Как известно, одним из самых ответственных периодов в деятельности любой организации является подготовка и сдача в налоговые органы бухгалтерской отчетности. Не являются исключением и некоммерческие организации, которые, как и все остальные, формируют свою бухгалтерскую отчетность на основе бухгалтерского учета. Причем бухгалтерский учет таких организаций имеет некоторые особенности, о которых мы и расскажем в настоящей статье.
Деятельность некоммерческих организаций (далее - НКО) регулируется, в частности, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона N 7-ФЗ НКО является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
При этом НКО могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
В силу статьи 32 Закона N 7-ФЗ бухгалтерский учет в НКО ведется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При организации и ведении бухгалтерского учета НКО руководствуются следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ);
- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н;
- Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н (далее - ПБУ 4/99);
- Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - План счетов);
- прочими нормативными документами по бухгалтерскому учету.
Обратите внимание, государственные (муниципальные) некоммерческие учреждения бухгалтерский учет ведут в соответствии с:
- Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н;
- Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" - если это бюджетное учреждение;
- Планом счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" - если это автономное учреждение;
- Планом счетов бюджетного учета и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" - если это казенное учреждение.
- иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.
Бухгалтерский учет НКО в целом аналогичен бухгалтерскому учету других хозяйствующих субъектов, осуществляющих коммерческую деятельность, то есть некоммерческие организации, так же как и организации коммерческого сектора, в обязательном порядке ведут бухгалтерский учет и сдают бухгалтерскую отчетность, поскольку такая обязанность установлена Законом N 402-ФЗ.
При этом некоммерческие организации, за некоторым исключением, согласно статье 6 Закона N 402-ФЗ вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Обратите внимание, что не могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета следующие экономические субъекты:
1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
4) микрофинансовые организации;
5) организации государственного сектора;
6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
7) коллегии адвокатов;
8) адвокатские бюро;
9) юридические консультации;
10) адвокатские палаты;
11) нотариальные палаты;
12) некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Закона N 7-ФЗ реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Таким образом, если НКО не относится к вышеуказанным экономическим субъектам, то она может воспользоваться правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета.
Из пункта 10 статьи 21 Закона N 402-ФЗ следует, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для НКО, имеющих право применять такие способы в соответствии с Законом N 402-ФЗ, должны устанавливаться федеральным стандартом. Однако на сегодняшний день такого стандарта нет.
Между тем, Минфин России дал разъяснения о порядке применения упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, изложив их:
- в Информации от 29 июня 2016 г. N ПЗ-3/2016 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности" (далее - Информация N ПЗ-3/2016);
- в Информации N ПЗ-3/2015 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности" (далее - Информация N ПЗ-3/2015).
Так, в пункте 1.2 Информации N ПЗ-3/2016, пункте 1.2 Информации N ПЗ-3/2015 сказано, что организация, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее - упрощенные способы), имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. При этом необходимо исходить из требования пункта 1 статьи 13 Закона N 402-ФЗ, согласно которому бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
При организации бухгалтерского учета организация, применяющая упрощенные способы, должна исходить из требования рациональности, то есть ее учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации, на что указывает пункт 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н (далее - ПБУ 1/2008), пункт 2 Информации N ПЗ-3/2016, пункт 2 Информации N ПЗ-3/2015.
При формировании учетной политики НКО, применяющая упрощенные способы, может предусмотреть ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи) (пункт 6.1 ПБУ 1/2008, пункт 2.1 Информации N ПЗ-3/2016, пункт 2.1 Информации N ПЗ-3/2015).
Для ведения бухгалтерского учета НКО, применяющая упрощенные способы, может сократить количество синтетических счетов в принимаемом ей рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов, что следует из пункта 3 Информации N ПЗ-3/2016, пункта 3 Информации N ПЗ-3/2015.
НКО, применяющая упрощенные способы, может, в частности:
- принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов по деятельности, приносящей доход (пункт 5 Информации N ПЗ-3/2016, пункт 5 Информации N ПЗ-3/2015);
- осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом указанная организация может принять решение не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен (пункт 19 Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденного Приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. N 126н, пункт 19 Информации N ПЗ-3/2016, пункт 10 Информации N ПЗ-3/2015);
- не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, другое) (пункт 3 Положения по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010), утвержденного Приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. N 167н, пункт 20 Информации N ПЗ-3/2016, пункт 11 Информации N ПЗ-3/2015);
- признавать все расходы по займам прочими расходами (пункт 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 107н, пункт 22 Информации N ПЗ-3/2016, пункт 13 Информации N ПЗ-3/2015);
- отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. В бухгалтерской отчетности указанная организация может не раскрывать отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и тому подобные объекты (пункт 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н, пункт 23 Информации N ПЗ-3/2016, пункт 14 Информации N ПЗ-3/2015).
Руководитель НКО, применяющей упрощенные способы, может принять ведение бухгалтерского учета лично на себя, что следует из пункта 3 статьи 7 Закона N 402-ФЗ, пункта 24 Информации N ПЗ-3/2016, пункта 15 Информации N ПЗ-3/2015.
Необходимо отметить, что обязанность НКО по составлению годовой (финансовой) отчетности вытекает из пункта 2 статьи 13 Закона N 402-ФЗ. Иное может быть предусмотрено либо другими федеральными законами, либо нормативными документами Минфина России.
Состав бухгалтерской отчетности определен статьей 14 Закона N 402-ФЗ и в общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность НКО состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. Перечисленные формы отчетности установлены Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н). Заметим, что указанными формами могут воспользоваться НКО негосударственного сектора, что следует из Приказа N 66н.
Разъяснения в отношении составления бухгалтерской (финансовой) отчетности НКО (за исключением негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов, микрофинансовых организаций) содержатся в Информации Минфина России "Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2015)" (далее - Информация (ПЗ-1/2015)).
Согласно пункту 2.1 Информации (ПЗ-1/2015) НКО раскрывает в составе приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств информацию об отдельных доходах и расходах в случае, когда:
- в отчетном году эта НКО признала (получила) доход от приносящей доход деятельности;
- показатель признанного (полученного) НКО дохода существенен;
- раскрытие данных о прибыли (убытках) организации от приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении НКО, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
- без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения НКО и финансовых результатов ее деятельности.
Информация об отдельных доходах и расходах раскрывается в отчете о финансовых результатах, форма которого утверждена Приказом N 66н (Приложение N 1).
В силу пункта 2.2 Информации (ПЗ-1/2015) НКО не обязана в составе приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств раскрывать информацию о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации.
НКО разрешается не представлять отчет о движении денежных средств (пункт 2.3 Информации (ПЗ-1/2015)). Информацию о движении денежных средств в составе приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств НК раскрывает в случае:
- когда составление и (или) представление и (или) публикация отчета о движении денежных средств предусмотрены законодательством Российской Федерации;
- когда организация добровольно приняла решение о представлении и (или) публикации такого отчета.
При этом указанная информация раскрывается с учетом правил, установленных Положением по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011), утвержденным Приказом Минфина России от 2 февраля 2011 г. N 11н, в отчете о движении денежных средств, форма которого утверждена Приказом N 66н (Приложение N 2).
НКО самостоятельно определяет (пункт 3 Информации (ПЗ-1/2015)):
- детализацию показателей по статьям отчетов;
- содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств при оформлении их в табличной форме, пример оформления которых приведен в Приложении N 3 к указанному приказу.
При формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности НКО должна исходить из требования существенности. При этом НКО, исходя из условий деятельности, а также требований законодательства Российской Федерации, самостоятельно принимает решение о существенности того или иного показателя с учетом его оценки, характера, конкретных обстоятельств возникновения.
Согласно пункту 4.3 Информации (ПЗ-1/2015) для НКО, применяющей упрощенные способы, Приложением N 5 к Приказу N 66н установлены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств. При этом в случае существенности информация о доходах и расходах указанной организации раскрывается в отчете о финансовых результатах указанного приложения.
В бухгалтерский баланс отчет о целевом использовании средств НКО, применяющей упрощенные способы, включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям). При этом для укрупненных показателей, включающих несколько показателей (без их детализации), код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.
НКО, применяющая упрощенные способы, может формировать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с пунктами 1-4 Приказа N 66н (пункт 4.4 Информации (ПЗ-1/2015)).
На основании пункта 5.1 Информации (ПЗ-1/2015) утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности НКО осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.
В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность НКО должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением, что установлено пунктом 5.2 Информации (ПЗ-1/2015).
|