Политика исламских государств обусловлена главным образом следующими принципами веры: 1) единобожие; 2) принцип равенства и отрицания родового превосходства; 3) принцип превосходства на основе религии и веры и богобоязненности.
Рассмотрим первый из этих принципов - единобожие. Это один из основных постулатов веры (равно как и признание пророчества и загробной жизни), на котором базируется жизнь мусульманской общины.
Принцип единобожия (ат-таухид) заложен в суре «Ал-Ихлас» («Искренность»), которая гласит: «Скажи: “Он - Бог Единый. Господь предвечный. Не родил Он и не был рожден, и нет никого, равного Ему”» (Коран, 112:1-4).
Ат-таухид означает признание единого Бога, отрицание Его множественности и исключение возможности существования равного Ему. Пророк Мухаммад объединил исламское общество идеей единобожия. На основе этого принципа ислам проповедует единство и сплоченность мусульман, которые верят, что Бог един, и человечество, созданное по Его образу и подобию, должно быть единым. В основном, ат-таухид должен способствовать
стремлению человеческого духа к «единому началу», к поиску Бога[1].
Идея единобожия призвана устранить рознь и вражду, этническое и расовое неравенство, объединить мусульман вокруг общей оси - веры в Бога и следования Его предписаниям.
Что касается принципа равенства и отрицания родового превосходства (т. е. превосходства от рождения, с учетом происхождения), то здесь следует отметить, что распространение ислама содействовало устранению языческих традиций и привилегированного положения правящей элиты, в частности, привилегий по родовому и племенному признаку в среде язычников и идолопоклонников. Согласно преданию, Мухаммад наставлял: «О, люди! Внемлите моим словам и поймите. Знайте, мусульманин мусульманину - брат, все мусульмане братья». Кроме того, он отметил: «О люди, у вас один Бог, и отец у вас единый. Вы все начинаете свой род от Адама, а Адам сотворен из глины. Самый любимый перед Богом из вас тот, кто более богобоязнен и целомудрен. Нет превосходства у араба перед неарабом (и наоборот), разве что в уровне богобоязненности».
В исламском обществе были упразднены родоплеменные и классовые привилегии.
Никакое племя не могло по каким-либо причинам притеснять другое племя или демонстрировать свое превосходство над ним. Естественно, на пути объединения были преодолены многочисленные трудности. Пророк, устранив традиции времен язычества (многие из них он приспособил, адаптировал к исламу. - Прим. ред. ), из разрозненных и враждовавших между собой арабских племен создал исламское общество, основанное на принципах единобожия и добродетели[2].
Со времен Пророка по настоящее время многие религиозные ритуалы и обязанности (молитва, пост, паломничество, пожертвование в пользу нуждающихся) стимулируют единство исламской общины. Их выполнение обязательно для всех верующих, независимо от классовых, имущественных, этнических и других различий. Всё это, в зависимости от степени проникновения исламских идей в государственные структуры и в общественные институты, в той или иной степени переносится на все аспекты жизни общества.
В отношении принципа превосходства на основе веры и богобоязненности главным является тот факт, что, согласно Корану, ближайшими к Богу людьми провозглашаются самые праведные и богобоязненные из них.
Для мусульман религия - это образ жизни, как индивидуальной, так и общественной. Вера основывается на признании Бога создателем и абсолютным господином всего сущего и на следовании указанной Богом дорогой, ибо счастье обоих миров достается праведным последователям божественных предписаний.
Комментаторы шари‘ата утверждают, что вера - это признание того, что передано Пророком, а ее столпами являются «словесное признание, убежденность в сердце и следование благочестивым деяниям».
Вера в исламе началась с единобожия, с братства, уверовавшие в Аллаха перестали поклоняться идолам, совершать зло и насилие, приступили к совершению молитв, устояли против козней язычников и победили.
Имам ‘Али утверждал: «У веры четыре столпа: упование на Бога, вверение Ему всех дел, согласие с божественной предопределенностью, покорность предписаниям Всевышнего Господа»[3].
Считается, что джихад (буквально означает «сражение во имя Божественной Истины в
целях распространения ислама среди всех племен и народов»[4] ) является обязанностью каждого мусульманина. Погибший в бою во имя Всевышнего причисляется к великомученикам (шахидам).
В шиизме ведение джихада в период «сокрытия» имама считается недозволенным и разрешается только при нападении иноверцев[5]. Это относится к «малому джихаду». Что касается «великого джихада», который направлен против собственных страстей с целью очищения души от мирских привязанностей, присутствие имама вовсе не обязательно.
Богобоязненность в буквальном смысле - воздержание и сохранение человека от божественной кары путем молитв и праведного образа жизни. Согласно исламскому учению, человек своей праведностью достигает наивысшей степени близости к божественной сущности и самыми близкими к Богу людьми считаются праведные и богобоязненные.
Одна из главных основ богобоязненности и приближения к Божественной Истине - справедливость. Коран свидетельствует: «О вы, которые уверовали! Будьте стойки [в вере
вашей] в Бога, выступайте [во всем] свидетелями справедливости. И пусть ненависть ваша к кому-либо не ведет вас к пристрастию. Будьте привержены справедливости, ибо ближе она к богобоязненности. Страшитесь Всевышнего, ведь ведает Он о том, что вершите вы» (Коран, 5:8). Согласно исламскому вероучению, справедливость является главным условием достижения принципа равенства. Справедливость - одна из главных божественных установок, и Бог любит справедливых (Коран, 49:9).
Подпись: 73Познание человеком истины также является не подлежащим изменению предписанием. Истина не подлежит отмене и остается в силе неизменной с начала времен и до конца света, в отличие от шари‘ата, изменение, дополнение и применение установок которого всегда соотносятся с критерием истины.
[1] Имам Хомейни. Вилайат-е факих (перс.: Правление факиха). Тегеран, 1373 г. по хиджре.
[2] Зайдан, Джорджи . Та’рих-е тамаддон-е ислам (перс.: История исламской цивилизации). 1369 г. по хиджре.
[3] Садр, Мухаммад Бакир . Ал-ислам йакуду ал-хайат (араб.: Ислам правит жизнью). Бейрут, 1979.
[4] Такое понимание джихада главным образом было присуще в начальный период распространения ислама; более широкое понимание джихада включает в себя усердие на пути Аллаха, для достижения экономической и военной мощи, способной противостоять агрессии, укрепления национальной независимости, а также борьбу за осуществление социально-экономического развития. См.: Ислам. Энцикл. словарь. С. 66-67.
[5] Имам Хомейни. Тахрир ал-васила (араб.: Запись преданий). Кум, 1375 г. по хиджре.
|