В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ в ред. от 30.12.2015 "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 в ред. от 03.10.2015 г. "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Под лицензией понимают специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Таким образом, под термином "лицензия" можно понимать:
специальное разрешение государства на осуществление определенного вида деятельности;
специально предоставленное право, возможность, основание для осуществления деятельности ( получая лицензию, юридическое лицо или предприниматель приобретают практически исключительное право на осуществление видов деятельности, которыми лицам, не обладающим лицензиями, заниматься запрещено);
выдаваемый специально уполномоченным органом исполнительной власти или местного самоуправления документ, предоставляющий право осуществлять виды деятельности, которые согласно закону подлежат лицензированию. В отличие от ранее действовавшего закона с одноименным названием 2001 года, предусматривавшего наряду с лицензией и документы, подтверждающие наличие лицензии, ныне лицензия - это в буквальном смысле слова подтверждающий документ.
Вместе с тем понятие "разрешение" включает в себя наряду с лицензией и государственную регистрацию, стандартизацию, аккредитацию и т.п. Лицензия все же является именно разрешением, так как она выдается специально уполномоченным органом - лицензирующим органом, предусмотрена возможность ее приостановления и аннулирования.
При рассмотрении указанного термина в качестве разрешения под лицензией как одним из методов государственного воздействия на общественные отношения следует понимать юридическое согласие государства совершать те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Законодатель в определении термина "лицензия" специально подчеркивает, что на каждый конкретный вид деятельности выдается отдельная лицензия и осуществление другого вида деятельности по этой лицензии недопустимо и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
Так, например, решением Арбитражного суда Свердловской области 13.02.2007 было рассмотрено дело по заявлению прокурора г. Асбеста Свердловской области о привлечении ООО "Магазин "Спартак" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, заявленное требование удовлетворено, общество за реализацию аптечек первой помощи (автомобильных) без наличия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа.
Следует обратить внимание на то, что законодателем строго очерчен субъектный состав участвующих в процессе лицензирования лиц. Физические лица без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей не вправе получить лицензию.
Лицензирование представляет собой деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
Закон о лицензировании отменил лицензирование 17 видов деятельности, так как одной из его целей являлось упрощение входа на рынок компаний, которые могут контролироваться рыночными механизмами, а именно страхованием гражданской ответственности, надзором за соблюдением технических регламентов, саморегулируемыми организациями.
Лицензирование видов деятельности, не перечисленных в законе о лицензировании, регулируется иными законами. "Лицензирование" представляет собой один из видов политики государства по разрешению осуществления тех или иных видов деятельности хозяйствующих субъектов и юридических лиц. При этом такая разрешительная политика государства сопровождается осуществлением определенной законодательно совокупности мер, направленных на выдачу лицензий, их аннулирование или приостановление по основаниям, установленным законодателем, а также по контролю над соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении видов деятельности, лицензию на которые они получали.
Определение термина "лицензирование" претерпевало ряд изменений и законодательно было установлено только ранее действовавшим Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ. В настоящее время определение термина "лицензирование" несколько изменилось по сравнению с ранней трактовкой. Однако, как и ранее, по сути, под этим термином законодатель подразумевает конкретные действия лицензирующих органов.
Такой подход законодателя к раскрытию смысла понятия "лицензирование" не совсем обоснован, поскольку он не дает представления о смысле возникновения и существования этого правового института, не раскрывает его основные положения и цели. Именно по этой причине многие правоведы не соглашаются с данным определением.
Так, Р. Хуторецкий определяет лицензирование как урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие между компетентным государственным органом и хозяйствующим субъектом по поводу получения, продления, отзыва специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности, правовыми последствиями которых являются соответственно возникновение, продление или прекращение специальной правоспособности юридического лица или индивидуального
31
предпринимателя . [1]
Другие авторы под лицензированием понимают деятельность соответствующих государственных органов, связанную с выдачей лицензий и контролем за соблюдением лицензионных требований или как способ государственного регулирования экономической деятельности, который заключается в установлении правового режима осуществления его отдельных видов только при наличии специальных разрешений (лицензий), выдаваемых уполномоченными органами при наличии определенных условий .
Также существует мнение, что лицензирование - это правовой режим начала и осуществления отдельных, признанных законодательством, видов предпринимательской деятельности, предполагающий: государственное подтверждение и определение пределов права на ведение хозяйственной деятельности; государственный контроль за осуществлением деятельности; возможность прекращения деятельности по особым основаниям органами государства[2] [3].
Таким образом, можно сделать вывод о многозначности термина "лицензирование". Его можно рассматривать как форму государственного управления, то есть в качестве инструмента разрешительной государственной политики, как специфический вид деятельности органов исполнительной власти, как правовой институт, и наконец, как обязательное условие возникновения специальной правоспособности, дееспособности, деликтоспособности лицензиата в области осуществления лицензируемого вида деятельности.
Лицензирование осуществляют только уполномоченные на то государством в лице Правительства РФ органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, действующие в рамках, возложенных на них полномочий.
Касательно принципов, то их условно можно подразделить на конституционные, межотраслевые принципы и специальные принципы лицензирования.
К конституционным принципам относятся: принцип обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
К межотраслевым принципам относится принцип открытости и доступности информации о лицензировании, поскольку указанный постулат является не чем иным, как конституционным принципом гласности и открытости, характерным для многих отраслей права.
Остальные принципы относятся именно к основам осуществления деятельности по лицензированию.
Принцип обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации вытекает из положений ст. 8 Конституции РФ, в силу которой в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Единство экономического пространства обеспечивается существованием единой системы государственного руководства, налоговой, бюджетной, денежной систем, скоординированной работой всех структур государства.
Исходя из смысла положений ст. 74 Конституции РФ недопустимо установление на территории страны таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Какие-либо ограничения в этой сфере могут быть введены только в соответствии с федеральным законом в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Принцип единства экономического пространства характеризуется и установлением единого на всей территории Российской Федерации размера государственной пошлины за услуги, связанные с лицензированием, единства законодательства как в целом, так и в сфере лицензирования.
Принцип установления федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации направлен на создание единых условий для доступа к осуществлению лицензируемых видов деятельности для всех без исключения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также создание на всей территории Российской Федерации единообразия лицензирующих органов, уполномоченных выдавать, переоформлять, приостанавливать, возобновлять или прекращать, аннулировать лицензии.
Принцип установления исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Правительством РФ исполняется одна из важнейших функций урегулирования лицензионных правоотношений - утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности. В статье 8 предусмотрены лицензионные требования, являющиеся общими для всех видов лицензируемой деятельности, и их перечень является исчерпывающим. Установление иных лицензионных требований, не предусмотренных законом, приведет к нарушению прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере осуществления экономической деятельности.
Для каждого конкретного лицензируемого вида деятельности специальные лицензионные требования устанавливаются соответствующими положениями, утверждаемыми постановлениями Правительства РФ.
Принцип открытости и доступности информации о лицензировании. Открытость информации обозначает свободный доступ всех желающих к необходимым им сведениям, доступность этой информации для широкого круга лиц.
Указанный принцип включает в себя в первую очередь возможность свободного доступа всех без исключения лиц к любой информации о лицензировании. Это, конечно, касается и основной информации об институте лицензирования как таковом, о порядке оформления лицензий, лицензионных требованиях, которая содержится в федеральных законах, иных нормативных актах.
При этом лицензирующие органы обязаны бесплатно предоставлять соискателям лицензии или лицензиатам возможность ознакомиться с положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, перечнем технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, формами заявлений и документами, которые представляются для получения, переоформления лицензий, порядком проведения лицензирования, в том числе лицензионного контроля, а также с правами и обязанностями соискателей лицензий, лицензиатов и лицензирующих органов.
На лицензирующие органы возложены обязанности по ведению реестров лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют, а также по формированию открытого и общедоступного государственного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра лицензий, из положений о лицензировании конкретных видов деятельности, технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.
Информация, содержащаяся в реестре лицензий, а также в государственном информационном ресурсе, является доступной и открытой для ознакомления с ней как для физических, так и для юридических лиц.
В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.
Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ. Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности.
Во-вторых, лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:
полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;
фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины;
реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер), перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, и опись прилагаемых документов.
Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, не предусмотренные законом.
В течение трех рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия требованиям - о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.
В срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности, содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа, который в течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Основанием отказа в предоставлении лицензии является:
наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации;
установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;
представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на вид деятельности, если в отношении соискателя имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.
Изменение правоспособности лицензиата взаимосвязано с возобновлением или приостановлением лицензирующим органом действия лицензии и дополнительными обязанностями лицензиата по устранению обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия последней. Изменение правового статуса лицензиата обусловлено либо прекращением действия лицензии, либо ее аннулированием.
Полномочия лицензирующих органов по приостановлению действия лицензии предполагают ограничение возможности осуществления лицензиатом конкретного вида лицензируемой детальности на определенный срок в силу допущенных им нарушений лицензионных требований и условий. При этом следует учитывать разъяснения пункта 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", согласно которым приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права
34
и законные интересы других лиц .
Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях: привлечения лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований или в случае назначения лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований.
Сведения о приостановлении и возобновлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий. Действие лицензии возобновляется по решению лицензирующего органа со дня, следующего за днем истечения
Алланина Л. М. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления. Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению "Государственное и муниципальное управление". Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. С. 145-189.
срока исполнения вновь выданного предписания, или со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания.
По истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган должен быть уведомлен в письменной форме лицензиатом об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.
В случае если в установленный судом, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
Действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в следующих случаях:
представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;
прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального;
прекращение деятельности юридического лица;
наличие решения суда об аннулировании лицензии.
Не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности лицензиат, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, обязан представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление, о прекращении лицензируемого вида деятельности.
Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течение десяти рабочих дней со дня получения:
заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности;
сведений от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о дате внесения в соответствующий единый государственный реестр записи о прекращении юридическим лицом деятельности или о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
выписки из вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
Действие лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии на основании заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности, либо со дня внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
[1] Хуторецкий Р. Лицензирование в гражданском праве // Право и жизнь. 2000. N 29. С. 5-8.
[2] Воронов А. В., Трофименко И. Н. Некоторые проблемы лицензирования // Юридический мир. 1998. N 12. С. 29. Ионова Ж. А. Правовые проблемы лицензирования предпринимательства // Правоведение. 1996. N 3. С. 97 - 98.
[3] Олейник О. М. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности // Закон. 1994. N 6. С. 15.
|