Среда, 27.11.2024, 07:38
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Виды мер административного принуждения

Административное принуждение охватывает понятие правовой ответственности, но им не исчерпывается, ибо не всякая принудительная мера, применяемая органами государства, может быть отнесена к разряду мер юридической ответственности. Более того, в обеспечении устойчивого курса государственного управления, первоочередное значение принадлежит не только юридической ответственности, но и иным видам правового принуждения. К ним, например, относятся меры, назначение которых исчерпывается одним принуждением к исполнению возложенной на лицо обязанности или восстановлением нарушенного (нарушаемого) права.

Меры административного принуждения весьма разнообразны. Различаются по назначению, целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации. В науке административного права существуют различные подходы к классификации мер административного принуждения.

Так, например, Ю.М. Козлов, в зависимости от своего целевого назначения меры административного принуждения подразделяет на три группы:

административно-предупредительные меры; административно-пресекательные меры; административно-наказательные меры[1].

Д.М. Овсянко все меры принуждения делит на три группы (вида): административно-предупредительные; административного пресечения; административного взыскания[2] [3].

По мнению Д.Н. Бахраха все меры административного принуждения разделяются на 4 вида:

меры административного предупреждения; меры административного пресечения; меры административной ответственности; административно-восстановительные меры.

М.Б. Смоленский, М.В. Алексеева по целевому назначению меры административного принуждения делят на 5 групп: административно-предупредительные меры; административно-пресекательные меры; меры административной ответственности; административно-восстановительные меры; меры административно-процессуального обеспечения[4].

С точки зрения рассмотрения особенностей мер административного принуждения, применяемых военнослужащими войск национальной гвардии, по нашему мнению, наиболее актуальной является следующая классификация.

Все многочисленные закрепленные в законодательстве меры

административного принуждения можно разделить на группы:

меры, применяемые при отсутствии противоправных действий; меры, применяемые при совершении противоправных действий; меры, применяемые после совершения административных правонарушений и иных противоправных действий.

К первой группе относятся:

меры административного принуждения, применяемые в силу

государственной (общественной) необходимости (государственных нужд); контрольно-предупредительные меры.

Ко второй группе относятся меры административного пресечения правонарушений.

Третья группа включает в себя:

меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (меры процессуального обеспечения); административно-восстановительные меры; меры административной ответственности.

Рассмотрим, какие меры административного принуждения объединяет каждая из перечисленных групп.

Меры административного принуждения, применяемые в силу государственной (общественной) необходимости.

К данной группе мер относятся реквизиция, карантин и ряд других мер. Реквизиция как мера принуждения заключается в изъятии у собственника имущества с предварительным и равноценным возмещением его стоимости (ст. 35 Конституции РФ). Объектами реквизиции могут быть различные предметы и объекты, необходимые государству в условиях, как правило, военного или чрезвычайного положения: оружие и боеприпасы к ним, транспортные средства, средства связи, оптические приборы, земельные участи, отдельные строения и т.д.

Карантин как мера общественной необходимости может применяться в условиях чрезвычайного положения[5] [6] [7].

Контрольно-предупредительные меры.

Применение этих мер осуществляется с целью предостережения физических лиц и организаций от неправомерных поступков и, тем самым, предупреждения нарушения порядка и безопасности. Данная группа объединят большое количество мер, условия и порядок применения которых, закреплен в различных нормативных правовых актах, например: регистрация и

2 3

перерегистрация оружия и транспортных средств , лицензирование отдельных

видов деятельности[8] [9] [10], досмотр багажа и ручной клади физических лиц2, осмотр подконтрольных объектов и другие. Полномочиями по применению данных мер наделены многочисленные органы государственного контроля и надзора, органы внутренних дел, в том числе и войска национальной гвардии при охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Основанием для применения контрольно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством обстоятельств как связанных, так и не связанных с действиями человека[11]. Для их применения не требуется факта нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, определенных условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть: пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи и т.п.

Контрольно-предупредительным мерам присуща ярко выраженная профилактическая направленность. Государство, используя эти меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвратить их наступление.

Отмечая общность контрольно-предупредительных мер, нельзя не заметить различий между отдельными превентивными мерами по их непосредственному назначению и характеру правоограничений.

По этому критерию среди контрольно-предупредительных мер можно выделить следующие их разновидности:

меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, закрытие участков Государственной границы при возникновении опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории;

меры, направленные на предупреждение, как правонарушений, так и преступлений, например, таможенный досмотр багажа, проверка документов, удостоверяющих личность;

меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей, например, принудительное медицинское освидетельствование;

особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных больных, наркоманов, инфекционных больных и т.д.

Меры пресечения административных правонарушений.

В системе мер административного принуждения, меры пресечения административных правонарушений составляют преобладающую группу, так

как являются самими многочисленными. Эти меры связаны с воздействием на личность правонарушителя и применяются для того, чтобы пресечь совершающееся административное правонарушение, прекратить противоправные действия, не допустить их продолжения, расширения и вовлечение в них других лиц. К ним относятся, например: требование прекратить противоправное поведение, устранить допущенное нарушение, официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения, непосредственное физическое воздействие на злостных

нарушителей общественного порядка и другие меры.

Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, организаций, нарушающих установленный порядок[12].

Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения - административные правонарушения. Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями. Они могут применяться также и для прекращения преступных действий. Так, соответствующие надзорные органы приостанавливают работы, эксплуатацию машин и механизмов, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасности и охраны недр, независимо от того, явилось ли это следствием административного правонарушения или преступления.

Таким образом, меры административного пресечения являются одним из эффективных средств борьбы с правонарушениями.

Многообразие мер административного пресечения можно объединить в несколько видов групп.

В частности, к ним относятся:

меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в органы внутренних дел и др.);

меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия и др.);

меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности; запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);

меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, изъятие в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за несоблюдения санитарных или гигиенических правил и др.);

меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (меры процессуального обеспечения).

Меры процессуального обеспечения или как они квалифицируются в главе 27 КоАП РФ «меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях»[13] [14] [15] некоторые авторы включают в систему мер пресечения.

Выделение их в отдельную группу мер административного принуждения, на наш взгляд, диктуется тем, что наряду с целью пресечь совершающееся правонарушение, они преследуют еще одну, пожалуй, основную цель - обеспечить своевременное и соответствующее закону рассмотрение дел об административных правонарушениях и исполнение принятых по ним постановлений. С помощью этих мер осуществляется: установление личности правонарушителя, а также обстоятельств совершения правонарушения, обнаружение и фиксация необходимых доказательств, изъятие и хранение вещей и документов для определения их дальнейшей судьбы и т.д.

В число мер процессуального обеспечения включены: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и документов и их изъятие, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод и другие. Их перечень как уже отмечалось, закреплен в главе 27 КоАП РФ, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

В действующем законодательстве также определен круг органов и должностных лиц, наделенных полномочиями по применению мер процессуального обеспечения, а именно: сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии, различные государственные инспекции и другие органы.

В данном контексте следует отметить, что при совершении военнослужащим административного правонарушения, за которое военнослужащий в соответствии с КоАП РФ (ст. 2.5.) несет дисциплинарную ответственность к нему в соответствии с Дисциплинарным уставом ВС РФ

о

(ст. 51) также могут быть применены следующие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке:

доставление;

задержание;

личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, досмотр транспортного средства;

изъятие вещей и документов;

временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей;

отстранение от управления транспортным средством;

медицинское освидетельствование.

Правом применения указанных мер обладают:

командиры (начальники) от командира роты, им равные и выше - к военнослужащим, подчиненным им по службе;

дежурный по воинской части - к военнослужащим, младшим или равным ему по воинскому званию, проходящим военную службу в одной с ним воинской части, в случаях, не терпящих отлагательства;

начальник гарнизона, военный комендант гарнизона, дежурный по гарнизону - к военнослужащим при несении гарнизонной и (или) караульной служб; временно находящимся в гарнизоне; находящимся вне расположения воинской части, места службы (за пределами гарнизона, в котором они проходят военную службу) без документов, удостоверяющих личность и (или) право пребывания вне расположения воинской части, места службы (в данном гарнизоне);

начальники военных сообщений на видах транспорта, начальники военно-автомобильных дорог и военные коменданты железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) - к военнослужащим во время следования по путям сообщения;

должностные лица военной автомобильной инспекции гарнизона - к военнослужащим - водителям транспортных средств воинских частей, совершивших дисциплинарный проступок и (или) нарушение требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

старший военнослужащий - к младшему военнослужащему при нарушении последним воинской дисциплины[16].

Административно-восстановительные меры.

В эту группу входят меры, целью применения которых является принудительное восстановление прежнего (существовавшего до правонарушения) положения вещей. Административно-восстановительные меры применяются после совершения правонарушения, но направлены не на наказание правонарушителя, а на возвращение в первоначальное состояние вещей либо прав. К этим мерам можно отнести: снос самовольно возведенных построек, административное выселение из самовольно занятых жилых помещений, аннулирование лицензий, разрешений, аккредитаций, возмещение ущерба, причиненного административным правонарушением и т.д.

Меры административной ответственности.

Эти меры применяются после совершения административного правонарушения в виде административных наказаний.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершенное административное правонарушение, применяемой только к лицу, признанному виновным в совершении такого правонарушения, и заключающейся в обусловленном ею лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя. Целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим нарушителем, так и другими лицами, что придает ему профилактическую направленность. Исчерпывающий перечень административных наказаний содержится в ст. 3.2 КоАП РФ[17].

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

предупреждение;

административный штраф;

конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

административный арест;

административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

дисквалификация;

административное приостановление деятельности;

обязательные работы;

административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Таким образом, анализ всей совокупности мер административного принуждения, позволяет сделать вывод о том, что меры административного принуждения можно разделить на административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры процессуального обеспечения, меры административной ответственности и административновосстановительные меры.

 

[1]Козлов Ю.М. Административное право: учебник. М.: Юристь, 1999. С. 90.

[2]Овсянко Д.М. Административное право: учебное пособие. Изд. 3 -е. М.: Юристь, 2000. С. 110.

[3]Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов. М.: Изд. НОРМА, 2000. С. 233.

[4]Смоленский М.Б., Алексеева М.В. Административное право для бакалавров. Ростов н/Д: Феникс, 2015. С. 163.

^Пункт «б» ст. 13 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

[6]Статьи 12,13 Федерального закона «Об оружии» от 13 дек. 1996 г. № 150-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

[7]Пункт 3 ст.15 Федерального закона от 10 дек. 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

[8]О лицензировании отдельных видов деятельности: федер. закон от 08 авг. 2001 г. № 128-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 33 (Ч. 1). Ст. 3430.

[9]Пункт 3 ст. 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 1.

[10]Пункт 7 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07 марта 2001 г. № 24-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.

[11]Шубина Е.В. Административно-предупредительные меры в системе административно-правового принуждения // Административное и муниципальное право. 2014. № 11. С. 1160-1164.

[12]Степанюк В.В. Административное пресечение правонарушений в системе государственного принуждения Российской Федерации // Закон и право. 2015. № 3. С. 144-146.

[13]Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 1.

[14]Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 1.

[15]Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: указ Президента РФ от 10 нояб. 2007 г. № 1495 // СЗ РФ. 2007. № 47 (Ч. 1). Ст. 5749.

[16]Шатская Е.Ю. Дисциплинарно-правовое принуждение военнослужащих, совершивших административное правонарушение. Проблемы права. 2014. № 2. С. 81-83.

[17]Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 1.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (24.04.2017)
Просмотров: 606 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%