа соглашений, заключаемых между федеральными органами исполнительной власти и общественными организациями, позволяет настаивать на разноотраслевой природе этих соглашений. Однако данный вопрос нуждается в дополнительном исследовании.
К формам взаимного сотрудничества Федеральной службы по труду и занятости и ФНПР ст. 2 указанного выше соглашения относит обмен информацией о нарушениях трудовых прав работников; совместное осуществление мероприятий по защите трудовых прав работников, выявлению, устранению и предупреждению их нарушений; совместное участие в разрешении коллективных трудовых споров; обмен опытом защиты трудовых прав работников; сотрудничество в совершенствовании законодательства о защите трудовых прав работников и приведении его в соответствие с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права; сотрудничество в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; взаимодействие в организации подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров <1>.
--------------------------------
<1> Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2007. N 3.
Впоследствии, начиная с 2005 года и по настоящее время, Федеральная служба по труду и занятости практикует заключение соглашений о взаимодействии с общероссийскими отраслевыми профсоюзами (например, с Российским профсоюзом работников текстильной и легкой промышленности (6 октября 2007 г.), профсоюзом нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства РФ (16 июня 2008 г.), Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей (6 ноября 2007 г.), Общероссийским объединением профсоюзов "Конфедерация труда России" (10 июня 2011 г.), Общероссийским профессиональным союзом сметчиков (7 декабря 2010 г.) и другие соглашения (всего их 20) <1>).
--------------------------------
<1> http://www.rostrud.ru/activities/34/22830/23584.shtml
Заключение таких соглашений - это, несомненно, важная сторона взаимодействия федеральной инспекции труда как подразделения Федеральной службы по труду и занятости и профсоюзов. Однако эффективность государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, зависит не только от наличия этих соглашений, но и от тщательного и действенного контроля за их реализацией. Это значит, что усилить результат взаимодействия федеральной инспекции труда и профсоюзов необходимо путем продуманного применения уже действующих актов и соглашений, обеспечив надлежащей реализацией и контролем совместные действия проверяющих субъектов, а также контролем со стороны тех работников, чьи трудовые права федеральная инспекция труда и профсоюзы защищают.
На наш взгляд, такой контроль может найти свое выражение в полугодовых и ежегодных отчетах о взаимодействии Федеральной службы по труду и занятости и профсоюзов с соответствующими выводами и предложениями о наилучших способах результативности данного сотрудничества. Думается, что данный отчет должен размещаться на сайте Роструда для ознакомления работников с результатами работы не столько федеральной инспекции труда, сколько профсоюзов как представительного органа работников. В целях повышения эффективности защиты трудовых прав работников, очевидно, необходимо предоставить работникам право публичного обсуждения данных отчетов и внесения соответствующих жалоб и предложений. По результатам такого публичного обсуждения отчетов Федеральную службу по труду и занятости и профсоюзы необходимо обязать принимать определенные решения: корректировать отдельные положения их соглашений о сотрудничестве, положительно не влияющие на эффективность защиты трудовых прав работников, либо коренным образом пересматривать положения действующего соглашения, принимая новое.
Правоотношения по взаимодействию федеральной инспекции труда и профсоюзов могут возникать также и при защите нарушенных прав профсоюзов государственными инспекторами труда. Как это происходит?
Если исходить из задач инспекции, в частности такой задачи, как обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав граждан, то федеральная инспекция труда вполне может защищать права профсоюзов, поскольку профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов <1>. Такая защита возможна и в связи с тем, что ТК РФ содержит нормы, регулирующие деятельность профсоюзов. Нарушение этих норм означает в целом нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, государственный надзор за соблюдением которого осуществляется федеральной инспекцией труда. Значит, инспекция не только обладает правами по защите нарушенных трудовых прав профсоюзов, но и должна их защищать.
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.
Вместе с тем защита федеральной инспекцией труда трудовых прав иных представительных органов работников небесспорна. Дело в том, что ее участие в их защите законом не предусмотрено. И даже в случаях, когда инспектор труда осуществляет свои полномочия в отношении коллектива работников, например, при принятии локального нормативного акта, он не осуществляет защиту прав представительного органа работников. Анализ ст. 372 ТК РФ показывает, что вмешательство инспектора труда в процесс урегулирования коллективных трудовых разногласий влечет за собой защиту коллективных прав работников, но не прав их представительного органа. Видимо, законодатель не счел необходимым федеральную инспекцию труда четко наделить возможностью защиты трудовых прав иных представительных органов работников.
Представляет интерес и сотрудничество федеральной инспекции труда с объединениями работодателей. Согласно ст. 1 ТК РФ основной задачей трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства. Обратим внимание на то, что для эффективной деятельности федеральной инспекции труда необходимо учитывать интересы не только работников как наиболее слабой стороны трудового правоотношения, но и работодателей. Такое согласование интересов выражается в реализации ст. 355 ТК РФ, предусматривающей в качестве одной из задач федеральной инспекции труда обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Одновременно обратившись к редакции ст. 3 Конвенции МОТ N 81, мы видим, что одной из задач системы инспекции труда также является "обеспечение предпринимателей и трудящихся технической информацией и советами о наиболее эффективных средствах соблюдения законодательных положений". Вряд ли редакция приведенных выше положений как международных, так и российских нормативных правовых актов вызовет отрицательное отношение к ним со стороны работников и работодателей. Наоборот, принимая советы инспекторов труда, работодатели могут эффективно соблюдать действующее законодательство.
Одним из результатов взаимодействия федеральной инспекции труда с объединениями работодателей в настоящее время можно назвать принятие соответствующих положений. Например, на территории многих субъектов РФ государственными инспекциями труда вручаются сертификаты работодателям, соблюдающим действующее законодательство в отношении работников. В частности, в Краснодарском крае действует Положение об участии организаций и индивидуальных предпринимателей Краснодарского края в проекте "Декларирование деятельности организации по реализации трудовых прав работников и работодателей" <1>. Одним из участников данного проекта является объединение работодателей "Федерация объединений работодателей Кубани". Работодателям, положительно показавшим свою работу по выполнению основных положений трудового законодательства РФ, вручается "Сертификат доверия работодателю". Практика внедрения выдачи такого сертификата успешно отражается на продвижении товаров и услуг работодателя, на здоровой конкуренции между работниками, желающими заключить трудовые договоры именно с этим работодателем, и выражается в других преимуществах.
--------------------------------
<1> См.: http://git23.rostrud.ru/reester.shtml.
Очевидно, что эту практику необходимо внедрять во всех субъектах РФ в качестве обязательного элемента взаимодействия федеральной инспекции труда с объединениями работодателей. Это один из путей эффективной реализации ст. 355 ТК РФ.
Подчеркнем, что по результатам проведенной в МГЮА 4 - 5 июня 2015 г. международной научно-практической конференции внесено одно предложение, суть которого сводится к возможности делегирования части полномочий федеральной инспекции труда профсоюзам. Нам представляется нецелесообразной передача полномочий по рассмотрению жалоб работников только профсоюзам. Ранее нами предлагалось делегировать эти полномочия многим субъектам защиты трудовых прав при однократном их применении в досудебном порядке. Одним из таких субъектов защиты, полагаем, может быть профсоюз.
|