Институт президентства в СССР учреждался одновременно с отстранением КПСС от власти путём изменения ст. 6 Конституции СССР 1977 г. То есть президентство в СССР выступило средством слома «партийной» системы управления государством.
Правда, внешне КПСС всё‑таки сохраняла свою власть путём избрания своего лидера на пост Президента СССР. Однако это было лишь внешне, поскольку к 1990 г. стало ясно, что то плачевное положение, в котором оказалась КПСС, возникло именно благодаря М. С. Горбачёву и его перестройке. Было понятно, что КПСС и Горбачёв – это не одно и то же. Поэтому он так легко и расстался с должностью генсека в августе 1991 г., при этом не только нисколько не защищая партию, а, наоборот, юридически «добивая» её, принимая указы, направленные на приостановление её деятельности и растаскивание партийного имущества.
Как уже анализировалось во 2 главе настоящего исследования, вопрос об изменении ст. 6 Конституции СССР был одним из важнейших вопросов на пути к ликвидации СССР, к нему тщательно готовились, его прорабатывали, но его решение было невозможно без создания поста Президента СССР, поскольку в противном случае М. С. Горбачёв, отстраняя от власти КПСС, отстранял бы от власти и себя как её формального лидера. Именно поэтому, как уже упоминалось, главным вопросом в повестке дня Внеочередного Третьего Съезда народных депутатов СССР стал вопрос об учреждении поста Президента СССР, а вопрос об изменении ст. 6 Конституции СССР решался попутно, заодно, как наконец возможный при данных обстоятельствах шаг. То есть, получив независимый от КПСС полновластный пост, генсек решил покончить и с «родной» партией.
Следовательно, учреждение поста Президента СССР сделало возможным отстранение от власти КПСС, а значит, и слом «партийной» системы управления государством с постепенной заменой её на единоличную систему.
|