Проблемы судебно-экспертной дидактики в современных условиях интеграции и дифференциации научного знания могут быть рассмотрены в двух аспектах. Во-первых, это обучение судебных экспертов и повышение их квалификации, во-вторых — формирование профессиональных компетенций юристов, связанных с возможностями специальных знаний при собирании, исследовании, оценке и использовании доказательств в судопроизводстве.
Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту, сформулированы в ст. 13 ФЗ ГСЭД. Законодатель указывает, что должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин России, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Позднее в ст. 13 ФЗ ГСЭД были внесены изменения, конкретизирующие понятие подготовки по конкретной экспертной специальности. В последней редакции ФЗ ГСЭД говорится уже о необходимости дополнительного образования по конкретной экспертной специаль- ности1. Очевидно, что квалификационные требования к негосударственным экспертам, касающиеся их образования и подготовки, должны быть такими же. [1]
Компетенция судебного эксперта может рассматриваться в двух аспектах1. Во-первых, это круг полномочий, права и обязанности эксперта, которые определены законодательством. Во-вторых, это комплекс знаний в области теории, методики и практики судебной экспертизы определенного рода, вида. Различают объективную компетенцию, т. е. объем знаний, которыми должен владеть эксперт, и субъективную компетенцию (компетентность) — степень, в которой конкретный эксперт владеет этими знаниями.
Судебный эксперт, являющийся специалистом двойной компетенции, должен помимо знаний в базовой науке (например, в экономике, филологии, естествознании) и теории судебной экспертологии обладать глубокими юридическими знаниями, владеть современными экспертными технологиями, сертифицированными и утвержденными методиками экспертного исследования.
Подготовка судебного эксперта — это не механическое соединение двух образований — юридического и иного, а комплексное интегративное образование, позволяющее сформировать необходимые компетенции, тогда как отдельно два образования плюс курсы повышения квалификации не позволяют сформировать необходимые профессиональные компетенции. Они в этом случае формируются только за счет нескольких лет экспертной практики, причем допускаются многочисленные ошибки. Думается, что в XXI в. в эпоху интеграции научного знания и учить надо по-новому2.
До середины 90-х гг. прошлого века подготовка судебных экспертов с высшим образованием осуществлялась только в области традиционных криминалистических экспертиз (дактилоскопической, трасологической, баллистической и проч.) в учебных заведениях МВД России.
Экспертов, специализирующихся в других родах судебной экспертизы (за исключением судебных медиков и судебных психиатров, которых выпускают соответствующие кафедры медицинских высших учебных заведений), в вузах России вообще не готовили. Экономисты, филологи, инженеры и другие специалисты, которые привлекались и привлекаются на работу в судебно-экспертные учреждения, проходят обучение на курсах и в процессе стажировок, не дающих необходимых знаний. В результате они не знают даже основ материального и процессуального права, криминалистики и теории судебной экспертизы. Юридические знания и общая правовая культура, на- [2] [3] сущно необходимые судебным экспертам в повседневной деятельности, приобретаются ими только через несколько лет практической работы.
Единство интегрированной природы всех видов судебных экспертиз позволило выработать единый подход к подготовке судебных экспертов разных специализаций в рамках вузовского образования. С этой целью были разработаны государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) 1-го и 2-го поколения по специальности 030502.65 «Судебная экспертиза». Выпускникам вузов по этой специальности с 2003 г. присваивалась квалификация «судебный эксперт».
С 2011 г. обучение по программам высшего профессионального образования осуществляется в соответствии с ФГОС ВПО 3-го поколения, что обусловливает стандартизацию не дидактики обучения, а прежде всего его результатов-компетенций, а также согласование их с общеевропейскими подходами, разработанными в ходе реализации проекта «TUNING», направленного на взаимную «настройку» европейских систем высшего образования, к которым в последние годы присоединилась Россия. В соответствии с постановлением Правительства РФ, в котором утвержден Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специа- лист»1, разработан усовершенствованный ФГОС ВПО по специальности «Судебная экспертиза» 40.05.032, где унифицированы общепрофессиональные дисциплины и дифференцированы дисциплины специализации в зависимости от классов и родов судебных экспер- тиз3.
Область профессиональной деятельности выпускников по специальности «Судебная экспертиза» включает судебно-экспертную деятельность, а также деятельность по использованию специальных знаний в целях предупреждения и выявления правонарушений, преду- [4] [5] [6] преждения, раскрытия и расследования преступлений. Выпускники вузов в соответствии с ФГОС ВПО по данной специальности должны быть готовы к экспертной, технико-криминалистической, профилактической профессиональной деятельности. Заметим, что экспертная составляющая для этих специалистов включает не только производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским, административным делам, делам об административных правонарушениях, но и возможность производства в непроцессуальной форме различных исследований по заданиям субъектов правоприменительной деятельности.
Технико-криминалистическая деятельность связана с исполнением функций специалиста в уголовном и гражданском судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях, и в первую очередь — с исследованием вещной обстановки мест происшествий в целях обнаружения, фиксации, изъятия материальных следов, содержащих криминалистически значимую информацию.
Профилактическая деятельность — это деятельность по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (правонарушения), как при производстве экспертизы по конкретному уголовному (гражданскому) делу, делу об административном правонарушении, так и на основе обобщения экспертной практики, условий, способствовавших (могущих способствовать) совершению правонарушений, и разработка предложений, направленных на их устранение.
Помимо этого специалисты готовятся к научно-исследовательской и методической деятельности, связанной с развитием теоретических основ судебной экспертологии, проведением прикладных научных исследований, направленных на разработку, апробацию и внедрение в экспертную практику новых методов, приемов и методик судебно-экспертного исследования. Им предстоит также заниматься информационными, организационными, управленческими и методическими видами деятельности.
Современное судебно-экспертное образование включает большой комплекс юридических знаний по программам подготовки юристов, знаний из материнских наук в зависимости от экспертной специализации, общеэкспертных знаний, специальных знаний по родам и видам экспертиз, овладение профессиональными навыками и умениями при выполнении лабораторных работ, серий контрольных экспертиз и при прохождении учебных, производственных и преддипломных практик, дипломную работу по определенному виду или роду экспертиз.
Рис. 1. Подготовка судебных экспертов в Российской Федерации
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации существуют два варианта подготовки судебных экспертов: путем высшего судебно-экспертного образования по специальности «Судебная экспертиза» и путем получения дополнительного образования по конкретной экспертной специальности лицами, имеющими высшее естественно-научное, техническое, экономическое или гуманитарное образование (рис. 1).
Классы и роды судебных экспертиз находятся на разных стадиях формирования. Для сложившихся родов судебных экспертиз характерны:
четко сформулированные задачи, структурированность по видам в зависимости от объектов,
унифицированные методики экспертного исследования,
и как результат частная теория рода экспертизы.
Формирующиеся роды экспертиз (а иногда и классы), крайне востребованные судебной и следственной практикой, еще не имеют собственных разработанных экспертных методик. При их производстве, например в экологической, генетической или психологической экспертизе, применяются методические подходы из базовых, материнских наук.
В других случаях область специальных знаний слишком широка, объекты и задачи весьма разнородны и их перечень огромен. Напри-
Рис. 2. Формы обучения судебных экспертов
мер, судебная строительно-техническая экспертиза решает вопросы, связанные с проектированием зданий и сооружений, строительством, восстановительным ремонтом, землепользованием, водоснабжением, строительными материалами и др.
В рамках специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза» реализуется ряд специализаций, охватывающий классы и роды судебных экспертиз, наиболее распространенные в судопроизводстве и наиболее разработанные на уровне теории и технологии экспертного исследования: криминалистические, инженерно-технические экспертизы, экспертизы веществ, материалов и изделий, экономические, речеведческие (рис. 2).
Рассмотрим эти специализации подробнее с учетом особенностей профессионально-специализированных компетенций, которыми должен обладать выпускник по специальности «Судебная экспертиза» с квалификацией (степенью) «специалист»:
криминалистические экспертизы, в том числе трасологические, баллистические, дактилоскопические, холодного оружия, портретные, почерковедческие судебно-технические документов и др.: способность применять методики криминалистических экспертиз и исследований в профессиональной деятельности, оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства криминалистических экспертиз, а также возможности применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых преступлений, в частности использовать криминалистические методы и средства для установления личности разыскиваемого лица;
инженерно-технические экспертизы, в том числе пожарно-технические, взрывотехнические, автотехнические, компьютерно-технические и др.: способность применять методики инженерно-технических экспертиз и исследований в профессиональной деятельности, а также при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять инженерно-технические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве;
экспертизы веществ, материалов и изделий, в том числе металлов, сплавов и изделий из них, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов, полимерных материалов и изделий из них, волокнистых материалов и изделий из них, лакокрасочных материалов и лакокрасочных покрытий и др.: способность применять методики экспертиз и исследований веществ, материалов и изделий, а также при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять специальные, физические, химические и физико-химические методы в целях поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве;
экономические экспертизы, в том числе судебно-бухгалтерская, финансово-экономическая, налоговая, оценочная и др.: способность применять методики экономических экспертиз и исследований в профессиональной деятельности, а также при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять методы и средства судебно-экономических экспертиз в целях обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов (первичных и отчетных документов, отражающих хозяйственные операции и содержащих информацию о наличии и движении материальных и денежных средств) для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве;
речеведческие экспертизы, в том числе автороведческая, лингвистическая, фоноскопическая, почерковедческая и др.: способность в профессиональной деятельности применять методики экспертиз и исследований речи, зафиксированной на любом материальном носителе в любой форме (рукописной, машинописной, электронной, звучащей), а также при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять методы и средства речеведческих экспертиз в целях обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов — речевых произведений — для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве.
Для всех специализаций общим требованием к профессиональной компетенции выпускника является способность оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз данного класса, а также использования специальных знаний (по отраслям) в судопроизводстве.
В настоящее время в Российской Федерации уже более 30 вузов реализуют подготовку кадров по специальности «Судебная экспертиза». С целью объединения и координации их деятельности, оказания содействия в обеспечении качества судебно-экспертного образования Московским государственным юридическим университетом имени О. Е. Кутафина (МГЮА) и некоммерческим партнерством «Палата судебных экспертов» учреждена Ассоциация образовательных учреждений «Судебная экспертиза» (АСЭ)[7].
Ассоциация на добровольных началах объединяет образовательные учреждения, реализующие образовательные программы в области судебной экспертизы высшего профессионального образования, образовательные программы послевузовского профессионального образования, осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности, ведет фундаментальные и прикладные научные исследования в области судебной экспертизы.
Основным документом, подтверждающим квалификацию эксперта, является диплом о высшем экспертном образовании. Однако для работы в государственных судебно-экспертных учреждениях дипломированные судебные эксперты обязаны пройти аттестацию и получить свидетельство на право производства экспертиз.
Другим направлением экспертной дидактики, как указывалось выше, является формирование профессиональных компетенций юристов, связанных с возможностями специальных знаний при собирании, исследовании, оценке и использовании доказательств в судопроизводстве. Многие годы возможности судебных экспертиз и особенности их назначения и использования результатов в доказывании изучались в курсе криминалистики. Однако внимание уделялось в основном криминалистическим экспертизам в уголовном судопроизводстве. Но в современных социально-экономических условиях роль специальных знаний существенно возрастает именно в гражданском и арбитражном, а с вступлением в силу КАС РФ — и в административном процессе. Это связано с необходимостью объективизации процесса доказывания, обеспечения защиты имущественных и неимущественных прав и законных интересов личности, а также с возможностью использования в доказывании новых достижений современной науки.
В связи с этим перспективным вариантом подготовки квалифицированных кадров в сфере использования специальных знаний является магистратура. Миссией экспертно-ориентированных магистерских программ является фундаментальная подготовка магистров в сфере профессиональной юридической деятельности, обладающих профессиональными компетенциями в области использования специальных знаний в судопроизводстве.
В учебниках по криминалистике практически не освещается современное состояние большинства классов судебных экспертиз. В результате выпускники юридических вузов часто не имеют представления о современных возможностях таких весьма актуальных родов судебных экспертиз, как судебно-экономические, компьютерно-технические, экологические, инженерно-технические, лингвистические и др.; не знают, как оценить компетенцию эксперта, не могут правильно сформулировать вопросы на разрешение эксперта, не говоря уже о вдумчивой и квалифицированной оценке экспертного заключения.
Еще одной процессуальной формой использования специальных знаний в судопроизводстве является консультация специалиста (показания, заключение). При преподавании процессуальных дисциплин вопросы, связанные с процессуальным статусом специалиста, затрагиваются, но содержательно-информативная сторона этих консультаций (показаний, заключений), особенности следственных и судебных ситуаций, когда помощь специалиста необходима следователю, сторонам и суду, не получают достаточного освещения.
Как следует из п. 4.1 ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»)1, область профессиональной деятельности бакалавров включает в том числе обеспечение законности и правопорядка. Бакалавр по направлению подготовки 40.03.01 готовится к правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности.
Формирование ряда профессиональных компетенций юриста (реализация в своей профессиональной деятельности норм материального и процессуального права; владение навыками подготовки юридических документов; выполнение должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; способности выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения, а также выявлять и давать оценку коррупциогенным факторам в нормативных актах и иной документации) невозможно без изучения современных возможностей использования специальных знаний.
Если более детально рассмотреть структуру базовой части профессионального цикла бакалавра юриспруденции, можно заключить, что обучающийся должен:
иметь представление:
о правовых статусах субъектов, использующих специальные знания в гражданском, арбитражном и уголовном процессах, производстве по делам об административных правонарушениях;
задачах применения специальных знаний по различным категориям гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях;
уметь:
правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебных экспертиз;
анализировать и правильно оценивать содержание заключений и показаний эксперта;
использовать результаты судебных экспертиз в процессе доказывания по делам различных категорий;
пользоваться помощью специалиста в процессуальной и непроцессуальной форме в различных видах судопроизводства.
В связи с вышеизложенным в вариативную часть основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «юриспруденция» в Московском государственном юридическом уни- [8] верситете имени О. Е. Кутафина (МГЮА) по нашему предложению введена дисциплина «Экспертиза в судопроизводстве». Кроме того, в ряде вузов студентам читаются учебные курсы, связанные с использованием специальных знаний в судопроизводстве, например на юридическом факультете Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, в Уральской государственной юридической академии, Саратовской государственной юридической академии и др.
Целевое значение курса «Экспертиза в судопроизводстве»1 состоит в формировании у студентов-юристов целостного представления:
об особенностях использования специальных знаний в различных видах судопроизводства;
о современных возможностях судебных экспертиз в решении разнообразных вопросов, возникающих при расследовании и судебном разбирательстве;
об особенностях назначения экспертиз и критериях оценки заключений экспертов;
об особенностях использования специальных знаний специалиста при расследовании преступлений, судебном рассмотрении уголовных и гражданских дел как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах.
Задачами курса являются:
формирование у студентов системы знаний о предмете, задачах и объектах судебной экспертизы;
изучение классификации судебных экспертиз и решаемых задач; основ экспертных технологий; заключения эксперта и особенностей его оценки;
изучение возможностей основных классов судебных экспертиз;
формирование у студентов навыков постановки вопросов перед экспертами разных специальностей и умений в определении направлений использования заключения эксперта;
формирование навыков использования помощи специалиста в уголовном, гражданском и арбитражном процессе.
Лекционные занятия по курсу проводятся в интерактивной форме с демонстрацией презентаций и фрагментов видеороликов о современных возможностях судебных экспертиз, новых экспертных технологиях и методиках экспертного исследования.
Однако основу обучения составляют практические занятия, при проведении которых активно используется кейсовый метод. [9]
Примером такого практического занятия может быть кейс по назначению судебной экспертизы в гражданском процессе, оглашение заключения, дача экспертом показаний по заключению и оценка заключения с выявлением допущенных ошибок. Материалы кейса составляют судебные ситуации, разрешение которых требует назначения экспертизы, и заранее подготовленные заключения судебных экспертиз, соответствующие этим ситуациям. Студенты разбиваются на малые группы, в которые входят судья, истец и ответчик, эксперт и специалист. Судья в группе является модератором и выбирается группой. Все малые группы работают одновременно над одним и тем же разделом кейса, конкурируя между собой в поиске наиболее оптимального решения. В результате первой части занятия должны быть созданы определения суда о назначении экспертиз. Во второй части происходит оценка заранее подготовленного заключения эксперта, получение показаний экспертов, консультаций специалистов и выявление экспертных ошибок. Итогом занятия является обсуждение вопроса о признании или непризнании данного заключения допустимым доказательством.
Отработка описанных выше профессиональных навыков и умений может также происходить в юридической клинике при консультировании населения по вопросам использования различных специальных знаний.
Другое направление формирования профессиональных компетенций юриста по использованию специальных знаний в судопроизводстве — это магистерские программы, целью которых является фундаментальная подготовка магистров права, обладающих углубленной комплексной компетенцией в области юриспруденции и какого-то отдельного вида специальных знаний. Освоение подобных магистерских программ позволяет магистрантам сформировать экспертноориентированное мышление юриста (правоведа), что необходимо как в законодательной, так и в правоприменительной или правозащитной деятельности. Контроль качества обучения предполагает проведение тестирований, коллоквиумов, подготовку рефератов и компьютерных презентаций.
В ходе обучения применяются современные практически ориентированные методики с использованием деловых игр и мастер-классов ведущих специалистов и экспертов в области теории и практики судебной экспертизы, а также с реализацией кейс-метода на базе автоматизированных рабочих мест судебного эксперта, имеющихся в Университете имени О. Е. Кутафина.
Высшее судебно-экспертное образование — условие необходимое, но недостаточное для подтверждения экспертной квалификации. Согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ ГСЭД для государственных судебных экспертов определение уровня профессиональной подготовки и аттестация на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, причем уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.
Приказом Минюста России утверждено специальное Положение об аттестации работников судебно-экспертных учреждений Минюста России на право самостоятельного производства судебной экспер- тизы1. Положение предусматривает порядок аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Минюста России в целях определения уровня их профессиональной подготовленности для производства судебных экспертиз. Аналогичные приказы по аттестации экспертных кадров действуют в МВД, ФТС, ФСКН2, МЧС России и других ведомствах, где имеются государственные экспертные учреждения. Для аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы и его продления образуются экспертно-квалификационные комиссии, которые проводят аттестацию и переаттестацию экспертов. Утверждены также ведомственные перечни экспертных специальностей, по которым проводится аттестация на право самостоятельного производства судебных экспертиз. [10] [11]
[1] См. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”».
[2] См.: Энциклопедия судебной экспертизы / под ред. Т. В. Аверьяновой, Е. Р. Рос- синской.
[3] Подробнее см.: Россинская Е. Р. Современные проблемы судебно-экспертной дидактики // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2015. № 12.
[4] См. постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1136 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) “специалист”».
[5] См. приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».
[6] Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 031003 «Судебная экспертиза» (квалификация (степень) «специалист»), утв. приказом Минобрнауки России от 17 января 2011 г. № 40.
[7] См.: URL: http://aoei.ru.
[8] Утвержден приказом Минобрнауки России от 4 мая 2010 г. № 464 и приказом Минобрнауки России «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».
[9] Подробнее см.: Российская Е. Р., Зинин А. М. Экспертиза в судопроизводстве: учебник. М., 2016.
[10] См. приказ Минюста России от 7 октября 2014 г. № 207 «Об утверждении Положения об аттестации экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации».
[11] См. приказ МВД России от 9 января 2013 г. № 2 «Вопросы определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации»; приказ ФТС России от 5 августа 2010 г. № 1457 «Об утверждении положения об аттестации экспертов Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления на право самостоятельного производства судебных экспертиз и Положения о Главной экспертно-квалификационной комиссии Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления»; приказ ФКСН России от 28 декабря 2006 г. № 440 «Об утверждении Положений об организации обучения экспертов экспертно-криминалистических подразделений органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, об Экспертно-квалификационной комиссии Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, о порядке аттестации экспертов экспертно-криминалистических подразделений органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на право самостоятельного производства судебных экспертиз и пересмотра уровня их профессиональной подготовки».
|