Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Расходы, осуществляемые организациями на цели социальной защиты инвалидов, при соблюдении определенных условий учитываются в целях исчисления налога на прибыль организаций. О том, какие условия должны выполняться, и как учесть такие расходы в целях налогообложения, мы и расскажем в этой статье.
Итак, государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ).
Согласно статье 1 указанного закона инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Отметим, что под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Инвалидам в соответствии со статьей 20 Федерального закона N 181-ФЗ предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
- установления в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
- резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
- стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
- создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
- создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
- организации обучения инвалидов новым профессиям.
Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда. Такая норма предусмотрена статьей 21 Федерального закона N 181-ФЗ. Здесь же отметим, что неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты на основании статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб.
Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Теперь обратимся к Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ).
Расходы, осуществленные налогоплательщиком-организацией, использующей труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, на основании подпункта 38 пункта 1 статьи 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Учесть вышеназванные расходы в целях налогообложения можно лишь при выполнении следующих условий:
- если от общего числа работников налогоплательщика-организации инвалиды составляют не менее 50 процентов;
- доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов.
Обратите внимание на то, что при определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Для справки: Порядок расчета среднесписочной численности работников утвержден Приказом Росстата от 28 октября 2013 г. N 428 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации".
Как указано в подпункте 38 пункта 1 статьи 264 НК РФ целями социальной защиты инвалидов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, признаются:
- улучшение условий и охраны труда инвалидов;
- создание и сохранение рабочих мест для инвалидов (закупка и монтаж оборудования, в том числе организация рабочих мест для надомников);
- обучение и трудоустройство инвалидов;
- изготовление и ремонт протезных изделий;
- приобретение и обслуживание технических средств реабилитации (в том числе приобретение собак-проводников);
- санаторно-курортное обслуживание инвалидов, а также лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов;
- защита прав и законных интересов инвалидов;
- мероприятия по интеграции инвалидов в общество (в том числе культурные, спортивные и иные подобные мероприятия);
- обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов);
- приобретение и распространение среди инвалидов печатных изданий общественных организаций инвалидов;
- приобретение и распространение среди инвалидов видеоматериалов с субтитрами или сурдопереводом;
- взносы, направленные указанными организациями общественным организациям инвалидов на их содержание.
Общественные организации инвалидов, а также налогоплательщики-учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, помимо расходов на перечисленные выше цели социальной защиты инвалидов, учитывают в целях налогообложения расходы в виде средств, направленных на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов. Эти расходы в соответствии с подпунктом 39 пункта 1 статьи 264 НК РФ также учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Получатели средств, предназначенных на цели социальной защиты инвалидов и на осуществление деятельности общественной организации инвалидов, по окончании налогового периода должны представить в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.
Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций в соответствии с нормами статьи 285 НК РФ признается календарный год, то есть период времени с 1 января по 31 декабря.
Если полученные средства использованы не по целевому назначению, они признаются доходом налогоплательщика - получателя этих средств с момента, когда средства фактически использованы не по целевому назначению.
Расходы на цели социальной защиты инвалидов и расходы, направленные на осуществление деятельности общественных организаций инвалидов, а также налогоплательщиков-учреждений, единственными собственниками имущества, которых являются общественные организации инвалидов, то есть расходы, указанные в подпунктах 38 и 39 пункта 1 статьи 264 НК РФ, не могут быть включены в расходы, связанные:
- с производством и реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых и иных товаров по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими организациями инвалидов. Данный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 920 "Об утверждении перечня товаров, в расходы на производство и (или) реализацию которых для определения налоговой базы при исчислении налога на прибыль не могут быть включены средства, израсходованные на обеспечение социальной защиты инвалидов и (или) деятельности общественных организаций инвалидов";
- с оказанием посреднических услуг, связанных с реализацией таких товаров, минерального сырья и полезных ископаемых.
Общественная организация инвалидов может осуществлять коммерческую и некоммерческую деятельность, то есть может иметь целевые расходы и расходы, связанные с коммерческой деятельностью. Как правило, общехозяйственные расходы организации относятся к обоим видам деятельности. В письме Минфина России от 24 июня 2009 г. N 03-03-06/4/51 сделан вывод, что сумма общехозяйственных расходов может быть отнесена к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, только в части коммерческих расходов, которые определяются в соответствии с принятым в организации принципом распределения общехозяйственных расходов на целевые и расходы по коммерческой деятельности.
Следует заметить, что, по мнению Минфина России, высказанному в письме от 11 октября 2010 г. N 03-01-11/4-295, в настоящее время для общественных организаций инвалидов установлено достаточное количество налоговых льгот, и устанавливать дополнительные налоговые льготы нецелесообразно.
Несколько слов следует сказать о ставке налога на прибыль.
Общая налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 284 НК РФ, составляет 20 процентов. Причем сумма налога распределяется следующим образом:
- сумма налога, исчисленная по ставке в размере 2 процента, подлежит зачислению в федеральный бюджет;
- сумма налога, исчисленная по ставке 18 процентов, подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 284 НК РФ. Например, Законом города Москвы от 5 марта 2003 г. N 12 определена ставка налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов, в размере 13,5%.
Согласно статье 1 названного закона такая налоговая ставка установлена:
- для общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) в течение отчетного (налогового) периода составляют не менее 80%;
- организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, указанных в пункте 1 статьи 1 Закона города Москвы от 5 марта 2003 г. N 12;
- организаций, использующих труд инвалидов.
|