В целях налогообложения прибыли расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 253 НК РФ, включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией, которые, в свою очередь, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы, что следует из пункта 2 статьи 253 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 260 НК РФ, расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются в целях налогообложения в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены.
В письме УФНС России по городу Москве от 7 сентября 2012 г. N 16-15/084483@ указано, что приведенное положение применяется также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено. Пунктом 5 статьи 272 НК РФ предусмотрено, что расходы на ремонт основных средств признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты с учетом особенностей, предусмотренных статьей 260 НК РФ. Таким образом, в зависимости от характера произведенных затрат в арендованное имущество (капитальные вложения либо капитальный ремонт) и порядка их возмещения арендодателем налоговым кодексом предусмотрены различные способы их учета в целях налогообложения прибыли.
Нередко автотранспортные средства нуждаются в ремонте после дорожно-транспортных происшествий. Можно ли учесть в составе расходов затраты на ремонт основного средства, в повреждении которого установлено виновное лицо?
Учесть такие расходы можно, что подтверждает и арбитражная практика.
Налоговая инспекция, проводя проверку налогоплательщика, доначислила налог на прибыль, мотивируя решение тем, что налогоплательщик необоснованно включил в расходы, уменьшающие доходы, сумму по оплате ремонта автомобиля, пострадавшего в ДТП. По мнению налогового органа, сумму, потраченную на ремонт, следовало взыскать с виновника ДТП и включить ее в состав внереализационных доходов.
В постановлении ФАС Уральского округа от 7 июля 2008 г. N Ф09-4771/08-СЗ по делу N А76-23428/08 указано, что произведенные затраты на ремонт автомобиля, являющегося основным средством налогоплательщика, документально подтверждены и экономически обоснованы, вывод об отсутствии оснований у налогового органа для доначисления налогоплательщику налога на прибыль, является законным и обоснованным. Доводы налогового органа не основаны на нормах налогового законодательства и являются несостоятельными.
В аналитическом учете налогоплательщик согласно пункту 1 статьи 324 НК РФ формирует сумму расходов на ремонт основных средств с учетом группировки всех произведенных расходов, включая:
- стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта;
- расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт;
- прочих расходов, связанных с осуществлением ремонта силами организации;
- затрат на оплату работ, выполненных сторонними организациями.
Пункт 3 статьи 260 НК РФ позволяет налогоплательщикам создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в целях обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств, то есть, для признания расходов на ремонт предусмотрено два варианта - единовременное признание расходов в размере фактических затрат, и равномерное признание расходов на проведение ремонта основных средств в целях налогообложения прибыли. Организация должна самостоятельно определить, в каком порядке ей будут учитываться расходы на ремонт основных средств, и закрепить избранный порядок в приказе по учетной политике.
Порядок создания резерва под предстоящие ремонты основных средств установлен статьей 324 НК РФ.
|