Конституция РФ предусматривает различные варианты изменения субъектного состава Российской Федерации:
принятие в Российскую Федерацию нового субъекта (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137);
образование в составе Российской Федерации нового субъекта (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137);
изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 137).
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» под принятием в Российскую Федерацию нового субъекта понимается присоединение к Российской Федерации иностранного государства или его части.
В ч. 1 ст. 5 данного Закона предусматривается, что образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Причем это может повлечь прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению.
Закон фактически регулирует только отношения, связанные с укреплением субъектов РФ, увеличением территории РФ. О возможности разделения одного субъекта РФ на несколько в нем ничего не говорится.
С. А. Авакьян обращает внимание на то, что в указанном Законе отсутствует правовое регулирование ряда очевидных ситуаций, вытекающих из возможных вариантов преобразований территорий субъектов РФ1: [1]
разделение существующего субъекта РФ на два субъекта1;
выделение части территории существующего субъекта и присвоение данной территории статуса нового субъекта РФ;
выделение территорий из двух-трех пограничных субъектов и образование на этой основе нового субъекта РФ.
Соответствующие изменения в текст ч. 1 ст. 65 Конституции РФ вносятся на основании федерального конституционного закона.
Процедура изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ в настоящее время отсутствует. Можно, конечно, говорить об определенной аналогии, однако изменение статуса субъекта РФ связано с решением комплекса вопросов, которые должны быть урегулированы. Один из таких вопросов связан с тем, все ли субъекты РФ могут изменить свой статус, например может ли изменить свой статус Еврейская автономная область.
Одни ученые считают, что любое изменение Еврейской автономной областью своего статуса должно означать и необходимость изменения текстач. 1 ст. 5 Конституции РФ. В этой статье предусматривается, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; термин «автономная область» употребляется в единственном числе. Поэтому в данном случае любые изменения, например изменение статуса Еврейской автономной области, ее объединение с Амурской областью, потребуют принятия новой конституции2. По мнению других ученых, в указанной статье Конституции РФ содержится лишь абстрактный перечень возможных видов субъектов РФ, которые не обязательно должны быть связаны с существующими субъектами РФ.
Изменение территорий существующих субъектов РФ возможно в рамках следующих производств:
изменения границ субъектов РФ (ч. 3 ст. 67, п. «а» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ);
образования в составе России нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137 Конституции РФ)3.
Как справедливо отмечает Н. А. Михалева, территория субъекта РФ является неотъемлемой частью территории РФ, поэтому уста- [2] [3] [4] навливается особая процедура территориальных изменений. Во-первых, территория субъекта РФ не может быть изменена в одностороннем порядке ни им самим, ни федеральным центром. Во-вторых, границы между субъектами РФ могут быть изменены лишь по их взаимному согласию и с обязательным утверждением верхней палатой федерального парламента — Советом Федерации (ст. 102 Конституции РФ). Жесткий порядок изменения границ между субъектами РФ является гарантией территориальной целостности России. В ряде субъектов РФ для решения вопроса об изменении административных границ требуется проведение референдума[5].
[1] См.: Авакьян С. А. Конституционное право России: в 2 т. 4-е изд. Т. 2. С. 93, 94; Он же. Изменения статуса субъекта РФ: проблемы и пути их решения // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2003. № 2. С. 27.
[2] Так, Чечено-Ингушская Республика была разделена на Чеченскую Республику и Республику Ингушетия.
[3] Кстати, если следовать этой логике, то невозможно и объединение Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области с утратой статуса города федерального значения: в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ города федерального значения упоминаются во множественном числе.
[4] Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта, изменение конституционноправового статуса субъекта РФ не приводят к изменению территории существующих субъектов РФ, поэтому в данной главе эти вопросы не рассматриваются.
[5] См.: Михалева Н. А. Указ. соч. С. 135.
|