Международное исламское право - понятие, используемое исламскими учеными для обозначения основанных на учении ислама вопросов, касающихся международных отношений. Эти вопросы в прошлом систематизировались, изучались и объединялись под общим названием ас-сийар (мн.ч. от араб, слова сира - образ жизни). Первой книгой, в которой отражены вопросы международного права с позиции ислама, была книга Мухаммада ибн ал-Хасана аш-Шайбани (749-805) «Китаб ас-сийар ал-кабир» «(Большая книга об образе жизни»).
Начиная с IX в. слово «сира» приобрело еще два специальных значения: а) историками «сира» употребляется в значении «жизнеописание Пророка и его сподвижников», б) знатоки права (факихи) этим словом обозначают «действие исламского государства по отношению к
другим обществам»[1]. По утверждению известного автора Марселя Буазара, если согласиться, что создание науки о международных отношениях означает изменение во взаимоотношениях между народами, предотвращение агрессии, установление равенства и братства людей, тогда мы должны признать, что Пророк ислама Мухаммад является основоположником международного права[2].
Исламские правоведы не делили право на национальное и международное в современном их понимании. Тем не менее описания положений об отношениях исламского общества с другими странами и с другими обществами собирались под общим названием «сира» («сийар»)[3].
Сама монолитность системы исламского права исключает возможность подразделения правовых источников на внутренние и международные. Конечно, часть правовых актов, объединенных под названием сира, можно встретить в айатах Священного Корана, соответствующих толкованиях, преданиях, а также в предписаниях Пророка, халифов и имамов. Доктор Маджид Хаддури в этой связи пишет: «Взаимное согласие, обычаи, аргументы и соответствующие документы в полемике об исламской доктрине международного права также признаны основой для исследования и критерием для действия. Эти документы включают в себя Коран, хадисы, а также правила и установки, разработанные при заключении договоров и обязательств с немусульманами. Вердикты и судебные интерпретации, заимствованные из текстов древних книг, а также высказывания и убеждения халифов и сподвижников Пророка (ал-асхаб) являются другими основными источниками при толковании законов. Эти книги по ал-фикху и правовые сборники имели большое влияние на развитие
международного права»[4]. Мухаммад в период своей пророческой миссии заключил ряд договоров с различными племенами. В условиях отсутствия политического единства на Аравийском полуострове в период раннего ислама каждое из племен считалось отдельной политической единицей. Поэтому заключение любого договора между этими племенами имело международный статус. Договор в ал-‘Акаба (в окрестностях Мекки. - М.С.) - первое соглашение подобного плана, достигнутое Пророком ислама в 621 г. (за год до ал-хиджры). Этот договор был заключен с племенами аус и хазрадж. Но поскольку в то время исламское государство еще не было создано, часть исследователей первым международным договором в истории ислама считают Мединский договор между мусульманами и иудеями. Другие исследователи склонны считать таковым заключенный в 628 г. договор в долине ал-Худайбийе между Пророком и мекканцами, который определял основы взаимодействия мусульман и мекканских язычников[5]. Всякий договор обязывает неукоснительно соблюдать его статьи, быть верным слову. Верность данному слову в исламе признана необходимым принципом шари‘ата, а заключенный договор считается обязательством перед Богом.
Об этом свидетельствуют некоторые айаты Корана: «[истинно] благочестив тот, кто уверовал в Бога, в день Судный, в ангелов, Писание, пророков, [благочестивы] верные данной ими клятве» (Коран, 2:177); «Воистину, помнят [об этом] лишь мужи разумные, которые тверды в Завете, заключенном с Богом, и не нарушают его» (Коран, 13:19-20). О верности мусульманина обету говорится и в других сурах Корана (2:40, 9:4,12, 13 и т. д.).
Указания на эти качества встречаются и в хадисах Пророка: «Мусульмане должны соблюдать взятые на себя обязательства, за исключением случаев, когда запретное воспринимают как дозволенное, а дозволенное - как запрещенное»[6]; или: «Кто не сдержит обещания, тот лишен веры»[7].
В истории ислама зафиксированы случаи, когда Пророк и халифы ради соблюдения отдельных пунктов подписанных ими договоров иногда пренебрегали некоторыми интересами ислама. Пророк порой даже сталкивался с сопротивлением мусульман, требовавших отступиться от данного им слова, но, тем не менее, не было ни одного случая, чтобы он нарушил свое обязательство.
Абу Бакр (632-634), первый халиф мусульман, в своих наставлениях воинам ислама говорил: «Пусть в ваших соглашениях с врагом не останется места для обмана и лжи. Всегда и во всем будьте правдивы и докажите, что вы люди честные и достойные. Дорожите данным
словом»[8]. ‘Усман (644-656), третий из «праведных» халифов, в письмах своим наместникам
наставлял, чтобы они не допускали расхождения между словом и делом[9].
Четвертый «праведный» халиф, имам ‘Али ибн Аби Талиб (ум. в 661 г.) в своем письме мусульманскому наместнику Мисра (Египта) Малику ал-Аштару (убит в 658 г.) писал: «Если заключил с врагом перемирие и обязался его пощадить, то не нарушай данное тобою слово и выполняй свое обязательство, будь надежным щитом для данного тобою слова. Так как люди, несмотря на разнообразие мнений и противоречивость суждений, из Божественных заветов
главнейшим считают верность данному слову»[10]. По преданиям, Джа‘фар ас-Садик (700-765), шестой имам мусульман-шиитов, говорил: «Есть три вещи, которыми Всевышний Господь никому не позволил пренебрегать: первое - обеспечение сохранности доверенного имущества, независимо от того, благодетелен ли его владелец или нет; второе - верность данному обещанию в отношениях как с праведными, так и неправедными людьми; третье - благодеяние по отношению к родителям, независимо от того, праведны они или нет»[11].
Исламские проповедники для обеспечения действенности и достоверности заключаемых договоров разработали условия, согласно которым:
договоры не должны противоречить установкам ислама, т. е. не должны отвергать то, что дозволено или запрещено шари‘атом;
договоры должны согласовываться с руководителем исламского общества;
необходимо соблюдать правило «отвержения превосходства» (нафий сабил). Это один из основополагающих принципов международного права в исламе, опирающийся на 141-й айат 4-й суры Корана, который гласит: «И ни за что не дарует Он неверным победу над верующими». Это правило означает недопустимость агрессии со стороны зарубежных стран по отношению к мусульманским государствам и их господства над мусульманами. Следовательно, заключение любого договора или установление любых связей, которые приводят к агрессии чужеземцев против мусульманских стран, объявлены запретными;
договоры должны составляться в письменном виде.
В исламском праве сроки действия заключаемых договоров стали предметом обсуждения, и в зависимости от особенностей стран, с которыми заключаются соответствующие договоры, выдвигаются различные точки зрения. Конечной целью ислама, как и всех других мировых религий, является создание единого мирового сообщества и монолитной правовой системы. В Коране говорится о единой природе всех жителей земного шара: «Были люди одной общиной религиозной, и ниспослал Бог пророков вестниками и увещевателями» (Коран, 2:213); «Воистину, создали Мы вас мужчинами и женщинами, сотворили вас народами и племенами, чтобы уважали вы друг друга» (Коран, 49:13).
Отсутствие значительных успехов в деле достижения общемирового единства привело к признанию исламом существующих условий и наличия государственных границ, разделение мира по идейно-мировоззренческим и политико-правовым позициям.
По первой позиции (идейно-мировоззренческой) мир делится на дар ал-ислам (территория ислама) и дар ал-куфр (территория неверия). Дар ал-ислам - страна, жители которой являются последователями ислама, независимо от цвета кожи, национальной принадлежности и расы, а дар ал-куфр подразумевает немусульман. Кроме того, факихи подразделяют все страны мира на дар ал-ислам, дар ал-харб (территория войны), дар ас-сулх (территория мирного договора), дар ал-худна (территория перемирия) и дар ал-хийад (нейтральная территория).
Дар ал-ислам включает в себя все страны с исламской системой правления, в которых соблюдаются установки ислама. Большинство их жителей являются последователями ислама, но и немусульманские меньшинства в них пользуются определенными правами. В начале границы дар ал-ислама включали в себя только территорию Халифата, но позднее к ней стали причислять все мусульманские страны. Некоторые исламские правоведы под дар ал-исламом подразумевают все страны, где большинство населения составляют мусульмане, где исламские законы соблюдаются в той или иной степени, при этом наличие исламского правления в этих странах не обязательно.
По определению факихов, дар ал-харб включает в себя страны, где большинство населения - немусульмане и где по отношению к исламским странам проводится агрессивная и враждебная политика. Такие страны находятся в состоянии войны с исламскими государствами, и для ведения военных действий против них существуют правовые (шариатские) основы.
В период правления халифов некоторые факихи, основываясь на всемирной миссии ислама, к дар ал-харбу причисляли все немусульманские страны. Но при этом факихи не подразумевали враждебного отношения к подобным странам, а подчеркивали недопустимость поддержания взаимоотношений с ними. Подобные точки зрения в настоящее время не приемлемы.
Исламские страны заключают с различными государствами мирные договоры, за которыми следуют локальные соглашения по определенным вопросам. При этом, если договаривающиеся стороны являются странами, население которых придерживается одной из монотеистических религий (христианства, иудаизма), то эти страны относят к дар ас-сулх, в противном случае такие страны относят к категории дар ал-худна. Страны категорий дар ас-сулх и дар ал-худна должны иметь договоренности с исламской страной о добрососедстве. Дар ал-хийад - это неисламские страны, которые исламскими странами официально признаны
нейтральными[12]. Подчеркнем, что все эти определения более характерны для ранней истории ислама, когда существовало в основном единственное исламское государство - Халифат.
По вопросам международного права в мирное время ислам также имеет особую позицию. В истории мусульманских стран было немало продолжительных войн, и некоторые авторы, основываясь на этом, называют ислам «религией войны», утверждают, что для исламского международного права война - это обычное явление. Некоторые востоковеды даже заявляют, что мусульмане при завоевании новых земель в одной руке держали Коран, а в другой меч и принудительно распространяли среди покоренных народов свою религию. У исламских исследователей иная точка зрения по этому вопросу, согласно которой ислам разрешает браться за меч лишь тогда, когда мусульманам необходимо защищаться от нападающего. В Коране сказано: «Нет принуждения в Вере» (Коран, 2:256). По мнению этих исследователей, несмотря на то, что мусульмане покорили огромные территории, нет факта, свидетельствующего о принудительном навязывании ислама народам покоренных стран. А если есть какие-либо отступления от данного правила, то это следует ставить в вину отдельным деспотическим
правителям, допустившим насилие или другие противоречащие природе ислама действия[13].
Некоторые исламские исследователи утверждают, что подобное предвзятое отношение к исламу со стороны части востоковедов возникло в результате его сопоставления с христианством. Действительно, следует учесть, что установки ислама, в отличие от христианства, имеют более тесное переплетение с социальными, государственными вопросами и властными структурами. Вместе с тем в истории христианства также немало фактов насилия
и длительных войн на почве религии, продолжающихся до последних веков[14].
Исламское государство с самого начала своего образования во времена Пророка начало укреплять связи между арабскими племенами и строить взаимоотношения с другими государствами. Так, Пророк, создавая единое исламское общество в Йасрибе, начал с договора (имеется в виду четырехстороннее соглашение, регулировавшее отношения мусульманской общины с арабскими родами мухаджиров, ауситов, хазраджитов, а также иудеев, входивших в состав многих арабских родов. - Прим . ред .), фрагменты из главных положений которого таковы:
- верующие и мусульмане курайшиты, и жители Йасриба, и те, «кто следует за ними, присоединяется к ним, и живет вместе с ними, и сражается вместе с ними за веру... - одна община (умма), отдельная от других людей»;
- иудеи. - «[одна] община с верующими, [но] у иудеев своя религия, а у мусульман - своя; тот, кто совершил несправедливость или преступление, тот, воистину, будет виноват только сам и его семья»;
- каждый род «выкупает своих пленных, как подобает и равно делит между верующими»;
- «.мир для верующих един; не замиряется один верующий без другого во время войны на пути Аллаха - [мир] должен быть [для всех] равным и справедливым»;
- «иудеи несут расходы вместе с мусульманами, пока те воюют»;
- «.ни один неверующий не должен оказывать защиты ни имуществу курайшита, ни ему самому и выступать ради него против верующего»;
- «.если вы (верующие. - Прим. ред .) разойдетесь в чем-то, то обращайтесь с этим к Аллаху и Мухаммаду, да будет над ним мир»[15].
Исламское международное право представляет собой прежде всего совокупность правил, вытекающих из деяний Пророка и «праведных» халифов в процессе их взаимоотношений с другими народами и странами. Эта совокупность правил подвергалась обработке и применялась также и в последующие века существования Халифата.
С учетом установок Корана и Сунны, а также по мере накопления опыта взаимоотношений с другими народами мусульманские авторы придерживались исламской позиции по многим аспектам международного права.
Значительная часть исламского права посвящена положению немусульманских меньшинств в исламском обществе. Основные правила жизни этих меньшинств отражены в разделе ахл аз-зимма (иноверцы, находящиеся под покровительством исламского государства). Согласно этим правилам, немусульманское население в исламских странах выполняло определенные обязательства и находилось под полной защитой государства. Уплата джизйи (подушная подать с иноверцев в мусульманских государствах), подчинение законам исламского государства, обязательство не помогать врагам, недопущение нарушений запретов, недопущение враждебной агитационной деятельности среди мусульман, недопущение осквернения религиозных святынь являлись главными условиями, благодаря которым немусульманские меньшинства в мусульманской стране наделялись политическими и социальными правами. В случае соблюдения этих условий, мусульмане были обязаны поступать с ними гуманно и справедливо. Дружба, справедливость, соблюдение гражданских прав и свобод - главные принципы, на которых строилось исламское государство. В Священном Коране сказано: «Если вступаете в споры с людьми Писания, то (приводите им доводы) наилучшие. И не спорьте с тем из них, кто бесчинствует. Говорите: «Уверовали мы в то, что ниспослано нам (т. е. в Коран) и ниспослано вам (т. е. в Тору и Евангелие). Бог наш и бог ваш - один и тот же [Бог единый], и предаемся мы Ему» (Коран, 29:46). Суть этого аята в следующем: с «людьми Писания» поступайте наилучшим образом, кроме тех из них, которые бесчинствуют.
Согласно одному из хадисов, Пророк сказал: «Я стану врагом того, кто угнетает “покровительствуемых” (ахл аз-зимма) или ставит им невыносимые условия»[16]. По преданиям,
Пророк участвовал в церемонии погребения одного иудея, что вызвало недовольство его
сподвижников. Пророк, обращаясь к ним, сказал: «Он, как и все другие, был человеком»[17].
Повелитель верующих имам ‘Али в своем приказе наместнику Мисра (Египта) Малику ал-Аштару отметил: «Доброту по отношению ко всем подданным и дружбу с ними считай одеянием своего сердца и не будь подобно хищным зверям, предпочитающим пожирать их! Ибо есть только две группы подданных: твои братья по религии и подобные тебе по
творению»[18].
Одним словом, в исламской правовой системе предусмотрены особые права религиозных меньшинств. Среди них свобода вероисповедания и отправления религиозных нужд; защищенность имущества, жизни и достоинства, а также право на помощь и содействие со стороны мусульман в этих вопросах; возможность использования своих особых прав в плане личной безопасности; свобода выбора места жительства; право на брак и развод; право наследования (согласно своим религиозным установкам); равные права с мусульманами во всех светских аспектах жизни.
В исламском международном праве уделено большое внимание установкам относительно войны и мира. Эти установки до того популярны, что многие авторы характеризуют исламское международное право как право войны и мира в исламе. В исламе о войне упоминается как о джихаде. Слово «джихад» означает «старание», «усилие». В ал-фикхе это слово употребляется в двух значениях - общем и частном. В общем смысле оно подразумевает всякое усилие и старание на пути к Богу. В этом смысле усилия в борьбе против плотских наслаждений, а также в борьбе за духовное и моральное совершенство характеризуются как «великий джихад» (ал-джихад ал-акбар). Здесь хотелось бы обратиться к следующему эпизоду. Однажды, когда исламские воины возвращались из очередной победоносной битвы, Пророк, обращаясь к ним, сказал: «Вы победили в малом джихаде, а теперь должны приступить к великому джихаду», т. е. к самосовершенствованию.
В мусульманском праве различаются три категории джихада: начальный джихад, оборонительный джихад и джихад в смысле освободительной войны. Начальный джихад начинается мусульманами в целях утверждения ислама. Об этом в Коране сказано: «Предписано вам сражаться [с многобожниками мекканскими], а сие ненавистно вам. Но бывает и так, что ненавистно вам то, что благо для вас, а что желанно вам, то зло для вас. Ведает Всевышний [об этом], а вы и не ведаете» (Коран, 2:216). Ведение начального джихада обусловлено присутствием Пророка или «непогрешимого» имама, - без присутствия Пророка или «непогрешимого» имама ведение или объявление начального джихада не допустимо. Кроме того, ведение военных действий (согласно начальному джихаду) в течение четырех священных месяцев (раджаб, зу-л-ка‘да, зу-л-хиджжа и мухаррам) запрещается. (Здесь следует отметить, что автор дает несколько субъективную оценку, поскольку Пророк Мухаммад разрешил сражаться с многобожниками в священный месяц, если они напали в этот месяц: «[Сражайтесь и] в месяц запретный, [коли выступили они] в месяц запретный» (Коран, 2:194). - Прим. ред.).
Оборонительная война в исламе означает военные действия исламского государства, направленные на защиту страны от иноземных захватчиков. Это правило ныне признано международным правом как необходимая (дозволенная) оборона.
В исламе целью оборонительной войны признано отражение нападения агрессора, нанесение ему поражения, изгнание его с захваченных территорий, защита жизни и имущества
мусульман и исламского учения[19]. О войне и необходимости самообороны говорится и в других айатах Корана: «Сражайтесь во имя Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не
нападайте первыми. Воистину, не любит Господь нападающих первыми» (Коран, 2:190).
Установки по оборонительному джихаду считаются из числа объективных, обязательных религиозных предписаний и во все века были общей обязанностью мусульман - как мужчин, так и женщин. Другим аспектом оборонительной войны является освободительный джихад, который означает защиту угнетенных и отражение всякого рода политической, экономической и культурной экспансии. Швейцарский исламовед Марсель Буазар считает освободительную войну своего рода гуманистической акцией[20]. На основе правовых актов и сиры в первых исламских государствах освободительная война, равно как и оборонительная, считалась обязательной для всех мусульман при условии, если доказаны факты посягательства на права и свободы подданных, а также факты коррумпированности и гнета государства. В этом случае на основе просьбы мусульман определенной страны все мусульмане других стран должны были оказать им соответствующую помощь. Данное положение в исламском праве основано на высказывании Пророка: «Не является мусульманином тот, кто, услышав мольбу о помощи, не
сделает этого»[21].
Относительно освободительной войны следующий айат Священного Корана гласит: «И почему бы не сражаться вам во имя Бога и ради обездоленных мужчин, женщин и детей, которые говорят: “Господи наш! Выведи нас из города этого, жители которого - притеснители. Назначь нам покровителя от Тебя и заступника!”?» (Коран, 4:75).
В случае войны между двумя мусульманскими странами все другие исламские страны должны стремиться к восстановлению мира между ними. Но если одна из этих сторон является агрессором и продолжает войну без всяких доводов, не соглашаясь заключить мир, то другие исламские страны должны вступить в войну со страной-агрессором и воевать до тех пор, пока последняя не откажется от насилия. В Коране сказано: «Если сойдутся в драке две группы верующих, то примирите их. Если же одна из них совершит насилие по отношению к другой, то выступайте против той, которая несправедлива, пока не обратится она вновь к предписанию Божиему» (Коран, 49:9).
Религиозные меньшинства на заре ислама не обязаны были участвовать в военных походах, но в оборонительных войнах их участие было обязательным.
В сире были изложены правовые основы ведения боевых действий. В Коране, наряду с предписаниями о запрещении насилия и агрессии, изложены необходимые рекомендации к соблюдению умеренности во время ведения военных действий: «Если же отрекутся они [от идолослужения], то пусть развеется вражда [между вами] за исключением [вражды] к тем, кто в нечестии упорствует» Коран (2:193); «Если нападает на вас кто-либо, то и вы действуйте против него, подобно ему же» (Коран, 2:194).
В высказываниях Пророка и халифов имеются строгие предписания о соблюдении человеком прав в отношении военнопленных. Исламские правоведы, опираясь на религиозные тексты, запрещают мусульманам подвергать неприятеля пыткам, убивать мирных людей и тех, которые шли на военные действия не добровольно, а принудительно; уничтожать отступивших с поля боя, пленных и раненых; пытать военнопленных, разрушать, уничтожать мирные объекты и имущество; уничтожать скот, подвергать экономической блокаде мирных граждан, применять отравляющие средства в ходе военных действий, нападать на церкви и другие культовые сооружения.
Права военнопленных, виды военных трофеев и их распределение, различные формы договоров и соглашений о перемирии и многое другое, имеющее отношение к войне и миру, нашло отражение в исламской правовой системе.
[1] Khadduri М. The Islamic Law of Nations. Marxland, 1966.
[2] Буазар M. Ислам в современном мире. Тегеран, 1982.
[3] BoisardM. Humanisme de l’islam. P., 1979.
[4] Khadduri М. War and Peace in the Law of Islam. L., 19SS.
[5] Boisard М. Указ. соч. С. 227.
[6] Ислам ва хокуке бай ол-мелал (перс.: Ислам и международное право). Тегеран, 1375 г. по хиджре.
[7] Шехаб ул-ахбар. С. 118.
[8] Нусбам А. Краткая история международного права / пер. А.М.Дафтари. Тегеран, 1337 г. по хиджре.
[9] Табари, Мухаммад ибн Джарир . Тарихе Табари (перс.: История Табари). Тегеран, 1352.
[10] Зеленая память. Букет цветов из «Нахджул-балага» Имама Али. М., 2001.
[11] ШейхКолайни . Осуле кафи (перс.: Достаточные принципы). Тегеран, 1340 г. по хиджре.
[12] Khaddiri М. War and Peace in the Law of Islam. Baltimor, 1995.
[13] Шейх Махмуд Шалтут. Джанг ва солх дар ислам (перс.: Война и мир в исламе). Тегеран, 1354 г. по хиджре.
[14] Ас-Суюти. Джаме ас-сагир (перс. Малый сборник). Т. 2. Тегеран, 1355 г. по хиджре. С. 114.
[15] Большаков О.Г. История Халифата. Т. 1. Ислам в Аравии (570-633). М., 2000. С. 92-94.
[16] Ас-Суюти . Джаме ас-сагир. Т. 2. С. 114.
[17] Буазар М . Ислам ва хукуке башар (перс.: Ислам и права человека). Тегеран, 1358 г. по хиджре. С. 104.
[18] Зеленая память. С. 14.
[19] Сейед Кутб. Симайе джахане ислами (перс.: Облик исламского мира). Тегеран, 1342 г. по хиджре.
[20] Boisard. Op. cit. С. 244.
[21] Тазхибал-ахкам (перс.: Очищение нравов). Т. 6.
|