Среда, 27.11.2024, 06:41
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 66
Гостей: 66
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Социальная реклама - регулирование, налог на прибыль и НДС

В последнее время все более широкое распространение получает социальная реклама. Об особенностях налогообложения операций, связанных с производством и размещением социальной рекламы, мы и поговорим в данной статье.

Правовые основы рекламной деятельности определяет Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).

Согласно пункту 11 статьи 3 Закона N 38-ФЗ, социальная реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 38-ФЗ рекламодателями социальной рекламы могут выступать:

- физические лица;

- юридические лица;

- органы государственной власти;

- органы местного самоуправления;

- муниципальные органы (не входящие в структуру органов местного самоуправления).

Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют закупки работ, услуг на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах 5% годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном главой 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Закона N 38-ФЗ).

В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 10 Закона N 38-ФЗ (пункт 4 статьи 10 Закона N 38-ФЗ). Эта норма подтверждается и арбитражной практикой, в частности постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 апреля 2010 г. по делу N А69-2333/2009. В данном постановлении было определено, что размещенная индивидуальным предпринимателем социальная реклама соответствует требованиям статьи 10 Закона N 38-ФЗ и у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для аннулирования выданных предпринимателю разрешений на установку рекламных конструкций для распространения наружной рекламы.

Как установлено материалами дела, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города и индивидуальным предпринимателем, были заключены договоры о предоставлении земельных участков в аренду, согласно которым земельные участки были переданы предпринимателю для использования в целях установки рекламных конструкций. Предпринимателю были выданы разрешения на установку указанных конструкций, однако спустя полтора года распоряжениями заместителя мэра города данные разрешения были аннулированы в связи с использованием рекламной конструкции не для распространения рекламы, социальной рекламы. Также было принято решение о демонтаже этих конструкций и удалении с них информации.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения индивидуального предпринимателя в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявление предпринимателя, суды первой и апелляционной инстанций признали информацию на баннерах "Кому выгодно разорение Туваасбест, кто они" социальной рекламой, поскольку в ней нет ссылок на конкретное юридическое лицо, так как в данном городе расположены три юридических лица, в наименовании которых имеется слово "Туваасбест". Исходя из этого, суды приняли решение об удовлетворении требования предпринимателя.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона N 38-ФЗ в социальной рекламе допускается упоминание:

- об органах государственной власти, иных государственных органах;

- об органах местного самоуправления;

- о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления;

- о спонсорах;

- о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным статьей 10 Закона N 38-ФЗ;

- о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. Благотворительный характер помощи таким физическим лицам определяется целями благотворительной деятельности, перечисленными в статье 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

В письме ФАС России от 16 июня 2011 г. N АК/22793 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О рекламе" указано, что предоставление возможности упоминания в социальной рекламе о физических лицах - получателях благотворительной помощи позволит расширить возможности привлечения средств массовой информации для проведения адресного сбора благотворительных пожертвований и будет способствовать привлечению к благотворительной деятельности дополнительного внимания граждан. Наличие у лица заболевания, необходимое лечение и его стоимость могут подтверждаться различными документами, в первую очередь медицинскими справками и заключениями. О трудной жизненной ситуации могут свидетельствовать различные обстоятельства - заболевание или смерть родителей (одного из родителей), потеря ими работы по не зависящим от них обстоятельствам (незаконное увольнение, сокращение штата) в многодетной семье, утрата лицом жилья либо иного имущества в результате мошенничества, стихийного бедствия или воздействия техногенных факторов), иные обстоятельства, ограничивающие материальные ресурсы человека либо его семьи, в том числе иждивенцев.

Также несколько слов скажем о социально ориентированных некоммерческих организациях.

Понятие социально ориентированной некоммерческой организации и критерии отнесения некоммерческих организаций к числу "социально ориентированных некоммерческих организаций" определены в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).

В силу пункта 2.1 статьи 2 указанного закона социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Законом N 7-ФЗ формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Закона N 7-ФЗ.

По смыслу пункта 3 статьи 14 и пункта 1 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ сведения об осуществлении некоммерческой организацией деятельности, позволяющей ей получить статус социально ориентированной, должны содержаться в ее учредительных документах.

Таким образом, при решении вопроса о правомерности упоминания в социальной рекламе определенной некоммерческой организации необходимо установить, соответствует ли ее статус положениям Закона N 7-ФЗ, путем исследования учредительных документов.

При этом следует учитывать, что упоминания о таких организациях в социальной рекламе допускается исключительно при условии, что содержание этой социальной рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

Пунктом 6 статьи 10 Закона N 38-ФЗ установлено, что в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах не может превышать 3 секунды, в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - 3 секунды и такому упоминанию должно быть отведено не более чем 7% площади кадра, а в социальной рекламе, распространяемой другими способами, - не более чем 5% рекламной площади (пространства). Данное ограничение введено в целях предотвращения злоупотреблений неправомерного использования статуса социальной рекламы в коммерческих целях. При этом на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи ограничения продолжительности не распространяются.

Обратите внимание!

В соответствии с пунктом 6 статьи 20 Закона N 38-ФЗ распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается.

Поскольку социальная реклама не является рекламой, на нее не распространяются положения статьи 20 Закона N 38-ФЗ, соответственно распространение звуковой социальной рекламы в салонах общественного транспорта не противоречит Закону N 38-ФЗ. Данные разъяснения приведены в письме ФАС России от 11 сентября 2012 г. N АК/29576 "О социальной рекламе".

Далее рассмотрим особенности налогообложения операций, связанных с производством и размещением социальной рекламы.

Согласно подпункту 32 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит обложению НДС безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе. Указанные операции не подлежат налогообложению при соблюдении одного из требований к социальной рекламе установленных пунктом 6 статьи 10 Закона N 38-ФЗ.

Требования к упоминаниям о спонсорах, установленные подпунктом 32 пункта 3 статьи 149 НК РФ, не распространяются на упоминания в социальной рекламе на лиц, перечисленных в пункте 6 статьи 10 Закона N 38-ФЗ.

Таким образом, услуги по производству и (или) распространению социальной рекламы, оказываемые рекламопроизводителями и (или) рекламораспространителями, не облагаются НДС в случае, если данные услуги оказаны на безвозмездной основе, при выполнении требований, установленных подпунктом 32 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

В письме ФНС России от 18 ноября 2011 г. N ЕД-4-3/19322@ "О разъяснении отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся налогообложения производства и размещения социальной рекламы" (далее - письмо N ЕД-4-3/19322@) указано, что налоговый орган в случае сомнения в отношении правомерности и обоснованности применения рекламопроизводителями или рекламораспространителями освобождения от налогообложения данных операций вправе с соответствующим запросом обратиться в антимонопольный орган (в Федеральную антимонопольную службу), соответствующие органы государственной власти (органы местного самоуправления).

Отметим, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 статьи 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такая норма установлена пунктом 5 статьи 149 НК РФ.

Что касается налога на прибыль организаций, то согласно подпункту 48.4 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, учитываются в составе прочих расходов при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных подпунктом 32 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Таким образом, организации, которые понесли затраты на производство или распространение социальной рекламы, вправе учесть их в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, подпунктом 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ установлено, что к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров.

Следовательно, вышеуказанные доходы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, если налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

По мнению специалистов налоговой службы, изложенному в письме N ЕД-4-3/19322@, указанная норма может распространяться на некоммерческую организацию - заказчика социальной рекламы, расходы по производству и размещению которой берут на себя производители, распространители или спонсоры. В этой связи у некоммерческой организации не возникает внереализационный доход и, как следствие, отсутствует обязанность по уплате налога на прибыль.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (21.04.2017)
Просмотров: 133 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%