Суббота, 30.11.2024, 12:24
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Социальный налоговый вычет на благотворительность и пожертвования

Если налогоплательщик несет социальные расходы, то при определении своей налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц он может воспользоваться социальными вычетами.

В данной статье поговорим об одном из социальных видов вычетов - вычете на пожертвования.

В силу пункта 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходы физических лиц, которые облагаются налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) по ставке 13% (за исключением доходов от долевого участия в организации), можно уменьшить на величину налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных главой 23 НК РФ.

Следовательно, налогоплательщик вправе уменьшить свою налогооблагаемую базу по НДФЛ на:

- стандартные налоговые вычеты, предусмотренные статьей 218 НК РФ;

- социальные налоговые вычеты, предусмотренные статьей 219 НК РФ;

- инвестиционные налоговые вычеты, предусмотренные статьей 219.1 НК РФ;

- имущественные налоговые вычеты, предусмотренные статьей 220 НК РФ;

- налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, предусмотренные статьей 220.1 НК РФ;

- налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе, предусмотренные статьей 220.2 НК РФ;

- профессиональные налоговые вычеты, предусмотренные статьей 221 НК РФ.

Социальные налоговые вычеты предоставляются в тех случаях, когда налогоплательщик несет определенные расходы. Это так называемые социальные расходы, и они связаны с пожертвованием, обучением, лечением, с негосударственным пенсионным обеспечением и (или) добровольным пенсионным страхованием и (или) добровольным страхованием жизни, а также с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию. Поэтому и социальные налоговые вычеты предоставляются по пяти основаниям:

1) по расходам на пожертвования (подпункт 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ);

2) по расходам на обучение (подпункт 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ);

3) по расходам на лечение (подпункт 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ);

4) по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение и (или) добровольное пенсионное страхование и (или) добровольное страхование жизни (подпункт 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ);

5) по расходам на уплату дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (подпункт 5 пункта 1 статьи 219 НК РФ).

При этом в соответствии с абзацем 7 пункта 2 статьи 219 НК РФ социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2-5 пункта 1 статьи 219 НК РФ (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 руб. за налоговый период. Причем налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета.

Рассмотрим более подробно вычет на пожертвования.

Для начала необходимо определить, что является пожертвованием.

В соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований:

- благотворительным организациям;

- социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях;

- некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;

- религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;

- некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (далее - Закон N 275-ФЗ).

Указанный вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

При этом, как сказано в письме Минфина России от 9 августа 2013 г. N 03-04-05/32319, статья 219 НК РФ не содержит ограничений для получения налогоплательщиком социального налогового вычета в случае, если налогоплательщик является сотрудником некоммерческой организации, в пользу которой он совершил пожертвование.

Пример

Гражданин Иванов в 2015 году перечислил денежное пожертвование религиозной организации на уставные цели в сумме 200 000 руб. Предположим, что доход Иванова, облагаемый НДФЛ, за этот год составил 465 000 руб.

Сумма пожертвования превышает 25% суммы дохода Иванова (200 000 руб. > (465 000 руб. x 25%)). Таким образом, размер социального налогового вычета, который Иванов вправе заявить, составляет 116 250 руб. (465 000 руб. x 25%).

При возврате налогоплательщику пожертвования, в связи с перечислением которого им был применен социальный налоговый вычет в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ, в том числе в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Законом N 275-ФЗ, налогоплательщик обязан включить в налоговую базу налогового периода, в котором имущество или его денежный эквивалент были фактически возвращены, сумму социального налогового вычета, предоставленного в связи с перечислением некоммерческой организации соответствующего пожертвования (абзац 8 подпункта 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ).

Согласно разъяснениям контролирующих органов, приведенным в письмах Минфина России от 4 июля 2012 г. N 03-04-05/7-838, ФНС России от 16 августа 2012 г. N ЕД-4-3/13603@, от 6 апреля 2011 г. N КЕ-4-3/5392@ "О налоге на доходы физических лиц", перенос неиспользованного социального налогового вычета на последующие налоговые периоды статьей 219 НК РФ не предусмотрен. Таким образом, если вычет полностью не удалось использовать в текущем году, то на следующий год его остаток не переносится. Он так и останется неиспользованным.

Как было сказано выше, социальный вычет предоставляется в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований (подпункт 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Понятие вещи, в свою очередь, включает деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права (статья 128 ГК РФ). Иначе говоря, пожертвование может быть совершено различными способами: как перечислением денежных средств, так и передачей какого-либо имущества (например, автомобиля, оргтехники).

НК РФ не содержит уточнения о том, в какой форме (денежной или натуральной) такие пожертвования должны быть осуществлены. Вместе с тем, Минфин России в письме от 30 декабря 2013 г. N 03-04-08/58234 указал, что подпункт 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ не ограничивает право налогоплательщика на получение социального налогового вычета в случае осуществления пожертвований в натуральной форме.

В силу пункта 2 статьи 219 НК РФ социальный вычет по расходам на пожертвование предоставляется налоговыми органами. Основанием для его предоставления является налоговая декларация, подаваемая налогоплательщиком в налоговую инспекцию по окончании налогового периода.

Заметим, что в НК РФ не предусмотрен перечень документов, представляемых в налоговую инспекцию вместе с налоговой декларацией для получения данного социального вычета. Однако если следовать разъяснениям ФНС России, приведенным в письме от 22 ноября 2012 г. N ЕД-4-3/19630@ "О направлении информации" (далее - письмо N ЕД-4-3/19630@) в налоговый орган необходимо представить:

- налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 24 декабря 2014 г. N ММВ-7-11/671@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме";

- копии документов, подтверждающих перечисление пожертвований (например, квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные поручения);

- заявление на возврат НДФЛ, которое представляется в случае, если в налоговой декларации исчислена сумма налога к возврату.

Отметим, что названное заявление на сегодняшний день представляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. N ММВ-7-8/90@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, штрафов".

Обратите внимание, что ФНС России в письме N ЕД-4-3/19630@ подчеркивает, что указанный перечень документов является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (21.04.2017)
Просмотров: 148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%