Вершина классической немецкой философии - Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831); по существу, он является родоначальником философии права как систематизированного научно-философского знания. «Философия права» - одна из основных работ, в которой автор реализовал, применительно к праву, свою главную философскую концепцию - идеалистическую диалектику. Как известно, Гегель подразделяет дух на три части: субъективный дух (антропология, философия духа и психология), объективный дух (право, моральность, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия откровения и философия). Всю эту триаду пронизывает идея свободы. Под субъективным духом Гегель понимал свободу личности «в-себе», под объективным - свободу не только «в- себе», но и «для-себя», т.е. наличное бытие. И если свобода «в-себе» - лишь идея права, то свобода «в-себе и для-себя» - это правовая реальность как инобытие идеи права. Поэтому Гегель и рассматривал философию права как науку о свободе, как философское осмысление всего, что связано с правом, долженствованием, нормативностью. Само право, согласно триаде, существует в трёх ипостасях: идея права, которая проявляется как свобода воли; особое право - как конкретные права социальных субъектов: личности, семьи, государства; и позитивное право - как закон. Предметом философского рассмотрения права Гегель считал только первую его ипостась, т.е. идею права. В процессе своего диалектического развития идея права проходит три ступени. Абстрактное право - это право свободной, правоспособной личности. «Право как таковое есть формальное, абстрактное право» абстрактного лица. На этой стадии ещё нет позитивных законов, здесь действует принцип «будь лицом и уважай других в качестве лиц». Личность реализует свою свободу в собственности, отношения по поводу которой ведут к дальнейшему развитию идеи права - договору. Однако множество отношений, случайность договорных связей могут породить видимость права, право против нарушенного права или проще - неправо. Зачастую люди неправо считают правом, ошибочно принимая за право то, что хотят получить. К основным формам неправа Гегель относит: непреднамеренное нарушение права, обман, преступление. По мере развития права обнаруживается различие между абстрактным правом и субъективной волей, которое «снимается» в следующей ступени - моральности. Моральность проявляется уже не в мыслях, а в делах, ибо человек имеет право на свободу поступка. Благодаря моральной свободе он обретает возможность различить добро и зло и сделать свободный выбор.
Основными формами моральности Гегель называет умысел, намерение, благо, добро и зло. В самом общем виде сфера моральности - это сфера долженствования, предписывающая делать добро и не делать зло. Третья ступень развития идеи права - нравственность, существующая в формах семьи, гражданского общества и государства. Это уровень развития свободы, ставшей природой (семьёй), формальной (гражданским обществом) общностью и, наконец, органической действительностью (государственным устройством). В семье, считал Гегель, всё пронизано нравственностью: брак - это нравственное отношение и нравственный союз, а семейная собственность движется на нравственном интересе. Государство завершает развитие идеи права и является высшей формой нравственности. Право в государстве может быть внутренним (конституция), внешним и всемирным. Последнее выступает как право абсолютное, как народный дух, как подлинная нравственность. Всю сферу права Гегель рассматривал сквозь призму свободы: право - это свобода, произвол - это «смешение свободы и несвободы», а закон - это разум и свобода. Любые проявления свободы (в том числе и право) имеют различную степень абстрактности, но в своей совокупности, посредством своего «снятия», дают возможность реализовать свободу как «благо в его определённой особенности». Именно во благе в итоге аккумулируется и воплощается любое проявление свободы - свобода воли личности, свобода гражданского общества, свобода государства. Право и свобода у Гегеля неразрывны и зависят от устоев общества. Более того, именно право отражает состояние общества. Если общество нестабильно, то суровые наказания призваны укрепить его, а если экономически и политически благополучно, то оно снисходительно относится к правонарушениям. Отсюда следовал вывод: право необходимо рассматривать в развитии, во взаимосвязи с другими социальными феноменами, т.е. диалектически.
|