При исследовании жизненного мира человека и правовой реальности необходимо учитывать единство диалектической и формальной логик. Это единство вытекает прежде всего из единства природы и взаимосвязи явлений правовой реальности. Как известно, формальная логика исследует постоянные, устойчивые связи и явления, выраженные в понятиях, суждениях и умозаключениях. Основные принципы формальной логики требуют, чтобы рассуждения о предмете были определёнными, последовательными, непротиворечивыми и обоснованными. Диалектическая логика, попытки разработать которую предпринимаются уже длительное время, исследует особые формы и закономерности развития знаний с позиций конкретности, объективности, причинности, всесторонности, историзма, разделения единого на противоположности. В области философии права диалектическая логика позволяет познавать сущность и противоречивость, общее и единичное, необходимое и случайное, причины и следствия, многообразие связей в правовой реальности и в жизненном мире. Руководствуясь её принципами, философско-правовая эпистемология выделяет четыре группы закономерностей развития жизненного мира человека и правовой реальности: - закономерности непосредственного проявления процесса развития, свойственные всем системам жизненного мира; - закономерности познания как оперативные приёмы его фиксации и систематизации; закономерности диалектики в процессе познания правовой реальности; - закономерности процесса социального познания, в том числе и прежде всего познания правовой реальности. К первой группе относятся закономерности, которые выражают противоречивость процесса познания правовой реальности, его аккумулятивность, качественные и количественные изменения.
В процессе познания мы можем изолировать одну форму связей от другой, учитывать одни из них и игнорировать другие. Однако в объективно-реальной действительности все формы связей переплетаются и находятся в единстве. Открытие в каждом правовом явлении и процессе общей закономерности или тенденции развития даёт возможность обнаружить их связи с другими явлениями жизненного мира человека, а значит, глубже понять правовое явление. Например, нормы гражданского и уголовного права имеют общую основу - правовую реальность, во всей её сложности и противоречивости. Правовая реальность обусловливает их единую сущность и общую цель, т.е. и гражданское, и уголовное право конкретного общества едины как феномены конкретной правовой реальности. Общие закономерности самой правовой реальности позволяют выделить различия норм гражданского и уголовного права. Так, гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними личные отношения (защита чести, достоинства, деловой репутации). А уголовное право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений. И в том и в другом случае правовая реальность представлена обшей для данных отраслей права закономерностью - нормативностью общественных отношений, следовательно, и принципы познания в этих отраслях должны быть общими. Вторая группа закономерностей демонстрирует диалектику абстрактного и конкретного, исторического и логического в познана тельном процессе. Юридическая оценка права, закона, правоотношений, правовой культуры и в целом правовой реальности как явлений правосудных и неправосудных, законных и незаконных получает глубинное осмысление только на основе философско-правового познания. Это объясняется тем, что именно философско-правовая эпистемология исследует на уровне сущности соотношение материального и духовного, объективного и субъективного в жизненном мире человека. Очевидно, что осмысление правовых явлений невозможно без понимания жизненного мира как общего, в котором взаимодействуют повседневная реальность и системный мир, ибо сущность правовых явлений не лежит на поверхности - чтобы её обнаружить, необходимо отвлечься от единичного, случайного и найти общее, необходимое, закономерное. Третья группа закономерностей диалектической логики позволяет судить о специфике их проявления при познании правовой реальности.
В общем виде эта специфика наблюдается во взаимодействии должного (нормы) и сущего (правопорядка), которое, как правило, выступает в трёх аспектах: как степень адекватности (соответствия) идеального должного, выраженного в форме императива, потребному сущему; как человеческая деятельность, представляющая собой процесс реализации должного в сущее; как степень воплощения (или невоплощения) должного в сущее, превращающего (или не превращающего) в итоге должное в сущее. Четвёртая группа закономерностей связана со спецификой социального познания, к сфере которого относится правовая реальность. Известно, что социальное познание детерминируется не только объектом, но и познающим субъектом. При обращении к анализу правовой реальности неизбежно обнаруживаются (и должны учитываться) социально-классовые, национальные, профессиональные, половозрастные и другие групповые интересы. Понятно, что интересы МУРа и солнцевской преступной группировки абсолютно противоположны, в силу этого одно и то же событие познаётся и оценивается ими с разных позиций. Для одних «вор в законе» - авторитет, для других - бандит, который в соответствии с кредо Жеглова «должен сидеть в тюрьме». Собственно, специфика познания социальных явлений была подмечена ещё Т. Гоббсом, утверждавшим, что «если бы геометрические аксиомы затрагивали интересы людей, то они бы опровергались». Диалектическая логика позволяет в процессе познания правовой реальности обнаруживать и учитывать гуманистические и антигуманистические, социальные и асоциальные, альтруистические и эгоистические устремления конкретных групп и индивидов.
|