Среда, 27.11.2024, 05:44
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 44
Гостей: 44
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Научные организации как некоммерческие организации - особенности регулирования, учета и налогообложения

Научной организацией, как Вы знаете, согласно положениям российского законодательства о науке и государственной научно-технической политике признается, в частности, юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность. Научные организации могут быть созданы в форме автономных учреждений, представляющих собой одну из форм государственных и муниципальных учреждений. Обо всем, что касается правового регулирования деятельности научных организаций, Вы узнаете из нашего материала.

Все юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие могут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В статье 50 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица.

Итак, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах (пункт 3 статьи 50 ГК РФ):

- потребительских кооперативов, к которым относятся, в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

- общественных организаций, к которым относятся, в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

- общественных движений;

- ассоциаций (союзов), к которым относятся, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты;

- товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья (совершенно новая форма для российского законодательства);

- казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

- общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

- фондов, к которым относятся, в том числе общественные и благотворительные фонды;

- учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

- автономных некоммерческих организаций;

- религиозных организаций;

- публично-правовых компаний;

- адвокатских палат;

- адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

- государственных корпораций.

Изменился подход к видам учредительных документов. Теперь единственным учредительным документом для всех организаций (за минимальным исключением) является устав.

В силу статьи 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила ГК РФ об уставе юридического лица.

Устав юридического лица должен содержать сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.

В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным (пункт 4 статьи 52 ГК РФ).

Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений (пункт 6 статьи 52 ГК РФ).

Как мы уже отмечали, научные организации могут быть созданы в форме автономных учреждений.

Учреждения представляют собой разнообразные виды некоммерческих организаций: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты, основанных на государственной и муниципальной собственности, а также частные учреждения, созданные и финансируемые юридическими или физическими лицами - собственниками.

Пункт 1 статьи 123.21 ГК РФ закрепляет, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц (пункт 2 статьи 123.21 ГК РФ).

При этом обратите внимание, что учреждение, созданное до дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию. Такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд (пункт 16 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в определенных случаях несет собственник соответствующего имущества (пункты 4-6 статьи 123.22, пункт 2 статьи 123.23 ГК РФ).

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения (пункт 4 статьи 123.21 ГК РФ).

Согласно статье 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества (пункты 2, 3 статьи 123.22 ГК РФ).

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества (пункт 6 статьи 123.22 ГК РФ).

Данное положение в части установления субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, распространяется на правоотношения, возникшие также после 1 января 2011 г.

Деятельность автономных учреждений также регулируется Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).

Согласно этому специальному закону автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (пункт 1 статьи 2 Закона N 174-ФЗ).

Это означает, что автономные учреждения создаются для реализации полномочий органов государственной власти, и, следовательно, на их деятельность это оказывает существенное влияние. Это является определяющим и приоритетным направлением их деятельности при оказании услуг и выполнении ими работ в рамках их основной деятельности.

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 2 статьи 2 Закона N 174-ФЗ).

Порядку создания автономного учреждения посвящена глава 2 Закона N 174-ФЗ, согласно пункту 1 статьи 5 которой автономное учреждение может быть создано путем учреждения и путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения.

Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимает Правительство Российской Федерации (пункт 2 статьи 5 Закона N 174-ФЗ), которое будет являться учредителем такого автономного учреждения, что следует из пункта 1 статьи 6 Закона N 174-ФЗ.

Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений".

Обратите внимание!

До 23 мая 2016 г. решение о создании подведомственного государственной академии наук автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принималось государственной академией наук, осуществляющей от имени Российской Федерации полномочия учредителя такого автономного учреждения и собственника закрепленного за ним федерального имущества (пункт 2.3 статьи 5 Закона N 174-ФЗ). С указанной даты эта норма отменена Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования (пункт 3 статьи 5 Закона N 174-ФЗ).

Как отмечено в письме Минфина России от 7 октября 2011 г. N 03-11-06/2/140, в соответствии со статьей 6 Закона N 174-ФЗ учредителем автономного учреждения является государство (в лице Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) или муниципальное образование. Таким образом, автономное учреждение не является бюджетным учреждением.

Согласно статье 7 Закона N 174-ФЗ учредительным документом автономного учреждения является устав, утверждаемый его учредителем, который должен содержать следующие сведения:

- наименование автономного учреждения, содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества;

- указание на тип - "автономное учреждение";

- место нахождения автономного учреждения;

- сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения;

- предмет и цели деятельности автономного учреждения;

- исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

- сведения о филиалах, представительствах автономного учреждения;

- структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов;

- иные предусмотренные федеральными законами сведения.

Основной перечень вопросов, находящихся в компетенции учредителя автономного учреждения любого уровня государственной власти или органа местного самоуправления, приведен в статье 9 Закона N 174-ФЗ. Таким образом, в настоящее время полномочия учредителя охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной деятельности учреждения, на что указано в письме Минфина России от 11 апреля 2012 г. N 12-08-06/1616. Так, в компетенцию учредителя входит:

- утверждение учреждению государственного (муниципального) задания в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью;

- принятие решения о создании или ликвидации филиалов учреждения, о его реорганизации, ликвидации, изменении типа;

- принятие решения об отнесении имущества учреждения к особо ценному движимому имуществу;

- принятие решения об одобрении сделок с имуществом учреждения;

- назначение руководителя учреждения и прекращение его полномочий;

- решение иных вопросов, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Органами управления автономного учреждения в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 174-ФЗ являются:

- наблюдательный совет автономного учреждения;

- руководитель автономного учреждения;

- иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы, например общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет.

Согласно статье 10 Закона N 174-ФЗ в автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов, куда должны входить представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.

Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения устанавливается уставом автономного учреждения, но не может быть более чем пять лет.

В соответствии со статьей 13 Закона N 174-ФЗ руководителем автономного учреждения в зависимости от его вида может быть:

- директор;

- генеральный директор;

- ректор;

- главный врач;

- художественный руководитель;

- управляющий.

Согласно части 2 статьи 13 Закона N 174-ФЗ руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, представляет его годовую бухгалтерскую отчетность наблюдательному совету для утверждения, утверждает штатное расписание автономного учреждения и план финансово-хозяйственной деятельности, регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.

Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в статье 2 Закона N 174-ФЗ. Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано (пункт 1 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности, причем отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания автономное учреждение не вправе (пункты 2, 2.1 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).

Финансовое обеспечение основной деятельности автономного учреждения, предусмотренной его уставом, а также выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (пункт 4 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 4 Закона N 174-ФЗ условия и порядок формирования задания учредителя и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

- Правительством Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. В настоящее время Порядок формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания";

- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;

- местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Отметим, что помимо государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы (оказывать услуги), относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях (пункт 6 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).

Иные виды деятельности автономное учреждение также вправе осуществлять, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям деятельность, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) (пункт 7 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии со статьей 296 ГК РФ. Собственником имущества автономного учреждения являются, соответственно, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества (пункт 2 статьи 3 Закона N 174-ФЗ).

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 174-ФЗ решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.

За автономным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, закрепляются объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота (пункт 8 статьи 3 Закона N 174-ФЗ).

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (21.04.2017)
Просмотров: 143 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%