Новая редакция ст. 127 Конституции СССР установила, что «главой Советского государства – Союза Советских Социалистических Республик – является Президент СССР ». Таким образом, впервые в истории нашей страны формально была введена должность «главы государства ».
Важно отметить, что институт президента СССР не был создан одномоментно. Как уже упоминалось ранее, он начал складываться ещё с декабря 1988 г., когда Председатель Верховного Совета СССР получил обширные полномочия и на конституционном уровне был назван «высшим должностным лицом советского государства ». Поэтому новый институт власти представлял собой компиляцию части полномочий Президиума Верховного Совета СССР и полномочий Председателя Верховного Совета СССР. В свою очередь, должность Председателя Верховного Совета СССР становилась сугубо технической[1].
От Президиума Верховного Совета СССР Президент получил большую часть полномочий, в том числе:
– принимать верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нём дипломатических представителей иностранных государств;
– назначать и отзывать дипломатических представителей СССР в иностранных государствах и при международных организациях;
– присваивать высшие дипломатические ранги и иные специальные звания;
– присваивать высшие воинские звания;
– награждать орденами и медалями СССР, присваивать почётные звания СССР;
– решать вопросы принятия в гражданство СССР, выхода из него и лишения советского гражданства, предоставления убежища;
– осуществлять помилование;
– объявлять общую или частичную мобилизацию; объявлять состояние войны в случае военного нападения на СССР;
– вводить чрезвычайное или военное положение в отдельных местностях.
Таким образом, передав большую часть полномочий Президиума Верховного Совета СССР Президенту СССР, законодатель оставил Президиуму Верховного Совета СССР лишь организационные полномочия в виде «осуществления подготовки заседаний Съезда и сессий Верховного Совета СССР, координирования деятельности постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, организации проведения всенародных обсуждений проектов законов СССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни ». Также Президиум Верховного Совета СССР обеспечивал «публикацию на языках союзных республик текстов законов СССР и других актов, принятых Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР, его палатами, Президентом СССР ».
Обосновывая необходимость введения поста Президента СССР, А. И. Лукьянов, делавший доклад на III Съезде народных депутатов, отмечал: «Он (Президиум Верховного Совета СССР. – Д. Л.) не будет теперь заниматься вопросами президентского характера, а сосредоточит своё внимание на организации работы Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, то есть разграничение и передача полномочий идёт главным образом между Президиумом Верховного Совета СССР и Президентом »[2].
Полномочиями Президента СССР также стали все полномочия, принадлежавшие ранее Председателю Верховного Совета СССР, а ст. 121 союзной Конституции, перечислявшая ранее полномочия Председателя Верховного Совета СССР, в прежней редакции была исключена за ненадобностью.
Вместе с тем, не останавливаясь на достигнутом, законодатель в сентябре 1990 г. наделил Президента СССР на период до 31 марта 1992 г. «правом оперативно издавать в соответствии с Конституцией СССР указы нормативного характера »[3]. На практике, согласно разъяснениям Комитета конституционного надзора СССР, это означало «право дополнять и изменять законы СССР, ранее принятые Верховным Советом СССР »[4].
Таким образом, все яснее становилось, что высшим коллективным органам власти – Съезду народных депутатов СССР и Верховному Совету СССР – теперь отводилась второстепенная роль, а высшая власть в стране передавалась Президенту СССР.
[1] Интересно отметить, что во время подготовки данной реформы, видимо взяв за основу конструкцию высшей государственной власти в США, прорабатывался вопрос о том, чтобы Верховный Совет СССР возглавлял вице‑президент СССР / Президент присягает народу // Правда от 16.03.1990, № 75. См. также: Внеочередной Третий Съезд народных депутатов СССР. 12–15 марта 1990. Стенографический отчёт. Т. III. М., 1990. С. 72–73. Однако от этой идеи отказались, поскольку посчитали, что это будет сильным влиянием президентской власти на Верховный Совет СССР, который должен был оставаться независимым.
[2] Внеочередной Третий Съезд народных депутатов СССР. 12–15 марта 1990. Стенографический отчёт. Т. I. М., 1990. С. 24.
[3] Закон СССР от 24.09.1990 «О дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественно‑политической жизни страны» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 40, ст. 802.
[4] Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 27.06.1991 № 24 (2‑29) «О полномочиях Президента СССР по Закону СССР от 24 сентября 1990 года «О дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественно‑политической жизни страны» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, № 29, ст. 856.
|