Ал-иджтихад (букв. - усердствование, большое старание) представляет собой средство интерпретации и толкования исламских законов (шари‘ата). Некоторые крупнейшие факихи в течение первых веков распространения ислама развивали свою научную и практическую
t 39
деятельность в рамках системы ал-иджтихада в шари ате[1].
Муджтахиды (ученые-богословы, имеющие право выносить самостоятельные решения по важным вопросам ал-фикха, специалисты по ал-иджтихаду) среди шиитов пользуются большим авторитетом, а книги с их решениями под названиями «Рисала-йе ‘амалий» (перс.: практический трактат) или «Таудих ал-маса’ил» (араб.: разъяснение вопросов) для последователей шиизма служат путеводителями.
Сегодня признание необходимости ал-иджтихада для факихов является важным принципом.
Понятие «ал-иджтихад»
Слово «иджтихад» образовано от корня арабского глагола «джахада», означающего «предпринимать усилия, старания» или «обладать способностью осуществлять определенную деятельность». Производное отглагольное имя «иджтихад» означает «усердствование». В шариатском праве это слово первоначально употреблялось как приведение доказательств каким-либо человеком, лицом; впоследствии оно приобрело значение «способ доказательства с помощью ал-кийаса».
Таким образом, ал-иджтихад по своему терминологическому значению используется как инструмент доказательства чего-либо с целью достижения логического вывода по той или иной проблеме шариатского права. Подобные доказательства и выводы осуществляются мусульманскими правоведами, которые и определяют соответствие того или иного суждения шариату.
Ал-иджтихад - это доказательство установок и выводов шариата на основании правовых источников ислама посредством индивидуальной способности к дедукции.
По словам имама аш-Шафи‘и, сам Создатель косвенным образом поощряет нас использовать силу разума, данную людям как дар Божий, чтобы на основании аргументов добиваться логического результата в рассуждениях по той или иной проблеме.
Следовательно, ал-иджтихад является важнейшей после Корана и Сунны основой шариатского правосудия. Главное отличие алиджтихада от этих источников заключается в том, что ал-иджтихад - это непрерывно развивающийся процесс. Что касается Корана и изречений Мухаммада, то со смертью последнего они больше не пополнялись. В этом смысле ал-иджтихад и по сей день является главным инструментом толкования Корана и Сунны, а также их связи с меняющимися условиями жизни, с которыми сегодня сталкивается мусульманское общество.
На важность ал-иджтихада указывает Коран, но более определенно - Сунна. Насколько известно, впервые к этому шариатскому принципу прибегли еще при жизни Пророка, о чем рассказывается в известном хадисе о Му‘азе ибн-Джабале. Последнего Пророк назначил судьей в ал-Йаман. Перед тем как тот отправился для исполнения своих обязанностей, Пророк спросил его: «На основании чего ты будешь вершить суд?». «На основании Книги Аллаха», - ответил тот. «А если ты в ней не найдешь ответа?» - «Тогда буду действовать по Сунне Посланника Аллаха». - «А если и в ней не найдешь ответа?» - «Тогда я постараюсь составить собственное суждение, чтобы вынести свое решение (фатву)». Пророк сразу же после этого сказал: «Слава Богу, мой посланник порадовал своего Пророка тем, что сам избрал правильный путь». По мнению ал-Газали, хадис о Му‘азе ибн Джабале четко указывает на необходимость ал-иджтихада. Согласно другому хадису, «если судья (кадий) выносит правильное решение по своему суждению (т. е. по ал-иджтихаду), то он заслуживает двойного вознаграждения, а если в своем решении он допускает ошибку, то он заслуживает лишь одного воздаяния». Смысл этого хадиса в том, что, независимо от результата, ал-иджтихад никогда не был связан с грехом и преступлением: если существуют необходимые условия для ал-иджтихада, то результат всегда похвальный и не может заслуживать нареканий.
В других хадисах говорится: «Будьте усердны, ибо Всемогущий Бог создал каждого человека для того дела, которое ему предназначено». Когда Всевышний оказывает милость одному из своих рабов, он дарует ему способность познания ал-фикха, обретения силы толкования законов исламского права.
Мусульманские законоведы в связи с этим указывают также на два хадиса, по одному из которых признается необходимым изучение исламского права мусульманками и мусульманами, а по другому - ученые-правоведы признаются преемниками пророков.
Что касается Корана, то все айаты, которые теологи упоминают в отношении ал-кийаса, могут быть использованы также и касательно ал-иджтихада. Кроме того, в суре «Прощение» сказано: «Не следует верующим выступать [в поход или поездку] всем вместе. Почему бы не отправить из сообщества каждого по отряду, чтобы укрепиться в Вере и по возвращении увещевать людей [оставшихся]? Быть может, станут избегать они [зла]. (Коран, 9:122).
Если постоянным пополнением своих знаний должен заниматься каждый мусульманин, то быть компетентными в области ал-фикха обязаны те, кто стоит во главе общины. Аналогичную мысль можно найти в Коране, в суре «Паук»: «А тех, кто радел за [дело] Наше, наставим Мы на пути Наши. И, воистину, с теми Бог, кто добро творит» (Коран, 29:69). Примечательно то, что в этом айате слово субулана (дороги) приведено в форме множественного числа. Это, по всей видимости, указание на то, что дорог к истине много и все они открыты перед теми, кто стремится их осилить.
«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику Его и обладателям власти среди Вас. Если же [возникнет] спор между вами какой-либо, то обращайтесь с этим к Аллаху и Посланнику Его, если веруете вы во Всевышнего и в день Судный. Так будет лучше [для вас] и благоприятнее по исходу» (Коран, 4:59).
Сподвижники и последователи Пророка действовали в духе алиджтихада и, как гласят предания, все они поддерживали указанный принцип. Об этом свидетельствуют исторические факты. Аргументы в пользу необходимости ал-иджтихада следует видеть и в том, что конкретные указания в шариате также могут быть неполными, ибо с течением времени в жизни исламской общины постоянно возникают всё новые и новые проблемы.
Тем не менее возможность использования ал-иджтихада исключается в следующих случаях: рассуждения о существовании Бога; о словах пророков, ибо они - посланники Бога; о правильности и авторитете Корана; о загробном мире и необходимости его существования.
В целом, согласно мнению факихов, всякий мусульманин - муджтахид или последователь муджтахида, ибо каждый имеет возможность применить ал-иджтихад или обратиться по соответствующим вопросам к муджтахиду. В то же время факихи считают ал-иджтихад и таклид (подражание) уместными только по отношению к установкам шариата, а подражание в вопросах веры считают непозволительным, поскольку каждый мусульманин должен самостоятельно рассуждать о вопросах, относящихся к основам веры, как то: существование Бога, ниспослание пророчества, существование загробной жизни.
Муджтахида как шариатского законоведа высшей категории характеризует наличие следующих условий:
знание Корана наизусть, а также знание обстоятельств и причин ниспослания Аллахом айатов Корана;
знание хадисов, умение отличать истинные хадисы от ложных, поучительные от маловероятных и т. д.;
знание основ и принципов ал-иджма‘;
справедливость, выполнение религиозных обязанностей, отстранение от недозволенного;
географические и социокультурные знания.
В ал-фикхе суннитов муджтахидов подразделяют на три большие группы.
Муджтахид фи-ш-шари‘а (муджтахид на уровне шариата в целом) при вынесении решений сам определял источники и сам их истолковывал. К ним относятся верные последователи Пророка Мухаммада, жившие до III в. хиджры.
Муджтахид фи-л-мазхаб (муджтахид на уровне мазхаба) занимался исследованием вопросов, при этом он должен был опираться на источники, определенные основателем его мазхаба, и руководствусь его принципами.
Муджтахид фи-т-тарджих (муджтахид на уровне решения отдельных вопросов) занимался исследованием вопросов, не решенных его предшественниками[2].
[1] Основная литература, использованная при подготовке настощего раздела и рекомендуемая для более глубокого изучения принципа иджтихада :
Джаннати, Ибрахим . Адвар-и ал-фикх (перс.: Стадии ал-фикха). Тегеран, 1374 г. по хиджре.Encyclopedia of Islam /Ed. by H.A.R.Gibb and J.H. Kramers. Leiden, 1961. Weiss, Bernard. Interpretation in Islamic Law: The Theory of Ijtihad//The American Journal of Comparative Law. 1978. № 26.Wahab Saleh Babeair. Intellectual Currents in Contemporary Islam // The Muslim World Journal, Harford. Vol. 81.1991.
Г. Авани. Усул ал-фикх ал-исламийа (перс.: Принципы исламской юриспруденции). Тегеран, 1372 г. по хиджре. Ланкарани, Мухаммад Фадил . Рисала-ий таухид ал-масаил (перс.: Трактат по разъяснению частных вопросов). Тегеран, 1375 г. по хиджре.
[2] Ислам. Энцикл. словарь. С. 169.
|