Среда, 27.11.2024, 05:29
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 38
Гостей: 38
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Отчет о целевом использовании средств, в том числе социально-ориентированных некоммерческих организаций

В состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций, в том числе социально ориентированных, входит отчет о целевом использовании средств. О заполнении данной формы отчетности и пойдет речь в настоящем материале.

Напомним, что в соответствии с нормами действующего российского законодательства некоммерческой организацией (далее - НКО) является организация, не преследующая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

НКО создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физкультуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

НКО осуществляют свою деятельность в разных формах, конкретный выбор которой зависит от целей, ради которых организация создается, ее отношений с учредителями и источников финансирования. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) НКО могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов России, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Несмотря на то, что НКО создаются не ради получения прибыли, они могут вести деятельность, приносящую доходы, но при условии, что это служит достижению целей создания организации и соответствует им.

Анализ перечня целей создания НКО позволяет сказать, что все эти цели имеют социальную направленность, однако среди НКО Закон N 7-ФЗ выделяет особую группу некоммерческих организаций, которые получили название социально ориентированных.

Согласно пункту 2.1 статьи 2 Закона N 7-ФЗ социально ориентированными некоммерческими организациями признаются НКО, созданные в предусмотренных Законом N 7-ФЗ формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также следующие виды деятельности:

- социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

- охрана окружающей среды и защита животных;

- охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

- оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

- профилактика социально опасных форм поведения граждан;

- благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

- деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

- развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

- деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

- проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

- участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

- социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

- мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

- содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

- увековечение памяти жертв политических репрессий.

Обратите внимание!

С 1 января 2017 г. статья 2 Закона N 7-ФЗ будет дополнена новым пунктом 2.2, согласно которому появится еще одна группа социально ориентированных НКО - исполнители общественно полезных услуг. Под данным видом НКО будет пониматься социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам. Дополнения в Закон N 7-ФЗ внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 287-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг".

Наличие статуса социально ориентированной организации позволяет НКО рассчитывать на получение ряда льгот, в том числе по уплате налогов, а в некоторых случаях и прямой финансовой поддержки со стороны государства, на что указывает пункт 3 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ.

Некоммерческие организации, так же как и организации коммерческого сектора, в обязательном порядке ведут бухгалтерский учет и сдают бухгалтерскую отчетность. Причем ведение бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 14 Закона N 402-ФЗ установлено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных Законом N 402-ФЗ и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Обратите внимание!

Минфин России в Информации "Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2015)" (далее - Информация (ПЗ-1/2015)) дает разъяснения в отношении составления бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческими организациями (за исключением негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов, микрофинансовых организаций).

Согласно письму Минфина России от 13 августа 2013 г. N 07-01-12/32729 формы бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним утверждены Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н).

В отчете о целевом использовании средств согласно действующей форме (Приложение N 2 к Приказу N 66н) показывается:

- Остаток средств на начало отчетного года;

- Поступило средств;

- Использовано средств;

- Остаток средств на конец отчетного года.

При этом по строке "Остаток средств на начало отчетного года" отчета о целевом использовании средств отражается сумма, равная кредитовому сальдо по счету 86 "Целевое финансирование" на начало года (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению").

В разделе "Поступило средств" показываются:

- Вступительные взносы;

- Членские взносы;

- Целевые взносы;

- Добровольные имущественные взносы и пожертвования;

- Прибыль от приносящей доход деятельности;

- Прочие;

- Всего поступило средств.

Отметим, что по строкам "Вступительные взносы" и "Членские взносы" отражается информация некоммерческой организацией, основанной на членстве, исходя из принятых к бухгалтерскому учету в отчетном периоде вступительных и членских взносов.

Напомним, что под вступительными взносами обычно понимаются однократные, а под членскими - регулярно вносимые взносы на покрытие административно-хозяйственных расходов.

Принятые к бухгалтерскому учету вступительные и членские взносы, относящиеся к будущему отчетному периоду или к периоду, предшествующему отчетному, могут быть выделены отдельно, если информация о них будет признана НКО существенной (пункт 29 Информации (ПЗ-1/2015)).

По строке "Целевые взносы" отражается информация о величине принятых в отчетном периоде к бухгалтерскому учету денежных средств (иного имущества), предназначенных (пункт 28 Информации (ПЗ-1/2015)):

- для приобретения (создания) объектов основных средств, инвентаря и иного имущества общего пользования;

- для финансового обеспечения на осуществление целевых программ, предусмотренных сметой НКО.

В этой строке можно отразить средства, полученные из бюджета в виде субсидий на возмещение затрат, связанных с выполнением целевых мероприятий, что следует из пункта 1 статьи 78, пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

По строке "Добровольные имущественные взносы и пожертвования" отражаются суммы принятых в течение отчетного года к бухгалтерскому учету добровольных взносов и пожертвований.

Как правило, добровольные имущественные взносы формируются у фондов и автономных некоммерческих организаций, поскольку в силу статей 7 и 10 Закона N 7-ФЗ именно эти формы НКО учреждаются гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

Благотворительная организация по строке "Добровольные имущественные взносы и пожертвования" отражает благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме. При этом полученные организацией по договору дарения или безвозмездно материальные ценности отражаются исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, под которой понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов (пункт 30 Информации (ПЗ-1/2015)).

По строке "Прибыль от приносящей доход деятельности" отражается информация о величине чистой прибыли (в том числе прибыли от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал) отчетного года по итогам приносящей доход деятельности НКО (пункт 31 Информации (ПЗ-1/2015)).

По строке "Прочие" отражается величина иных поступлений, предназначенных для обеспечения уставной деятельности некоммерческой организации, например, сумма дополнительных взносов на покрытие убытков, образовавшихся в деятельности садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива (пункт 32 Информации (ПЗ-1/2015)).

По строке "Всего поступило средств" отражается итоговая величина средств целевого финансирования, принятых в отчетном периоде к бухгалтерскому учету. Показатель данной строки определяется суммированием показателей вышеуказанных строк раздела "Поступило средств".

В разделе "Использовано средств" показываются:

- Расходы на целевые мероприятия, в том числе:

- социальная и благотворительная помощь;

- проведение конференций, совещаний, семинаров и тому подобного;

- иные мероприятия.

- Расходы на содержание аппарата управления, в том числе:

- расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления);

- выплаты, не связанные с оплатой труда;

- расходы на служебные командировки и деловые поездки;

- содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества (кроме ремонта);

- ремонт основных средств и иного имущества;

- прочие.

- Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества;

- Прочие;

- Всего использовано средств.

При этом по строке "Расходы на целевые мероприятия" отражается информация о целевых средствах, направленных (использованных) на осуществление целевых программ, предусмотренных сметой НКО, списанных со счетов учета производственных затрат (абзац 1 пункта 33 Информации (ПЗ-1/2015)).

В составе расходов на целевые мероприятия, в частности, показываются затраты на:

- реализацию благотворительных программ;

- проведение конференций, совещаний, семинаров;

- иные целевые мероприятия.

Обратите внимание!

В этой строке не отражаются расходы на мероприятия, которые НКО проводит за плату, взимаемую с участников.

По строке "социальная и благотворительная помощь" НКО (как правило, благотворительные) отражают информацию о целевых средствах (например, о пожертвованиях, грантах), используемых для реализации благотворительных программ (абзац 2 пункта 33 Информации (ПЗ-1/2015)).

По строке "проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п." отражается информация о средствах целевого финансирования, которые использовались для проведения конференций, семинаров, круглых столов и тому подобных мероприятий, связанных с уставной деятельностью НКО.

По строке "иные мероприятия" отражается информация о средствах целевого финансирования, которые использовались для проведения целевых мероприятий, связанных с уставной деятельностью НКО, и не указанных в строках "социальная и благотворительная помощь", "проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п.".

По строке "Расходы на содержание аппарата управления" отражается информация о величине целевых средств, направленных (использованных) на покрытие расходов, связанных с содержанием аппарата управления НКО, в соответствии с утвержденной сметой (пункт 34 Информации (ПЗ-1/2015)).

В составе расходов на содержание аппарата управления НКО, в частности, показываются:

- расходы на оплату труда работников, включая исчисляемые от величины оплаты труда работников налоги и обязательные платежи в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды,

- расходы на служебные командировки и служебные поездки;

- другие расходы, связанные с содержанием аппарата управления НКО, произведенные в соответствии с утвержденной сметой.

По строке "расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления)" отражается информация о величине затрат на оплату труда административно-управленческого персонала, с учетом исчисляемых от величины оплаты труда работников налогов и обязательных платежей.

В этой строке также отражается величина признанных оценочных обязательств (абзац 3 пункта 34 Информации (ПЗ-1/2015)):

- по оплачиваемым отпускам работникам;

- по вознаграждениям работникам в виде стимулирующих выплат (вознаграждения по итогам года, премии, бонусы и тому подобное), в виде выходных пособий и иных выплат при расторжении трудового договора;

- по обеспечению вознаграждений работников после расторжения трудового договора с организацией в виде пенсий, страховых и иных выплат и тому подобное.

По строке "выплаты, не связанные с оплатой труда" отражается информация о величине средств целевого финансирования, направленных (использованных) на покрытие расходов по выплатам в пользу работников административно-управленческого персонала, не связанным с оплатой труда. Это могут быть, например, суммы материальной помощи, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда и так далее.

По строке "расходы на служебные командировки и деловые поездки" показывается информация о величине расходов на служебные командировки и деловые поездки работников аппарата управления.

Напомним, что служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Данное определение содержит статья 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). При этом под местом постоянной работы понимается место расположения организации (обособленного структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым договором.

К расходам на служебные командировки, в частности, относятся (статья 168 ТК РФ, Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки"):

- расходы на проезд;

- расходы на наем жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

- расходы на оформление заграничного паспорта, визы и других выездных документов;

- обязательные консульские и аэродромные сборы, сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта, расходы на оформление обязательной медицинской страховки и иные обязательные платежи и сборы;

- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Под деловыми поездками следует понимать служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Перечень расходов, связанных со служебными (деловыми) поездками установлен статьей 168.1 ТК РФ.

По строке "содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества (кроме ремонта)" указывается информация о расходах на содержание и обслуживание зданий, помещений, сооружений, оборудования, инвентаря и тому подобного, а также на содержание служебного автомобильного транспорта. В частности, это могут быть:

- расходы на аренду помещения, автомобильного транспортного средства;

- расходы на освещение, отопление и водоснабжение зданий и помещений;

- расходы на охрану имущества;

- расходы на обслуживание компьютеров, факсов, ксероксов и тому подобного;

- расходы на топливо и иные, расходуемые в процессе эксплуатации транспортного средства материалы.

По строке "ремонт основных средств и иного имущества" отражается информация о затратах НКО на текущий, средний и капитальный ремонт объектов основных средств и иного имущества (как подрядным, так и хозяйственным способом).

По строке "прочие" показывается информация об иных расходах НКО, связанных с содержанием аппарата управления. К ним, в частности, относятся: плата за услуги связи, консультационные и информационные услуги, доступ в Интернет.

По строке "Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества" отражается величина целевых средств, использованных на приобретение внеоборотных активов НКО, на которую увеличилась, например, статья "Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества" бухгалтерского баланса (пункт 35 Информации (ПЗ-1/2015)).

По строке "Прочие" отражается информация о затратах НКО, которые не указаны в других строках раздела "Использовано средств". К таким затратам можно отнести:

- расходы на оплату аудиторских услуг;

- расходы, связанные с публикацией бухгалтерской отчетности некоммерческой организации.

По строке "Всего использовано средств" отражается итоговая величина средств целевого финансирования, направленных (использованных) в отчетном периоде на обеспечение уставной деятельности. Этот показатель определяется суммированием показателей строк "Расходы на целевые мероприятия", "Расходы на содержание аппарата управления", "Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества", "Прочие".

По строке "Остаток средств на конец отчетного года" показывается сумма остатка средств (с учетом остатка на начало отчетного периода), равная кредитовому сальдо по счету 86 "Целевое финансирование" на конец отчетного периода.

При этом если сумма расходов некоммерческой организации равна сумме поступивших целевых средств с учетом остатка на начало года, то по статье "Остаток средств на конец отчетного года" ставится прочерк.

Если же произведенные в отчетном периоде расходы превышают поступившие целевые средства (с учетом остатка на начало отчетного периода), то разница отражается по статье "Остаток средств на конец отчетного года" в круглых скобках.

Обратите внимание!

Детализацию показателей по соответствующим строкам отчета о целевом использовании средств некоммерческие организации должны определять самостоятельно, на это указывает пункт 3 Приказа N 66н.

По каждому числовому показателю отчета о целевом использовании средств, кроме отчета, составляемого за первый отчетный год, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Для этого форма, приведенная в Приложении N 2 к Приказу N 66н, содержит графы, в которых по каждой строке отчета приводятся показатели за отчетный период и за период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду.

Если отчет о целевом использовании средств составляется для представления его в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, то в нем указываются коды показателей согласно Приложению N 4 к Приказу N 66н.

Обратите внимание!

НКО, в том числе социально ориентированные, вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, но только если они не относятся к экономическим субъектам, перечисленным в пункте 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ, на это указывают положения пункта 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ. Напомним, что не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность:

- организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

- кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

- микрофинансовые организации;

- организации государственного сектора;

- политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

- коллегии адвокатов;

- адвокатские бюро;

- юридические консультации;

- адвокатские палаты;

- нотариальные палаты;

- некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Закон N 7-ФЗ реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

НКО, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут, в частности, в отчет о целевом использовании средств (Приложение N 2 к Приказу N 66) включать показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям) или применять упрощенную форму, приведенную в Приложении N 5 к Приказу N 66н. На это указывают положения подпункта "а" пункта 6, пункта 6.1 Приказа N 66н.

Из пункта 5 Приказа N 66н следует, что если в бухгалтерской отчетности некоммерческой организации включаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей (без их детализации), то код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (21.04.2017)
Просмотров: 183 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%