В письме ФНС России от 12 июля 2011 г. N ЕД-4-3/11206@ отмечено, что НК РФ предусматривает три возможных способа уплаты ежемесячных авансовых платежей:
- по итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев плюс ежемесячные авансовые платежи внутри каждого квартала;
- по итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев без уплаты ежемесячных авансовых платежей;
- по итогам каждого месяца исходя из фактически полученной прибыли.
Рассмотрим каждый из способов подробнее.
Первый из названных выше способов уплаты авансовых платежей на основании абзаца 2 пункта 2 статьи 286 НК РФ используют все организации, за исключением применяющих порядок, установленный абзацем 7 пункта 2 или пунктом 3 статьи 286 НК РФ.
В течение налогового периода налогоплательщики согласно пункту 2 статьи 286 НК РФ исчисляют сумму авансового платежа по итогам каждого отчетного (налогового) периода.
Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 285 НК РФ).
Авансовый платеж определяется как произведение прибыли, подлежащей налогообложению, и ставки налога, при этом прибыль рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного (налогового) периода.
В течение отчетного периода исчисляется сумма ежемесячного авансового платежа, причем порядок расчета меняется в зависимости от того, за какой квартал производится расчет:
I квартал текущего налогового периода - сумма ежемесячного авансового платежа принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в последнем квартале предыдущего налогового периода;
II квартал текущего налогового периода - сумма ежемесячного платежа равна 1/3 суммы авансового платежа, исчисленного за первый квартал текущего года;
III квартал текущего налогового периода - сумма ежемесячного платежа равна 1/3 разности между суммой авансового платежа по итогам полугодия и I квартала текущего года;
IV квартал текущего налогового периода - сумма ежемесячного платежа равна 1/3 разности между суммой авансового платежа по итогам 9 месяцев и полугодия текущего года.
Если рассчитанная сумма ежемесячного авансового платежа равна нулю или отрицательна, то в соответствующем квартале авансовые платежи не уплачиваются.
Авансовые платежи по итогам отчетного периода в соответствии с пунктом 1 статьи 287 НК РФ уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период. Налоговые декларации должны быть представлены налогоплательщиками и налоговыми агентами не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. То есть, за 1 квартал налоговая декларации должна быть представлена не позднее 28 апреля, за 2 квартал - не позднее 28 июля, за 3 квартал - не позднее 28 октября. Соответственно, не позднее этих сроков должны быть уплачены и авансовые платежи по итогам отчетных периодов.
Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются не позднее 28 числа каждого месяца этого отчетного периода.
В силу пункта 1 статьи 287 НК РФ суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода, а последние, в свою очередь, засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Вторым из возможных способов уплаты авансовых платежей является уплата по итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев без уплаты ежемесячных авансовых платежей. Этот порядок установлен пунктом 3 статьи 286 НК РФ, и его могут использовать организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал.
Здесь же следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 287 НК РФ вновь созданные организации уплачивают авансовые платежи за соответствующий отчетный период при условии, если выручка от реализации не превышала 5 миллионов рублей в месяц либо 15 миллионов рублей в квартал. Если указанное ограничение превышено, с месяца, следующего за месяцем, в котором превышение допущено, уплачиваются ежемесячные авансовые платежи.
Напомним, что указанный выше размер средней величины доходов от реализации применяется с 1 января 2016 г. Соответствующие изменения в пункт 3 статьи 286 и пункт 5 статьи 287 НК РФ были внесены Федеральным законом от 8 июня 2015 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)".
На основании пункта 3 статьи 286 НК РФ уплачивают авансовые платежи по итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев без уплаты ежемесячных авансовых платежей также следующие организации:
- бюджетные учреждения;
- автономные учреждения;
- иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство;
- некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг);
- участники простых товариществ, инвестиционных товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, инвестиционных товариществах;
- инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений;
- выгодоприобретатели по договорам доверительного управления.
Напомним, что с 1 января 2014 г. театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи.
И последним из способов является уплата авансовых платежей по итогам каждого месяца исходя из фактически полученной прибыли. Этот порядок могут применять любые организации, уведомившие налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на данную систему уплаты авансовых платежей.
Для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (статья 285 НК РФ).
Сумма авансовых платежей исчисляется как произведение фактически полученной прибыли и ставки налога на прибыль. Фактически полученная прибыль определяется нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.
Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей и уплачивается в бюджет не позднее 28 числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога (пункт 1 статьи 287 НК РФ).
По разъяснениям специалистов УФНС России по городу Москве, содержащимся в письме от 20 февраля 2008 г. N 20-12/015942, если вновь созданная организация применяет порядок ежемесячных расчетов с бюджетом по налогу на прибыль исходя из фактически полученной прибыли, ей следует представить в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию за первый отчетный период, исчислив в ней авансовый платеж в соответствии с принятым порядком.
Обратите внимание! Система уплаты авансовых платежей не может быть изменена налогоплательщиком в течение налогового периода.
А должны ли налогоплательщики уведомлять налоговиков при переходе на исчисление и уплату авансовых платежей по налогу на прибыль в общеустановленном порядке? Для ответа этот вопрос обратимся к письму Минфина России от 12 апреля 2012 г. N 03-03-06/1/196. В нем сказано, что глава 25 НК РФ не содержит положений, обязывающих налогоплательщика уведомлять налоговый орган до начала налогового периода о переходе с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на общеустановленный порядок уплаты ежемесячных авансовых платежей. Вместе с тем на налоговые органы возложен контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджет налогов и сборов, в связи с чем они должны обладать полнотой информации, необходимой для осуществления такого контроля, включая применяемый налогоплательщиком порядок исчисления и уплаты авансовых платежей.
По мнению Минфина, для правильного учета налоговых обязательств налогоплательщику целесообразно направить в налоговый орган составленное в произвольной форме сообщение о переходе с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в ином порядке.
Помимо этого, порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль организаций должен быть отражен в учетной политике организации на очередной налоговый период.
Теперь поговорим о представлении уведомления об уплате консолидированной группой налогоплательщиков (далее - КГН) ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли.
Пунктом 8 статьи 286 НК РФ установлен порядок уплаты авансовых платежей по налогу, подлежащему уплате ответственным участником КГН в первом квартале налогового периода, в котором начала действовать эта группа, для случаев выбора системы уплаты авансовых платежей по итогам отчетных (налогового) периодов с исчислением в течение отчетного периода ежемесячных авансовых платежей.
Учитывая, что НК РФ не содержит ограничений для перехода ответственного участника КГН на исчисление и уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли всех участников этой группы, такой переход возможен до первого срока уплаты авансового платежа ответственным участником КГН.
Выбранный способ исчисления и уплаты авансовых платежей должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения КГН. Разъяснения по данному вопросу приведены в письме Минфина России от 28 декабря 2011 г. N 03-03-10/126.
Что касается представления уведомления об уплате КГН ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, то, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 2 марта 2012 г. N 03-03-06/4/15, на основании положений пункта 2 статьи 286 НК РФ о произведенном выборе должен быть уведомлен налоговый орган по месту нахождения (учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) ответственного участника КГН независимо от порядка уплаты авансовых платежей, применявшегося организациями до вхождения в КГН.
Обратите внимание! В случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 НК РФ установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).
Данное положение не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
Несколько слов следует сказать о том, как уплачивают налог на прибыль налоговые агенты. Налоговые агенты, а ими, напомним, являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающие доход иностранной организации, удерживают сумму налога из доходов получателя при каждой выплате доходов. Перечислить удержанную сумму налога в бюджет налоговый агент, руководствуясь пунктом 2 статьи 287 НК РФ, обязан не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранного организации или иного получения доходов иностранной организацией.
Аналогичный порядок уплаты налога установлен в случае выплаты организацией - налоговым агентом доходов в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам. Пунктом 4 статьи 287 НК РФ установлено, что по названным доходам налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, не позднее дня, следующего за днем выплаты.
Российская организация, выплачивающая доход в виде дивидендов, обязана удержать налог из доходов налогоплательщика и перечислить его в бюджет, сумма налога определяется отдельно по каждому налогоплательщику. При этом налог в виде авансовых платежей, согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 286 НК РФ, удерживается при каждой выплате дивидендов. Аналогичный порядок применяется при выплате российскими организациями доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.
|