Прежде, чем говорить об административном принуждении, следует оговориться, что «корректнее было бы говорить об административноправовом принуждении», поскольку, оно основано и регулируется правовыми нормами. «История СССР, России и многих других стран дает много оснований для горьких выводов о том, что административное принуждение намного шире административно-правового, что нередко оно связано с произволом, насилием. Для административного принуждения правовая форма еще не стала таким атрибутивным свойством, как для уголовной ответственности. Сейчас оно состоит из двух частей: административного произвола и административноправового принуждения»[1].
Архитектура административного принуждения обладает рядом специфических признаков, позволяющих квалифицировать его в качестве самостоятельного вида государственного принуждения.
Административное принуждение - особый вид государственного принуждения, предназначенный для охраны общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.
Особый интерес для нашего исследования представляют взгляды на административное принуждение М.Б. Смоленского и М.В. Алексеевой Административное принуждение - метод психического или физического воздействия на сознание и поведение людей, применяемый в сфере государственного управления в целях предупреждения, пресечения административных правонарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности[2].
Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т.е. наступлении тех или иных неблагоприятных последствий, в соответствии с инструментарием законодательных норм.
Внешние формы проявления административного принуждения весьма многогранны. Это обусловливается разнообразием обеспечиваемых с их помощью отношений, целями, основаниями применения принуждения, содержанием компетенции органов и должностных лиц, которые наделены правом использования этих мер и рядом других обстоятельств.
Личные ограничения могут выражаться, например, при применении такого административного наказания как административный арест, при задержании и доставлении правонарушителя в служебное помещение органа внутренних дел или войск национальной гвардии. К организационным ограничениям относятся, например, приостановление функционирования учреждений вследствие нарушений правил противопожарной безопасности. К имущественным ограничениям относятся, в частности, административный штраф, конфискация, реквизиция.
Все меры административного принуждения применяются для того, чтобы обязать субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них, либо подчиниться установленным правоограничениям. Следовательно, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.
Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами, и их применение допускается только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.
Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами. Их перечень строго определен российской правовой архитектурой. Как правило, к ним относятся исполнительные органы и их должностные лица, уполномоченные на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних дел, войска национальной гвардии, контрольно-надзорные органы и др.).
Таким образом, административное принуждение характеризуется множественностью органов и должностных лиц, полномочных применять меры такого принуждения.
Специфика управленческих отношений объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования ими дозволенных правом мер. Нарушения правопорядка прекращаются незамедлительно, ибо затрагивают ключевые интересы всего российского общества, нередко угрожают личной и имущественной безопасности граждан.
В связи с этим очевидной становится особенность административного принуждения, которое должно заключаться в немедленном его применении с целью, прежде всего, предупредить, пресечь противоправное посягательство. Именно в этом и состоит эффект административного принуждения.
Специфика административного принуждения, в большинстве случаев, характеризует внесудебный порядок его применения соответствующими органами исполнительной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции без обращения в судебные инстанции. Вместе с тем правом административной юрисдикции наделены суды и единолично судьи, которые рассматривают значительную категорию дел об административных правонарушениях и применяют к виновным меры административного наказания, которые являются одним из видов административного принуждения.
Административное принуждение осуществляется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений, складывающихся в сфере государственного управления и охватывающих права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется. Применение мер административного принуждения в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц ограничивается сферой защиты преимущественно общеобязательных правил поведения, не имеющих ведомственных границ, например, правил лицензионно-разрешительной системы, природоохранных правил и т.д.
Административное принуждение характеризует и то обстоятельство, что компетентный государственный орган и лица, к которым оно применяется, не связаны отношениями служебной подчиненности, что отличает его от дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках государственнослужебных отношений. Административное принуждение может применяться в отношении широкого круга субъектов административного права.
Процессуальный порядок его применения отличается оперативностью, относительной простотой и экономичностью.
Административное принуждение применяется не только к физическим лицам (гражданам России, иностранным гражданам, лицам с двойным гражданством и без гражданства), но и в отношении юридических лиц. В связи с переходом к рыночной экономике и появлением негосударственных организаций расширяется сфера применения административного принуждения в виде масштабных штрафных санкций за нарушение юридическими лицами общеобязательных правил, установленных законодательными актами в области строительства, за нарушение норм земельного, налогового и таможенного законодательства, правил пожарной безопасности, законодательства о рекламе и т.д.
Одним из важнейших признаков административного принуждения является специфическая юридическая природа оснований его применения. Основаниями применения административного принуждения являются, во-первых, совершение административного правонарушения, во-вторых, наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например эпидемий, эпизоотий, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека, меры применяются в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий и их локализации. В связи с этим, необходимо подчеркнуть коренное отличие оснований административного принуждения от оснований иных видов государственного принуждения, в частности уголовного наказания, в качестве которого может выступать только виновное, общественно опасное, противоправное и уголовно наказуемое деяние (ст. 14 УК РФ)1.
Уголовный Кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Таким образом, административно-правовое принуждение -
предусмотренная нормами административного права система мер психического, физического либо экономического воздействия на сознание и поведение правонарушителей, применяемая компетентными субъектами управления в целях предупреждения, пресечения правонарушений и привлечении виновных лиц к административной ответственности.
[1]Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов. М.: Изд. НОРМА, 2000. С. 233.
[2]Смоленский М.Б., Алексеева М.В. Административное право для бакалавров. Ростов н/Д: Феникс, 2015. 284 с.
9
|