Реализацией основных средств организацией или индивидуальным предпринимателем признается, в частности, передача основного средства на возмездной основе (пункт 1 статьи 39 НК РФ).
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, в целях налогообложения прибыли признается доходом от реализации (пункт 1 статьи 249 НК РФ). Таким образом, выручка от реализации автомобиля будет признаваться доходом от реализации.
При реализации амортизируемого имущества, каковым являются и автомобили, при соблюдении всех предусмотренных НК РФ условий, налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации на остаточную стоимость амортизируемого имущества (подпункт 1 пункта 1 статьи 268 НК РФ). Остаточная стоимость автомобиля определяется как разница между его первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации (пункт 1 статьи 257 НК РФ).
Доходы от реализации можно уменьшить также на сумму расходов, связанных с реализацией, если произведенные расходы учитываются при налогообложении прибыли.
Хоть мы в статье и не говорили о возможности применения амортизационной премии, несколько слов скажем о том, как учитывается в целях налогообложения реализация автомобиля, в отношении которого амортизационная премия была применена.
Руководствуясь пунктом 9 статьи 258 НК РФ, налогоплательщик имеет право включить в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) (далее - амортизационная премия). Если налогоплательщик данное право использует, то соответствующие объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости за вычетом амортизационной премии, которая была применена.
При определении остаточной стоимости основных средств, в отношении которых была применена амортизационная премия, вместо показателя первоначальной стоимости используется показатель стоимости, по которой такие объекты включены в соответствующие амортизационные группы (подгруппы), что также установлено пунктом 1 статьи 257 НК РФ.
Если основное средство, в отношении которого была применена амортизационная премия, реализовано ранее, чем по истечении пяти лет с момента введения его в эксплуатацию лицу, являющемуся взаимозависимым с налогоплательщиком, сумма амортизационной премии, ранее включенная в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода, подлежит включению в состав внереализационных доходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором была осуществлена такая реализация (абзац 4 пункта 9 статьи 258 НК РФ).
Напомним, что указанная выше норма применяется при реализации основных средств, начиная с 1 января 2013 г., что установлено пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 29 ноября 2012 г. N 206-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Иными словами, если организация реализует автомобиль до истечения пяти лет с момента введения его в эксплуатацию лицу, которое является взаимозависимым по отношению к организации, то сумму амортизационной премии, учтенную ранее в расходах, необходимо восстановить.
Если же автомобиль реализуется взаимозависимому лицу после истечения пятилетнего срока, о котором идет речь, либо лицу, не являющемуся взаимозависимым, восстанавливать сумму амортизационной премии в доходах не нужно.
Взаимозависимость лиц определяется в соответствии с главой 14.1. "Взаимозависимые лица. Порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации" НК РФ.
Если остаточная стоимость реализуемого автомобиля с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами есть ни что иное, как убыток налогоплательщика, который включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования автомобиля и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (пункт 3 статьи 268 НК РФ).
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 6 августа 2010 г. N 03-03-05/183, вышеуказанный порядок учета убытка применяется в отношении основных средств, амортизация по которым начисляется как линейным, так и нелинейным методом.
В письме Минфина России от 26 августа 2011 г. N 03-03-10/84 обращено внимание на то, что статьями 258 и 259.3 НК РФ предусмотрена возможность установления понижающих коэффициентов к норме амортизации. При установлении понижающих коэффициентов срок фактической эксплуатации объекта может превысить срок полезного использования, рассчитанный без применения понижающего коэффициента. В этом случае предлагаемый подход предполагает невозможность реализации нормы пункта 3 статьи 268 НК РФ при применении налогоплательщиком линейного метода начисления амортизации.
|