Нормативно-правовой акт является основным источником права в Российской Федерации в целом, и предпринимательского права, в частности. В современных условиях нормативный правовой акт как одна из самых удачных форм выражения правовых норм является весьма распространенным способом доведения содержания этих норм до сведения всего населения данной страны. Он представляет собой официальный письменный документ (акт правотворчества), исходящий от компетентного органа и содержащий решение об установлении, изменении или отмене правовых норм.
Нормативный правовой акт как источник права имеет и преимущества, и недостатки.
К преимуществам нормативного акта относятся:
- единообразие действия правовых норм на всей территории государства (например, единый режим законности, одинаковая защита прав граждан и юридических лиц и т. п.)
- активное влияние на регулируемые отношения, поскольку государство располагает специальным аппаратом для реализации правовых норм и может обеспечить этот процесс с помощью мер принуждения;
- возможность оперативного воздействия на процессы возникновения, изменения и развития определенных отношений посредством мер принуждения;
- удобство использования для лиц, применяющих право, так как содержание правовых норм записано в тексте нормативных правовых актов.
Но в силу различных причин нормативно-правовое регулирование не может быть до конца всеобъемлющим. Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, воспроизводятся, конкретизируются, дополняются, а иногда отменяются правовыми нормами, содержащимися в других источниках права.
Современные нормативные правовые акты - это порождение романогерманской правовой семьи. Тенденция к законодательному оформлению права окончательно выявилась в XIX в., когда в большинстве европейских государств были приняты писаные конституции и различные кодексы. Однако в XX в. закон как источник (форма выражения) права постепенно начинает превалировать и в других правовых системах, например в англосаксонской и мусульманской, где прежде ведущими были иные юридические источники. В тех странах, где он является классическим и первостепенным источником права (Германия, Франция, Россия), на верхней ступени иерархической системы нормативных правовых актов находятся конституции и законы (конституционные и обыкновенные). В современных условиях наблюдается тенденция повышения ценности конституционных норм, усиления их верховенства над другими нормативными актами, особенно актами исполнительной власти: декретами, ордонансами, указами, постановлениями, инструкциями (подзаконными актами).
Современный нормативный правовой акт обладает следующими характерными особенностями:
1) имеет форму письменного документа и всегда имеет определённые законодательством обязательные формальные реквизиты (название, дата принятия, подпись, разбит на части, разделы, главы, параграфы, статьи и т. п.; содержит четкие положения о том, на какую территорию или какой круг лиц распространяется действие данного акта и т.д.);
2.) издается в особом порядке компетентным государственным органом или непосредственно народом;
3) содержит нормы права и обеспечивается силой государственного принуждения;
4) обладает юридической силой, т.е. способностью реально действовать и порождать юридические последствия;
5) является частью правовой системы страны;
6) подлежит официальному опубликования в официальных изданиях на государственном языке;
7) обладает юридической силой;
8) вступает в законную силу в порядке, предусмотренном законодательством;
9) действует во времени, в пространстве, в отношении определённого круга лиц.
Все нормативные акты можно расположить по юридической силе в определенной иерархической последовательности.
Наивысшей юридической силой обладает Конституция Российской Федерации. Она обладает учредительным характером и закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:
- в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ):
- в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
- земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ);
- каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ);
- не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ);
Конституция устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:
- возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ);
- равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
- гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46 Конституции РФ).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17
декабря 1996 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы;
Кроме того, Конституция закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы. Особое место среди них занимают кодексы: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.
Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом:
а) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:
- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ"О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
- Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
б) федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:
- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах";
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
в) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:
- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
- Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";
- Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах";
- Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и др.;
г) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:
- Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)";
- Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности";
- Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах";
- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" и т.д.
Подзаконные нормативные акты:
а) указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти");
б) постановления и распоряжения Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и исполнение законов (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 584 "Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества");
в) нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, направленные на исполнение законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ (министерства, Федеральная антимонопольная служба РФ и др.);
г) акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
д) акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственноправовое содержание.
В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня.
|