Философия права Нового времени.
В эпоху буржуазных революций сама жизнь требовала философского осмысления правовой реальности. Рушились устои сословнодворянского, феодального права, сдавала свои позиции религиозная правовая идеология. Новому классу была нужна новая система права и его новое философское обоснование. Большое внимание философскоправовым вопросам уделял основоположник философии Нового времени Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Один из разделов его труда «Великое восстановление наук» так и называется: «О всеобщей справедливости или об источниках права». Ф. Бэкон показал, что право можно рассматривать либо с позиции философии, но эта наука далека от практики, либо с позиции юриспруденции, но она «закована в кандалы» своего учения, догматична и не приводит к нужным обобщениям. Да и доступно изучение философских аспектов права, полагал Бэкон, не каждому смертному, а лишь политическим деятелям. Дальнейшее развитие философия права получила в творчестве английского мыслителя Томаса Гоббса (1588-1679). В противоположность Аристотелю, утверждавшему, что одни люди по природе - рабы, а другие - господа, и догмату христианской религии, возведённому в краеугольный принцип феодально-сословной идеологии, о том, что люди равны лишь перед Богом, Гоббс утверждал, что все люди равны от рождения, поскольку «природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей...». Очевидно, этот тезис вытекал из потребности нарождавшейся буржуазии ликвидировать сословные преграды, сословные различия в правах.
Далее Т. Гоббс отмечал, что равенство между людьми влечёт за собой взаимное недоверие, ибо из равенства способностей возникает равенство надежд на достижение целей. Но в процессе достижения целей появляется конкуренция, страх за свою собственность, стремление погубить или подчинить конкурента. Жажда славы лишь усугубляет взаимное недоверие и соперничество. «Отсюда видно, - утверждал Гоббс, - что, пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех». Страх смерти, стремление к хорошей, безопасной жизни заставляют людей искать альтернативу естественному состоянию. И такая альтернатива есть - это состояние мира. Главным условием его формирования Гоббс считал естественные законы. Они вытекают из естественного права (jus naturale) как свободы человека делать всё, что заблагорассудится. Но до тех пор, пока он поступает только согласно собственным желаниям, взаимная вражда людей будет продолжаться. Поэтому право делать или не делать дополняется обязанностью делать или не делать. Именно эта обязанность и выступает в форме естественного закона. «Естественный закон, lex naturaiis, есть предписание, или найденное разумом (reason) общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к её сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни». Общее правило, основанное на здравом смысле, гласит, что человек должен стремиться к миру, а если мир не достигается, он может использовать любые средства, дающие преимущество в войне. Из этого правила вытекает главный естественный закон: «искать мира и следовать ему, защищать себя всеми возможными средствами». А оно влечёт за собой второй естественный закон: «в случае согласия на то других человек должен отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться той степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе». Кратко эта мысль выражена в Евангелии: «...и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так вы поступайте с ними». Именно такой закон Гоббс рассматривал как условие и основание для заключения между людьми общественного договора, соглашения каждого с каждым о том, что в Целях водворения мира он признаёт как свои собственные все действия того человека (органа), которому большинство даёт право представлять всех. Органом, олицетворяющим интересы большинства, и становится государство. По Гоббсу, оно является неким искусственным, надчеловеческим органом, чудовищем, монстром (т.е. Левиафаном), которому во имя безопасности все члены общества добровольно, безоговорочно передают часть своих естественных прав и чью волю они обязуются выполнять. Таким образом, Томас Гоббс обогатил философско-правовую мысль новой, договорной концепцией возникновения государства.
Третий естественный закон, установленный Т. Гоббсом, - справедливость как требование выполнения заключённых договоров, соглашений. Он полагал, что справедливость возникает лишь с появлением государства, т.е. с момента заключения общественного договора, с установления власти, силой принуждающей соблюдать установленные соглашения. Всего Т. Гоббс сформулировал 19 естественных законов. Примечательно, что науку об этих законах он назвал «истинной моральной философией», исследующей добро и зло в поступках индивида и общества в целом. Коли мир, по общему согласию, есть добро, рассуждал Т. Гоббс, то добром выступают пути и средства его установления и поддержания - справедливость, признательность, скромность, беспристрастие, прощение и все остальные естественные законы. С возникновением государства (которое, по мнению Гоббса, может существовать в трёх формах - монархической, аристократической и демократической) появляется позитивное право, выражающее повеление суверена, которому в соответствии с общественным договором делегированы властные полномочия.
Концепции общественного договора и естественного права разрабатывал и голландский мыслитель эпохи Нового времени Бенедикт Спиноза (1632-1677). В отличие от Гоббса в центр своего философско-правового учения он ставил не справедливость, а свободу. Спиноза утверждал, что человек - природное существо, часть природы. Поэтому, с одной стороны, он подчиняется законам природы, совершающимся по необходимости, а с другой - обладает естественным правом, в соответствии с которым он свободен в своих поступках и не может делать только того, чего никто не желает. В развитие теории согласования прав гражданина и прав власти значительный вклад внёс английский философ-сенсуалист Джон Локк (1632-1704). В принципе актуализация проблемы такого согласования объясняется изменением социального положения буржуазии в обществе. Если в начале эпохи Нового времени в качестве первоочередной задачи стояло философское (идеологическое) обоснование необходимости передачи власти церкви светскому государству, то после буржуазной революции угроза новому классу исходила уже не от церкви и дворян-феодалов, а от государства. Поэтому и появляются идеи ограничения прав суверена, правителя, государства в целом, обосновывается необходимость либерализации права и расширения рамок прав и свобод. XVII в. дал философско-правовое обоснование и новой буржуазной власти, и новой правовой реальности, возникшей в Англии и Нидерландах. Но Франция ещё только подходила к порогу буржуазных преобразований, оставаясь пока церковно-феодальной страной. В силу этого философско-правовая мысль имела здесь свои особенности и её основные достижения относятся уже к следующему веку.
Философско-правовые взгляды французских просветителей.
В центр французской философско-правовой мысли XVIII в. были поставлены проблемы человека и его благополучия в условиях «разумного» государства, возглавляемого просвещённым правителем. Наиболее чётко эти идеи выразил первый мыслитель эпохи Просвещения Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ; 1694-1778). Будучи воинствующим атеистом, он объявил религию главным источником невежества, порождающего все беды народа, но выгодного церкви, феодалам и аристократам. Вольтер выдвинул концепцию «просвещённого монарха», суть которой сводится к обоснованию того, что несправедливость, царящую в обществе, может исправить умный, просвещённый (образованный) правитель. В его власти установить равенство всех перед законом, отменить пытки, учредить свободу слова и вероисповедания, неприкосновенность частной собственности, гласность суда и иные правовые нормы. Другой французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755) выступил с критикой теории Гоббса «войны всех против всех» как естественном состоянии людей и провозгласил, что человек от природы не агрессивен, а боязлив. Его естественным состоянием является стремление к миру, равенству, к «жизни сообща». На заре своего развития он опирается на естественные законы - сохранение мира, добывание пищи и др. Среди них Монтескье особо выделяет желание жить в коллективе, в сообществе, на основе которого и возникает государство. Одна из наиболее ярких фигур французского Просвещения - Жан-Жак Руссо (1712-1778), вошедший в историю философско-правовой мысли как автор целого ряда оригинальных концепций - свободы и равенства, равенства и неравенства, естественного состояния и общественного договора, политического права и политических законов, общей воли и юридических законов. Обращались к философско-правовой проблематике и другие французские просветители. Так, Клод Адриан Гельвеции (1715-1771) утверждал, что «гениальными людьми не рождаются, а становятся» под воздействием социальной среды. Поддерживая идею природного равенства людей, он провозглашал и их правовое равенство как равенство всех перед законом. Творчество французских просветителей подготовило философско-правовую «почву» Великой французской революции. Их идеи получили широкое распространение во всём мире - от России до Америки. Концепция общественного договора, в частности, была воспринята русским мыслителем Н.А. Радищевым.
Философско-правовой гуманизм И. Канта и либерализм И. Фихте.
Социально-политическое отставание Германии от других европейских государств, как это ни парадоксально, стимулировало бурное развитие философской мысли, в том числе и в области философии права. Эпоха застоя породила целую плеяду выдающихся философов. Возглавил её Иммануил Кант (1724-1804). Философии права он посвятил труды «Критика практического разума», «Метафизические начала учения о праве», «Спор факультетов», «Метафизика нравов», «К вечному миру». К философско-правовой тематике Кант обратился не случайно. Его два из четырёх известных вопросов, очерчивающих предметное поле философии, имеют непосредственное отношение к философии права: «что я должен делать» и «на что я могу надеяться?». Отвечая на первый вопрос, И. Кант призывает поступать так, чтобы максима твоего поведения могла стать всеобщим правилом для всех быть свободным в своих действиях, но соизмерять свою свободу со свободой других. В противном случае возникают произвол, анархия. Именно таково и было естественное состояние, считал Кант, ибо тогда люди постоянно нарушали права друг друга. Поэтому каждый член общества должен повиноваться правовому порядку, выражающему право каждого общим для всех законом. Отсюда И. Кант определял право как совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы. Согласно Канту, право делится на частное (отношения между частными лицами) и публичное (отношения между человеком и обществом или между социальными группами). Главный объект частного права - собственность, публичного - правовые атрибуты человека: свобода, равенство и самостоятельность. Примечательно, что именно право, по мнению И. Канта, должно господствовать в обществе, а страной надлежит управлять не людям, а законам. Отвечая на вопрос «на что я могу надеяться?», философ подчёркивает, что, кроме как на самого себя, человек возлагает надежды на общество и его институты и, прежде всего, на юридические законы. Однако юридический закон не учитывает мотивы поступка и, значит, не обеспечивает справедливость как разновидность права. Он только регулирует поведение людей, их действия, да к тому же не все, а лишь оговорённые законом. Отсюда Кант делает гениальный вывод, ставший правовым фундаментом гуманизма: государство, воля законодателя не вправе опекать человека, предписывать ему, во что верить, кого любить и т.п. И самое главное - человека ни при каких обстоятельствах нельзя использовать как средство, а только в качестве цели, ибо нет более высокой цели, чем Человек; право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти. Философскоправовые взгляды другого представителя немецкой классической философии Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814) созвучны идеям И. Канта. В системе философских знаний он особо выделял практическую философию как учение о нравственности, праве и государстве. В основе этого учения лежит идея свободы. Человек, утверждал И. Фихте, должен подчиняться законам, но не слепо, не под принуждением, а на основе познания необходимости. Однако для гарантий свободы необходима сила закона, т.е. принуждение. Средством такого - правового - принуждения, а следовательно, и гарантом свободы Фихте считал государство, понимаемое как «коллективная воля» граждан. В то же время государство в лице правителей, чиновников несёт ответственность перед народом, и народ вправе менять правителей, если они не обеспечивают свободу своим подданным. Причём эта «смена» может осуществляться в том числе и насильственным, т.е. революционным, путём. Эпоха XVI - XVIII вв. положила конец теологическим правовым концепциям. В соответствии с интересами нового класса была разработана философско-правовая теория, основным содержанием которой стали принципы либерализма, гуманизма, просвещения, согласия. Многие идеи этой эпохи оказались утопичными, но именно они заложили фундамент философии права как научной дисциплины.
|