Среда, 27.11.2024, 06:51
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 61
Гостей: 61
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Философия права Нового времени

В эпоху буржуазных революций сама жизнь требовала философского осмысления правовой реальности. Рушились устои сословнодворянского, феодального права, сдавала свои позиции религиозная правовая идеология. Новому классу была нужна новая система права и его новое философское обоснование. Большое внимание философскоправовым вопросам уделял основоположник философии Нового времени Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Один из разделов его труда «Великое восстановление наук» так и называется: «О всеобщей справедливости или об источниках права». Ф. Бэкон показал, что право можно рассматривать либо с позиции философии, но эта наука далека от практики, либо с позиции юриспруденции, но она «закована в кандалы» своего учения, догматична и не приводит к нужным обобщениям. Да и доступно изучение философских аспектов права, полагал Бэкон, не каждому смертному, а лишь политическим деятелям. Дальнейшее развитие философия права получила в творчестве английского мыслителя Томаса Гоббса (1588-1679). В противоположность Аристотелю, утверждавшему, что одни люди по природе - рабы, а другие - господа, и догмату христианской религии, возведённому в краеугольный принцип феодально-сословной идеологии, о том, что люди равны лишь перед Богом, Гоббс утверждал, что все люди равны от рождения, поскольку «природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей...». Очевидно, этот тезис вытекал из потребности нарождавшейся буржуазии ликвидировать сословные преграды, сословные различия в правах.

Далее Т. Гоббс отмечал, что равенство между людьми влечёт за собой взаимное недоверие, ибо из равенства способностей возникает равенство надежд на достижение целей. Но в процессе достижения целей появляется конкуренция, страх за свою собственность, стремление погубить или подчинить конкурента. Жажда славы лишь усугубляет взаимное недоверие и соперничество. «Отсюда видно, - утверждал Гоббс, - что, пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех». Страх смерти, стремление к хорошей, безопасной жизни заставляют людей искать альтернативу естественному состоянию. И такая альтернатива есть - это состояние мира. Главным условием его формирования Гоббс считал естественные законы. Они вытекают из естественного права (jus naturale) как свободы человека делать всё, что заблагорассудится. Но до тех пор, пока он поступает только согласно собственным желаниям, взаимная вражда людей будет продолжаться. Поэтому право делать или не делать дополняется обязанностью делать или не делать. Именно эта обязанность и выступает в форме естественного закона. «Естественный закон, lex naturaiis, есть предписание, или найденное разумом (reason) общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к её сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни». Общее правило, основанное на здравом смысле, гласит, что человек должен стремиться к миру, а если мир не достигается, он может использовать любые средства, дающие преимущество в войне. Из этого правила вытекает главный естественный закон: «искать мира и следовать ему, защищать себя всеми возможными средствами». А оно влечёт за собой второй естественный закон: «в случае согласия на то других человек должен отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться той степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе». Кратко эта мысль выражена в Евангелии: «...и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так вы поступайте с ними». Именно такой закон Гоббс рассматривал как условие и основание для заключения между людьми общественного договора, соглашения каждого с каждым о том, что в Целях водворения мира он признаёт как свои собственные все действия того человека (органа), которому большинство даёт право представлять всех. Органом, олицетворяющим интересы большинства, и становится государство. По Гоббсу, оно является неким искусственным, надчеловеческим органом, чудовищем, монстром (т.е. Левиафаном), которому во имя безопасности все члены общества добровольно, безоговорочно передают часть своих естественных прав и чью волю они обязуются выполнять. Таким образом, Томас Гоббс обогатил философско-правовую мысль новой, договорной концепцией возникновения государства.

Третий естественный закон, установленный Т. Гоббсом, - справедливость как требование выполнения заключённых договоров, соглашений. Он полагал, что справедливость возникает лишь с появлением государства, т.е. с момента заключения общественного договора, с установления власти, силой принуждающей соблюдать установленные соглашения. Всего Т. Гоббс сформулировал 19 естественных законов. Примечательно, что науку об этих законах он назвал «истинной моральной философией», исследующей добро и зло в поступках индивида и общества в целом. Коли мир, по общему согласию, есть добро, рассуждал Т. Гоббс, то добром выступают пути и средства его установления и поддержания - справедливость, признательность, скромность, беспристрастие, прощение и все остальные естественные законы. С возникновением государства (которое, по мнению Гоббса, может существовать в трёх формах - монархической, аристократической и демократической) появляется позитивное право, выражающее повеление суверена, которому в соответствии с общественным договором делегированы властные полномочия.

Концепции общественного договора и естественного права разрабатывал и голландский мыслитель эпохи Нового времени Бенедикт Спиноза (1632-1677). В отличие от Гоббса в центр своего философско-правового учения он ставил не справедливость, а свободу. Спиноза утверждал, что человек - природное существо, часть природы. Поэтому, с одной стороны, он подчиняется законам природы, совершающимся по необходимости, а с другой - обладает естественным правом, в соответствии с которым он свободен в своих поступках и не может делать только того, чего никто не желает. В развитие теории согласования прав гражданина и прав власти значительный вклад внёс английский философ-сенсуалист Джон Локк (1632-1704). В принципе актуализация проблемы такого согласования объясняется изменением социального положения буржуазии в обществе. Если в начале эпохи Нового времени в качестве первоочередной задачи стояло философское (идеологическое) обоснование необходимости передачи власти церкви светскому государству, то после буржуазной революции угроза новому классу исходила уже не от церкви и дворян-феодалов, а от государства. Поэтому и появляются идеи ограничения прав суверена, правителя, государства в целом, обосновывается необходимость либерализации права и расширения рамок прав и свобод. XVII в. дал философско-правовое обоснование и новой буржуазной власти, и новой правовой реальности, возникшей в Англии и Нидерландах. Но Франция ещё только подходила к порогу буржуазных преобразований, оставаясь пока церковно-феодальной страной. В силу этого философско-правовая мысль имела здесь свои особенности и её основные достижения относятся уже к следующему веку.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (21.04.2017)
Просмотров: 131 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%