Управление товариществом собственников жилья является одним из способов управления многоквартирным домом, который предлагает собственникам помещений в таком доме российское жилищное законодательство.
Товарищество собственников жилья, создаваемое в форме некоммерческой организации, является юридическим лицом, и как всякое юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банке, печать со своим наименованием, а одной из обязанностей правления товарищества является ведение реестра членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
О бухгалтерском учете в товариществах собственников жилья мы и поговорим в этой статье.
Товариществом собственников жилья, согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Органами управления товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества, что определено статьей 144 ЖК РФ, одной из обязанностей правления ТСЖ на основании пункта 7 статьи 148 ЖК РФ является, как мы сказали в начале статьи, ведение реестра членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Основным документом, которым должно руководствоваться ТСЖ при ведении бухгалтерского учета является Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ).
Кроме вышеназванного документа вопросы бухгалтерского учета согласно статье 21 Федерального закона N 402-ФЗ регулируются федеральными и отраслевыми стандартами, рекомендациями в области бухгалтерского учета, стандартами экономического субъекта.
В настоящее время федеральные и отраслевые стандарты, предусмотренные Законом N 402-ФЗ, находятся в стадии разработки. Так, например, Приказом Минфина России от 23 мая 2016 г. N 70н "Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг." утверждена программа разработки и внедрения в 2018-2020 годах новых федеральных стандартов бухгалтерского учета.
Стоит отметить, что в настоящий момент уже подготовлены проекты федеральных стандартов бухгалтерского учета "Запасы" и "Основные средства", разработанные Фондом "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр". Внедрение данных стандартов планируется в 2018 году. Ознакомиться с текстами проектов можно на сайте: http://bmcenter.ru/Files/proekt_FSBU_Zapaci и http://bmcenter.ru/Files/proekt_FSBU_Osnovniye_sredctva.
На основании статьи 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения новых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ. Одним из таких стандартов на сегодняшний день является Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н (далее - ПБУ 1/2008), которое применяется в части, не противоречащей Федеральному закону N 402-ФЗ. Формированием учетной политики занимается главный бухгалтер или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, что следует из пункта 4 ПБУ 1/2008. Приказ (распоряжение) по учетной политике ТСЖ утверждается ее руководителем.
Согласно статье 5 Федерального закона N 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются факты хозяйственной жизни, активы и обязательства, источники финансирования деятельности экономического субъекта, доходы и расходы, иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Бухгалтерский учет в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ, должен вестись непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
Для отражения операций на счетах бухгалтерского учета следует руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - План счетов). Но План счетов содержит большое количество счетов, которые вряд ли будут использоваться ТСЖ в силу специфики его деятельности. Поэтому ТСЖ на основе предлагаемого Минфином Плана счетов следует разработать и утвердить свой рабочий план счетов, то есть выбрать те счета бухгалтерского учета, на которых будут отражаться осуществляемые ТСЖ хозяйственные операции. Рабочий план счетов следует утвердить приказом по учетной политике ТСЖ.
ПБУ 1/2008 содержит положение о том, что при формировании учетной политики должны быть утверждены формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, документов для внутренней бухгалтерской отчетности, а также правила документооборота и технология обработки учетной информации (пункт 4 ПБУ 1/2008). Первым этапом при разработке правил документооборота является определение видов первичной учетной документации, которая будет использоваться ТСЖ для документального подтверждения фактов хозяйственной деятельности.
Статьей 9 Федерального закона N 402-ФЗ установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. В аналогичном порядке утверждаются и формы регистров бухгалтерского учета, что следует из статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ.
Таким образом, ТСЖ могут разработать свои формы документов либо использовать унифицированные, разработанные Госкомстатом России. Если ТСЖ примет решение об использовании унифицированных форм документации, то это положение должно быть закреплено в учетной политике.
Не следует забывать о том, что ТСЖ, руководствуясь пунктом 1 статьи 29 Федерального закона N 402-ФЗ, обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскую (финансовую) отчетность, аудиторские заключения о ней, в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Несколько слов следует сказать и о формах отчетности, которые должно представлять ТСЖ. Исходя из Информации Минфина России "Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)", при составлении бухгалтерской отчетности некоммерческие организации руководствуются:
- законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете;
- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, в части, не противоречащей Федеральному закону N 402-ФЗ;
- Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н, в части, не противоречащей Федеральному закону N 402-ФЗ;
- Планом счетов бухгалтерского учета, о котором мы упомянули выше;
- Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций";
- иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.
В соответствии с Федеральным законом N 402-ФЗ бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, а значит и ТСЖ, в общем случае состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. На это же указывает Минфин России в письме от 13 августа 2013 г. N 07-01-12/32729.
Вместе с тем, как следует из письма Минфина России от 27 декабря 2013 г. N 07-01-06/57795 "Об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность", некоммерческие организации, указанные в подпункте 2 пункта 4 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ, вправе применять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то есть применять только бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств.
Поскольку ТСЖ является некоммерческой организацией, оно вправе вести упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Из пункта 10 статьи 21 Закона N 402-ФЗ следует, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для ТСЖ, имеющих право применять такие способы в соответствии с Законом N 402-ФЗ, должны устанавливаться федеральным стандартом. Однако на сегодняшний день такого стандарта нет.
Между тем, Минфин России дал разъяснения о порядке применения упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, изложив их:
- в Информации от 29 июня 2016 г. N ПЗ-3/2016 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности" (далее - Информация N ПЗ-3/2016);
- в Информации N ПЗ-3/2015 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности".
Так, в пункте 1.2 Информации N ПЗ-3/2016, пункте 1.2 Информации N ПЗ-3/2015 сказано, что организация, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее - упрощенные способы), имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. При этом необходимо исходить из требования пункта 1 статьи 13 Закона N 402-ФЗ, согласно которому бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
В собственности ТСЖ может находиться движимое имущество, а также недвижимость, расположенная внутри или за пределами многоквартирного дома. Из статьи 151 ЖК РФ вытекает, что средства ТСЖ состоят из:
- обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества;
- доходов от хозяйственной деятельности товарищества. На основании решения общего собрания ТСЖ доход от хозяйственной деятельности используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом ТСЖ. Дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности ТСЖ, предусмотренные ЖК РФ и уставом товарищества (пункт 3 статьи 152 ЖК РФ);
- субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий;
- прочих поступлений.
Поскольку в рамках одной статьи рассмотреть порядок отражения в бухгалтерском учете всех возможных хозяйственных операций, осуществляемых ТСЖ, не представляется возможным, остановимся на некоторых из них.
|