Среда, 27.11.2024, 05:27
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Сущность института президентства в СССР

Как было отмечено выше, никаких объективных предпосылок для введения поста Президента СССР не было. Данный пост был учреждён по субъективным соображениям – из‑за желания М. С. Горбачёва сохранить власть. Однако зачем ему во что бы то ни стало понадобилось сохранять власть, если он от неё с легкостью откажется в августе 1991 г., когда уйдёт с поста Генерального секретаря ЦК КПСС, и в декабре 1991 г., когда покинет пост Президента СССР? Думается, что ответ прост, и он был дан в приведённой ранее цитате М. С. Горбачёва: ему очень хотелось получить «гарантию необратимости перестройки » с целью её дальнейшей «радикализации », в том числе радикализации экономической реформы[1], иными словами, получить должность, лишиться которой стало бы намного сложнее, чем лишится должности генсека или главы Верховного Совета СССР.

А оппозиция в этом направлении нарастала с каждым днём[2]. Становилось всё очевиднее, что если рассчитывать только на партию, то в любой момент политическую карьеру М. С. Горбачёва и судьбу его перестройки могут прервать очередной Пленум ЦК КПСС или партийный Съезд. А исторический опыт октября 1964 г. и современные на тот момент события в Китае, в результате которых за поддержку демонстрантов на площади Тяньаньмэнь Генеральный секретарь ЦК КПК Чжао Цзыян был лишён своей должности, помнили очень хорошо. Также никаких гарантий не давала должность Председателя Верховного Совета СССР. Партия же свою главную миссию по поддержке и активному продвижению политики перестройки на её начальном этапе выполнила, теперь же она становилась главной преградой на пути её «радикализации», поэтому нужен был новый, не зависящий от кого бы то ни было пост. В свою очередь, и КПСС – эту, по словам М. С. Горбачёва, «паршивую взбесившуюся собаку »[3] – надо было не «отпускать с поводка », с одной стороны сохранив за М. С. Горбачёвым должность Генерального секретаря ЦК КПСС и, с другой стороны, вогнав КПСС в рамки обычной парламентской партии путём изменения ст. 6 Конституции СССР 1977 г. Поэтому реформа марта 1990 г. успешно справилась с поставленными задачами.

Сам Михаил Сергеевич не стеснялся давить на депутатов с целью заставить их поддержать проводимую реформу: «Я с теми, кто за перестройку, за успех перестройки в интересах всех советских людей и всех народов, я с теми, кто за введение президентского поста в нашей стране… (выделено мной. – Д. Л.) »[4].

Следует отметить, что ни для кого из народных депутатов не было секретом, что должность Президента СССР учреждалась именно под М. С. Горбачёва, поскольку даже доклад на III Съезде народных депутатов СССР делал не Председатель Верховного Совета СССР М. С. Горбачёв, как это делалось прежде, а его заместитель – А. И. Лукьянов[5]. Это и понятно: неудобно и самому рассказывать о реформе, и самому избираться на учреждаемый данной реформой пост.

Любыми путями М. С. Горбачёв препятствовал принятию поправок, так или иначе создающих риск его неизбрания на должность Президента СССР, в том числе поправки, по которым выборы Президента СССР становились бы обязательно альтернативными[6], а также поправки, устанавливающей возрастной предел в 65 лет для кандидатов на пост Президента СССР, понимая, что сам Михаил Сергеевич скоро приблизится к указанному возрасту[7]. Не понравилась будущему главе государства и поправка о декларировании доходов Президента СССР[8].

Таким образом, одной из главных причин, которыми, на мой взгляд, руководствовался М. С. Горбачёв, проводя реформу по учреждению поста Президента СССР, стало желание получить на тот исторический момент гарантию его политической целостности и, как следствие, «гарантию необратимости перестройки ».

 

[1] См., напр.: интервью с заместителем Председателя Совета Министров СССР Л. И. Абалкиным // «Для успеха реформы» // Правда от 15.03.1990, № 74.

[2] Даже при избрании Президента СССР у многих депутатов, по свидетельству В. С. Павлова, были сомнения в отношении кандидатуры М. С. Горбачева. Бывший премьер‑министр пишет, что, если бы выставил свою кандидатуру на данный пост Н. И. Рыжков, которого многие депутаты уговаривали это сделать, Президентом бы стал именно он. / Павлов В. С. Август изнутри. Горбачевпутч. М., 1993. С. 27.

[3] Черняев А. С. Шесть лет с Горбачевым. М., 1993. С. 356. / Цит. по: Златопольский Д. Л. Разрушение СССР (размышление о проблеме). М., 1998. С. 30.

[4] Внеочередной Третий Съезд народных депутатов СССР. 12–15 марта 1990. Стенографический отчёт. Т. I. М., 1990. С.188.

[5] Внеочередной Третий Съезд народных депутатов СССР. 12–15 марта 1990. Стенографический отчёт. Т. I. М., 1990. С. 11–26.

[6] Внеочередной Третий Съезд народных депутатов СССР. 12–15 марта 1990. Стенографический отчёт. Т. I. М., 1990. С. 390–391, 417–418.

[7] Внеочередной Третий Съезд народных депутатов СССР. 12–15 марта 1990. Стенографический отчёт. Т. II. М., 1990. С. 81, 87.

[8] Внеочередной Третий Съезд народных депутатов СССР. 12–15 марта 1990. Стенографический отчёт. Т. II. М., 1990. С. 134.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (20.04.2017)
Просмотров: 147 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%