Систему судебно-экспертных учреждений России составляют в первую очередь государственные судебно-экспертные учреждения. В последние два десятилетия в стране появились и негосударственные судебно-экспертные учреждения, но доля производимых ими экспертиз пока не очень велика.
Государственная судебно-экспертная деятельность в соответствии со ст. 1 ФЗ ГСЭД осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами. Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия субъектам, назначающим экспертизу, в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла (ст. 2 ФЗ ГСЭД). Правовую основу этой деятельности составляют помимо вышеназванного Закона Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, УПК РФ, КоАП РФ, НК РФ, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, законодательство в сфере охраны здоровья, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы (ст. 3 ФЗ ГСЭД).
Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники (ст. 4 ФЗ ГСЭД).
Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется государственными судебно-экспертными учреждениями, которые являются специализированными учреждениями федеральных орга
нов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданными для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы. Эти учреждения проводят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 11 ФЗ ГСЭД).
Судебно-экспертные учреждения в России создавались исходя из необходимости удовлетворения потребностей в выполнении экспертиз прежде всего для двух ведомств — Минюста России и МВД России. Для МВД России экспертизы выполняются в основном в связи с раскрытием и расследованием уголовных преступлений. Для Минюста России экспертизы выполняются как в интересах уголовного судопроизводства — по заданиям судов и прокуратуры, так и в интересах гражданского, арбитражного судопроизводства, а также в связи с обращениями других организаций, ведомств, частных лиц, которые нуждаются в экспертных исследованиях.
Судебно-медицинские и судебно-психиатрические экспертизы выполняются соответствующими структурами (центрами, бюро, лабораториями) Минздрава России.
Экспертная служба была создана при Минобороны России. Она обеспечивает производство как судебно-медицинских, так и криминалистических экспертиз по делам, подследственным военной прокуратуре.
Для обеспечения потребности в экспертизах, специфичных для их деятельности, созданы экспертные службы в ФТС, МЧС, ФСБ России.
Таким образом, первым принципом формирования системы судебно-экспертных учреждений России является их ведомственная принадлежность (в отличие от ряда других стран, например Белоруссии, Казахстана, где созданы и функционируют единые экспертные центры).
Вторым принципом формирования системы судебно-экспертных учреждений является региональность, т. е. приближение их к местным правоприменительным органам, позволяющая все более расширять эту систему.
Выполнение судебных экспертиз требует единообразия применяемых методик, налаженной системы подготовки и усовершенствования экспертов, контроля за уровнем выполняемых экспертиз, изучения и обобщения экспертной практики. Все это возможно тогда, когда нижестоящие экспертные учреждения и организации осуществляют свою деятельность в рамках единого научно-методического подхода при выполнении экспертиз. Контроль за его обеспечением возлагается на головные и вышестоящие экспертные учреждения. Таким образом, третьим принципом формирования системы судебно-экспертных учреждений является соблюдение единого научно-методического подхода при выполнении экспертиз независимо от их ведомственной принадлежности.
|