В центр французской философско-правовой мысли XVIII в. были поставлены проблемы человека и его благополучия в условиях «разумного» государства, возглавляемого просвещённым правителем. Наиболее чётко эти идеи выразил первый мыслитель эпохи Просвещения Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ; 1694-1778). Будучи воинствующим атеистом, он объявил религию главным источником невежества, порождающего все беды народа, но выгодного церкви, феодалам и аристократам. Вольтер выдвинул концепцию «просвещённого монарха», суть которой сводится к обоснованию того, что несправедливость, царящую в обществе, может исправить умный, просвещённый (образованный) правитель. В его власти установить равенство всех перед законом, отменить пытки, учредить свободу слова и вероисповедания, неприкосновенность частной собственности, гласность суда и иные правовые нормы. Другой французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755) выступил с критикой теории Гоббса «войны всех против всех» как естественном состоянии людей и провозгласил, что человек от природы не агрессивен, а боязлив. Его естественным состоянием является стремление к миру, равенству, к «жизни сообща». На заре своего развития он опирается на естественные законы - сохранение мира, добывание пищи и др. Среди них Монтескье особо выделяет желание жить в коллективе, в сообществе, на основе которого и возникает государство. Одна из наиболее ярких фигур французского Просвещения - Жан-Жак Руссо (1712-1778), вошедший в историю философско-правовой мысли как автор целого ряда оригинальных концепций - свободы и равенства, равенства и неравенства, естественного состояния и общественного договора, политического права и политических законов, общей воли и юридических законов. Обращались к философско-правовой проблематике и другие французские просветители. Так, Клод Адриан Гельвеции (1715-1771) утверждал, что «гениальными людьми не рождаются, а становятся» под воздействием социальной среды. Поддерживая идею природного равенства людей, он провозглашал и их правовое равенство как равенство всех перед законом. Творчество французских просветителей подготовило философско-правовую «почву» Великой французской революции. Их идеи получили широкое распространение во всём мире - от России до Америки. Концепция общественного договора, в частности, была воспринята русским мыслителем Н.А. Радищевым.
|