Термин «глобализация» представляет собой попытку создать терминологию для обозначения динамичного процесса, который мы наблюдали в мире во второй половине XX столетия и в рамках которого произошло сокращение роли стран, народов и внутреннего законодательства в пользу установления власти международных законов и процессов. Этот процесс, названный «глобализацией» и заметно набравший обороты за два последних десятилетия, привлек к себе внимание многих ученых, которые выдвинули различные теории этого явления.
Данный процесс оказал влияние на внутреннюю политику различных стран, местные экономики и исконные местные культуры. В частности, можно отметить столкновение глобализации с Богооткровенными религиями, роль которых в жизни их последователей также оказалась под влиянием этого процесса. В настоящей статье мы рассмотрим отношение между глобализацией и религиями, а следовательно, и вопрос о диалоге между религиями в свете глобализации.
В качестве вступления следует рассмотреть вопрос о том, что же такое глобализация. Применение этого термина началось не так давно. Впервые в издании 1961 г. словаря Вебстера появилось толкование терминов «глобализм» и «глобализация», но до последнего десятилетия XX в. использование этой терминологии было очень ограниченным.
О глобализме говорят обычно в трех областях[1]. Иногда говорится о глобализации экономики в рамках системы мирового свободного рынка и международных экономических структур. Воплощением экономической глобализации является Всемирная торговая организация, структура и правила которой определяют поведение национальных и местных экономик. Вторая область - глобализация информационной революции, в результате которой при использовании информационных технологий, Интернета и электронной почты сократились расстояния и мир превратился в одну «деревню». Третья область - это глобализация культуры, в результате чего возникла мировая культура со своими взглядами, ценностями и общими идеалами, а в области искусства это проявилось в единстве музыки и одежды. Во многих случаях эта общая культура опережает национальные культуры и религии[2].
Мыслители и философы высказывают различные взгляды на глобализацию. Некоторые рассматривают ее в качестве проекта, разработанного ранее Западом, в частности США, для продления своего господства над миром и усиленно развивавшегося в последние десятилетия. Другие видят в глобализации процесс, сформировавшийся исторически. В этой связи упоминают глобализацию капитала в XVI-XVII вв., рассматривая нынешний процесс как продолжение тех процессов, что начались много раньше. Некоторые также считают глобализацию процессом, но в то же время и проектом, утверждая, что именно с этой точки зрения исследует анализировать ее плюсы и минусы. Таким образом, можно сказать, что
глобализация - это процесс, а глобализм - проект[3].
Если провести разницу между глобализмом и глобализацией, то станет легче анализировать происходящие в настоящее время события. В глобализации речь идет о добровольном согласии и желании народов и государств. Это процесс, который принимается странами и народами, готовыми согласовать с ним свою жизнедеятельность. Что касается глобализма, то здесь имеют место принуждение и угрозы, а потому этот проект почти повсеместно встречает сопротивление и против него устраиваются демонстрации протеста.
Но действительность заключается в том, что не так легко отличить глобализм от глобализации, и этот процесс стремительно идет в настоящее время с применением
современных средств[4].
Что касается подхода религий к глобализации, то невозможно категорично утверждать, что религии выступают против нее. Дело в том, что теоретически глобализация не противоречит Богооткровенным религиям. С одной стороны, можно отметить, что тенденция к глобализации была заложена в различных религиях изначально. Иудаизм, христианство и ислам стремились создать мировое правление и единую общечеловеческую общность. В их цели и миссию входило создание мирового общества и мировой культуры, и это доказывает, что религии теоретически не отвергают такие понятия, как мировая деревня или мировое сообщество[5].
Ислам в своем религиозном учении говорит о глобализации, а в систему верований шиитов входит и вера в то, что будет установлено мировое правление Махди (да ускорит Аллах его пришествие!).
Интересно отметить, что и в Коране говорится о том, что границы, различия между странами и народами не имеют основы в исламском международном праве. На основании этих взглядов все народы изначально составляли единое сообщество и в конце концов именно к такому единству и придут. Так, в одном из айатов Корана говорится:
«Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга» (Сура «Комнаты», 13).
В другом айате читаем:
«Нам было угодно оказать милость тем, кто был унижен на земле, сделать их предводителями и наследниками» (Сура «Рассказ», 5).
Приведем еще один айат:
«Тем из вас, кто уверовал и вершил добрые дела, Аллах обещал, что непременно сделает их преемниками тех, кто был до них, обещал, что укрепит их веру, которую Он одобрил для них, что Он вселит в них спокойствие после того, как они испытали страх» (Сура «Свет», 55).
Еще в одном айате Корана говорится:
«Мы уже предначертали в Псалтири, после того как изрекли людям назидание, что земля достанется в наследство Моим праведным рабам» (Сура «Пророки», 105)[6].
Совокупность этих айатов показывает, что ислам верит в мировое сообщество и что Господь в конце концов передаст правление землей Своим достойным рабам. Отметим, что в этих айатах о правоверных и достойных рабах Божьих говорится в общем плане, а не только о мусульманах. Таким образом, вера в единство и обязательство творить достойные дела составляет основу мирового Божественного правления. Последний айат (из суры «Пророки») показывает, что это - часть миссии всех предшествовавших пророков, в частности, Мусы и Давуда. Покойный толкователь Корана Табризи полагал, что под «Псалтирью» (забур) здесь подразумевается абсолютное Небесное писание.
Моменты, кратко изложенные выше, показывают, что, хотя глобализация и создание единого мирового сообщества были одной из целей пророков, они имели в виду религиозное общество, в котором бы господствовали Божественные ценности, духовность, религиозные законы и справедливость.
Представляется, что следует провести различие между разными слоями процесса глобализации в рамках темы подхода религий к этому процессу. В меру того, насколько глобализация означает «модернизм» и соотносится с философскими основами эпохи модернизма, можно с различных позиций говорить о ее соотношении с религиями. Если, рассматривая основы глобализации, мы обратимся к модернизму, то есть гуманизму, индивидуализму, рационализму, либерализму и демократии, то придем к вопросу о конфликте между традицией и современностью с точки зрения религии, о чем нельзя говорить в
общем[7].
Вопрос традиции и современности был предметом жарких обсуждений исламских мыслителей последних столетий, особенно XX в. Существовали различные позиции по этому вопросу. Но очевидно, что большинство исламских мыслителей не противились современности и не считали ислам несовместимым с обновлением общества. Впрочем, не всё они приняли и в проявлениях модернизма. Тем не менее они находили в религии корни многих устремлений модернизма, хотя и игнорировали в этом течении то, что противостояло религиозным
ценностям[8].
Это же проявилось и среди представителей других религий и, таким образом, в подходе к
модернизму с точки зрения религии появились представители обновления и фундаменталисты.
Другой слой глобализации, который можно было бы охарактеризовать как «глобализационный проект», - это создание и распространение на всю планету определенной культуры, что проявилось в виде культурной агрессии. Здесь теоретики глобализации приходят к выводу о том, что для обеспечения прогресса и развития глобализации нужно действовать с помощью единой, всеобщей культуры, такой, которая была бы привлекательна и могла бы проложить путь для распространения других элементов глобализма и новых экономических, политических, социальных и военных моделей.
Этот слой глобализации имеет и цивилизационную сторону, будучи, по сути, частью проекта нового мирового порядка, в котором присутствует не столько рационализм, сколько игнорирование других цивилизаций, религий и культур Ш.
Таким образом, контроль над культурой народов передается безжалостному капитализму, обладающему современными технологиями. Очевидно, что религии противостоят этой стороне глобализации. Именно на эту сторону глобализации обращены протесты, которые проявляются во всем мире.
Можно сказать, что взгляды Фукуямы и Хантингтона охватывают именно ту сторону глобализации, которая вызывает протест народов, культур и религий[9] [10].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что глобализация - это не широкое, а очень запутанное понятие с различными измерениями, а потому нельзя однозначно говорить о приятии или неприятии его религиями.
Хотя на первый взгляд это утверждение может показаться странным, но в эпоху глобализации роль религий не уменьшается. Наоборот, внимание к религии повышается, но в другой форме. С одной стороны, процесс глобализации создает для религий обширные возможности в плане пропаганды своих учений. Кроме того, с удовлетворением можно отметить, что представители различных религий и многие религиозные мыслители широко используют новые экономические и технологические возможности в сфере коммуникаций для достижения религиозных целей и распространения основ существования религии.
С другой стороны, процесс глобализации повысил необходимость и возможность диалога между религиями. С помощью новых технологий стало легче проводить встречи и обмен мнениями между представителями различных конфессий. Ведь интенсивность межрелигиозных контактов в течение последних десятилетий не идет ни в какое сравнение с предшествующим периодом.
Распространение культуры веротерпимости, также имеющей религиозные корни, позволило достичь большего взаимопонимания между религиями и создать условия, когда религиозные ученые смогли бы вести широкую дискуссию об общем и различном в представляемых ими религиозных системах.
Я полагаю, что в эпоху глобализации, помимо дискуссии о философско-религиозных проблемах, которая в определенной степени шла и ранее, для диалога между религиями открылись две новые области, определившие необходимость контактов. В современном мире эти две области представляют собой общую проблему для всех Богооткровенных религий.
Речь идет в первую очередь о соотношении между традицией и модернизацией. Все Богооткровенные религии в определенной мере сталкиваются с вопросом модернизации. Это процесс, который за последние несколько столетий сумел поставить под сомнение часть сферы господства религии, а верующих побудил к тому, чтобы по-новому взглянуть на некоторые религиозные понятия. Как уже было отмечено, ни одна из Богооткровенных религий не встала в открытую и абсолютную оппозицию по отношению к процессу модернизации. Наоборот, религии стали искать пути сопряжения и согласования отношений между религиозными системами и отдельными аспектами модернизации. Мировые религии могут теперь в рамках своего диалога обмениваться опытом и вести между собой дискуссию о найденных ими путях решения этой проблемы.
Конфликт между традицией и модернизмом был одной из основных проблем для исламских мыслителей в течение двух последних столетий. В Иране эту тему разрабатывали такие религиозные исламские реформаторы, как Сейед Джамалоддин Асадабади, Муртаза Мутаххари, Мехди Базарган, Али Шариати, Сейед Мохаммад Талегани и другие. Пожалуй, величайшим исламским реформатором современности можно назвать имама Хомейни, который решил конфликт между традицией и модернизацией в рамках теории исламского правления в Иране, основав Исламскую Республику Иран, в которой соединены воедино проявления и символы как религии, так и современности.
Нет сомнения в пользе, которую может представлять взаимный обмен опытом между деятелями различных религий.
Другой темой диалога между религиями в эпоху глобализации является обсуждение подходов к той части глобализации, которая носит характер целенаправленного проекта. Речь идет о культурной агрессии против религиозно-национальных ценностей. Богооткровенные религии могли бы согласовать свой подход к этой стороне глобализации, чтобы уменьшить ее влияние.
Можно сказать, что в современном мире существует большая потребность в диалоге между лидерами Богооткровенных религий. В пояснение этого вопроса отметим, что наличествуют два подхода к новым мировым явлениям. Представители первого подхода всем сердцем приняли модернизм и глобализацию, полностью игнорируя роль религий в установлении мира и взаимопонимания между народами. Другое крайнее течение, напротив, с религиозных позиций резко выступает против всех проявлений этого процесса, доходя иногда даже до насилия. Активизировавшиеся в последние годы террор и насилие, с одной стороны, и односторонние, волюнтаристские действия США - с другой, в обоих случаях носят религиозную окраску.
Молчание истинных религиозных лидеров открывает путь для односторонних и радикальных мыслей и действий. В наше время представляется необходимым возврат к религии и возрождение ее роли в деле мира и установления всемирного взаимопонимания посредством диалога между религиями. Только диалог может воспрепятствовать как необузданной и бесконтрольной глобализации, так и радикальным взглядам.
С сожалением следует признать, что в наше время глобализация и модернизация развиваются столь бесконтрольно, что напоминают второй физический закон термодинамики, согласно которому любая замкнутая система, питающаяся только из самое себя, неизбежно подвергается энтропии. Все действующие вокруг нас системы подтверждают правильность этого закона.
Глубокое сожаление вызывает то, что современное секулярное общество в значительной степени напоминает замкнутую систему. Опираясь на позитивистский взгляд на истину, эта система пытается решить свои проблемы исключительно с опорой на внутрисистемные научные методы. Но как можно препоручить судьбу человечества системе, которая может однажды перестать действовать? В условиях, когда мир охватили наркомания и алкоголизм, когда подростки в развитых странах стреляют по своим одноклассникам, когда в некоторых развитых обществах уровень разводов достиг 80 % и рушатся устои семьи, когда в США и России, то есть в двух крупнейших странах, около двух миллионов человек сидят в тюрьмах, становится очевидно, что мы имеем дело отнюдь не с положительными признаками и явлениями.
Представляется, что основная часть этих проблем возникает от того, что современные секуляризированные общества отошли от духовности. Современное общество должно понять, что вне духовности и религии невозможно достичь таких священных целей, как свобода, мир и справедливость. Причем отсутствие духовности в современном обществе приводит к забвению
его базовых, изначальных ценностей[11].
В 25 регионах современного мира примерно 40 стран находятся в состоянии конфликтов. Около 174 млн детей до 5 лет в развивающихся странах страдают от недоедания. 230 млн детей умственно отсталы. В США, которые играют ведущую роль в современном модернизирующемся мире, ежегодно совершается 20 тысяч убийств.
В то время, когда некоторые поборники модернизации рассматривают религию в качестве причины всех конфликтов, а террористы в своем озлоблении на бесконтрольность глобализации прибегают к насилию, религиозные лидеры на основании идеи терпимости, присутствующей в религиях, и миротворческого стремления религий могли бы оказать действенную поддержку в установлении взаимопонимания и спокойствия на Земле. Таким образом, в современном мире необходим диалог между религиями как с внутрирелигиозных, так и с внерелигиозных позиций.
Такой диалог, с одной стороны, помогает прояснить соотношение между религиями, глобализацией и сохранением религиозных ценностей. С другой стороны, он напоминает о роли религии в установлении мира и разрядки напряженности на планете. Мы полагаем, что внешний диалог между Русской Православной Церковью (РПЦ) и Исламской Республикой Иран, который проходит в четвертый раз и уже приобрел постоянную институционную основу, может сыграть конструктивную роль в установлении мира и взаимопонимания в регионе и мире.
С учетом роли России в мировой политике РПЦ, обладающая большим влиянием, и Организация культуры и исламских связей с учетом своих значительных функций и роли ИРИ в исламском мире могут способствовать сближению России и исламского мира, что в свою очередь поможет обеим нашим странам сыграть более активную роль в решении мировых проблем, в частности, проблем Ближнего Востока и Ирака.
Проведение таких встреч также может поспособствовать развитию и укреплению отношений между двумя странами и развитию взаимопонимания между нашими народами в том, что касается религиозных реалий обеих стран.
В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что эти контакты продолжатся в будущем и сыграют еще более конструктивную роль, чем прежде.
[1] Sawahata Yasutomo. A commitment to globalization to promote interfaith dialogue. Ill Web-site of the interreligious relations homepage.
[2] Э. Валлерштайн . Политика и культура в меняющемся мировом порядке / перевод П. Изади. Тегеран: Ней, 1998.
[3] М. Шируди . Теоретические основы глобализации // Интернет-сайт клуба «Мысль».
[4] М. Фархат . Культура в сфере глобализации // Газета «Иран». 2004.18 апреля.
[5] Web-site. Christian communities’ response to globalization, interreligious-dialogue.
[6] Слово о махдизме. (Выступления 1 и 2). Кум: Бустане кетаб, 2002.
[7] М. Ленгхаузен . Ислам и религиозный плюрализм. Кум: Таха, 2000. С. 8-19.
[8] X Энаят . Развитие политической мысли в исламе. Тегеран: Амир Кабир, 1982.
[9] С. Хантингтон . Столкновение цивилизаций и перестройка мирового порядка. Тегеран: Институт культурных исследований, 1999.
[10] Фрэнсис Фукуяма . Конец истории и последний человек // Внешняя политика. № 2. Лето 1993.
[11] Immanuel Wallerstein. The Modern World System. New York: Academic, 1974.
|