В соответствии с гражданским, административным и уголовным процессуальным законодательством РФ суд назначает экспертизу, если в ходе рассмотрения дела возникла необходимость в решении вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла. Для обеспечения формирования системы доказательств довольно часто привлекаются лица, профессионально владеющие знаниями, умениями и навыками. В связи с этим справедливо замечание авторов учебника Е. Р. Россинской, Е. И. Га- ляшиной и А. М. Зинина, что уровень развития научного прогресса не оставляет без внимания и сферу судопроизводства: бурная интег- рирация новых технологий науки в значительной степени обусловливает расширение возможностей по собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательств1.
Система подготовки специалистов в области судебной экспертизы уже давно не ограничивается только рамками обучения технологии производства экспертиз. Важное место в подготовке экспертов занимают естественно-научные и юридические дисциплины. Взаимное дополнение знаний из разных научных областей позволяет обеспечить экономичность судебного процесса за счет своевременного и правильного выбора соответствующего экспертного учреждения, а экспертам — сформировать свое внутреннее убеждение на основе всестороннего исследования представленных объектов.
При проведении судебных портретных экспертиз решаются задачи, обусловленные объектом исследования — изображением внешности человека. Изображение человека может передаваться через различные носители портретной информации. Чаще всего на портретную экспертизу представляются фотоснимки, изготовленные для документов, удостоверяющих личность, фотоснимки проверяемых лиц, а также кадры видеозаписи. Получение портретов осуществляется с помощью цифровой фото-, видеоаппаратуры, мобильных телефонов, электрофотографических копий, что также обусловливает определенные сложности при сравнении с фотоснимками, изготовленными аналоговым фотопроцессом. [1]
В качестве объектов исследования могут поступать гравированные портреты на надгробных памятниках, когда заказчик не удовлетворен достоверностью отображения признаков внешности лица, запечатленного на фотоснимке, с которого осуществлялось изготовление гравированного портрета.
Произведения изобразительного искусства — живописные, рисованные портреты также могут быть объектами, представленными для исследования путем проведения судебной портретной экспертизы, хотя и не в связи с судебным разбирательством. Особенностью исследования таких портретов является объяснение причин различий признаков, что требует учета уровня профессионального мастерства исполнителей.
Изменение компетенции эксперта в области портретной экспертизы можно проследить по формулировкам задач, решаемых специалистами данной области. Так, если в прошлом столетии речь шла об установлении тождества и выявлении демографических характеристик человека, а также наличия факта монтажа при изготовлении фо- тоснимков1, то в настоящее время портретная экспертиза нацелена на идентификацию личности по фото- и видеоизображениям, а также на изучение внешности изображенного на портрете лица в целях определения пола, возраста, расовой принадлежности и других характеристик его личности по портретным изображениям2.
Сравнительный анализ данных определений показывает дифференциацию знаний, связанных с процессом получения изображений — в настоящее время этим занимаются специалисты в области фото-, видеотехнической экспертизы, — и процессом извлечения информации из содержания самого изображения. На наш взгляд, это объясняется развитием научных знаний и усложнением средств фиксации внешности человека и, как следствие, разделением компетенции экспертов3.
Чаще всего перед экспертом ставится задача об установлении тождества изображенного человека. При этом технологические особенности получения изображений влияют на возможности решения идентификационной задачи. В последние годы в связи с появлением [2] [3] [4] умышленно преобразованных исходных изображений с сохранением основных признаков внешности запечатленного на фотоснимке лица идентификационная задача трансформировалась в процесс отождествления по изображению не личности, а самого оригинала изображения. Подобная задача может считаться «пограничной» между идентификационной и диагностической и включает элементы как идентификационного, так и диагностического процессов. Таким образом, можно говорить о новом виде задачи, решаемой путем проведения экспертного исследования внешнего облика человека.
К числу диагностических задач портретной экспертизы относится дифференциация близнецов и людей с похожей внешностью. В последнее время перед экспертами ставится еще один вид задач: установление кровного родства как по прямой линии (родители и их дети), так и по восходящей и нисходящей линиям (внуки, внучки и дедушки, бабушки).
В качестве самостоятельной может быть поставлена диагностическая задача установления возрастной группы изображенных лиц и установления антропологического, расового типа. При решении данной задачи на уровне криминалистического распознавания определяется один из основных расовых типов (европеоид, монголоид, негроид).
Выше были перечислены основные виды диагностических задач, которые могут ставиться перед судебным экспертом со специальностью «Судебная портретная экспертиза». Но диагностическая задача может ставиться как промежуточная при решении идентификационной задачи, а именно как задача на определение пригодности носителя информации о признаках внешности человека для проведения идентификации. Однако данная задача может ставиться и в качестве самостоятельной. Чаще всего такая задача ставится перед экспертом, которому для ее решения представляют кадры видеозаписи, сделанные камерой наружного наблюдения.
На современном этапе экспертом решается широкий круг задач по диагностированию носителя портретной информации (виду, состоянию, объему и т. п.), а также установлению условий передачи портретной информации посредством конкретного носителя1. При этом необходимо изучение закономерностей процесса отображения внешнего облика человека на портретных изображениях и наличие у специалиста познаний в области фототехники и цифровых технологий. [5]
Определение условий получения изображений связано с их значительным влиянием на достоверность отображения элементов внешности человека. Повсеместное и доступное использование фото- и видеофиксирующих средств породило возможность умышленного вмешательства в процесс формирования изображения внешности за счет возможного его осознанного или нечаянного изменения, в результате которого установление тождества изображенного лица, а значит, и решение задач судопроизводства значительно затрудняются. Расширение компетенции эксперта-портретиста возможно за счет дополнительного изучения технологий получения изображений с использованием технических средств.
Практика производства портретных экспертиз сталкивается с необходимостью идентификации личности по изображениям в нескольких документах, выданных одному и тому же человеку, но под разними фамилиями. Здесь задача решается как путем портретного отождествления, так и посредством идентификации единого источника образования портрета.
Таким образом, сама природа портретной экспертизы заставляет эксперта пополнять запас своих знаний для выявления признаков, свидетельствующих о наличии факта внесения искусственных изменений во внешность изучаемого человека, не обращаться в каждом случае назначения портретной экспертизы к специалисту в сфере фото-, видеотехнической экспертизы.
С задачами по выявлению умышленного изменения собственного портрета человека пересекается проблема умышленного подражания внешности другого человека. Использование чужих образов или образов известных лиц возможно и в преступных целях.
В последнее время гражданско-правовые споры начали возникать в ситуациях, когда истец оспаривает правомерность использования изображения конкретного человека. Преобразование образа осуществляется с целью получения изображения, которое затем используется для рекламы каких-либо услуг, оформления упаковки каких-либо продуктов, например напитков, кондитерских изделий. Спор возникает тогда, когда в портрете узнается конкретное лицо, т. е. происходит нарушение охраняемых законом прав человека или прав владельцев исходного изображения.
При рассмотрении искового заявления в суде ответчик утверждает, что изображение является новым и, таким образом, первоначальные права не нарушены. Для решения спора суд назначает судебную экспертизу и ставит вопрос о наличии или отсутствии тождества изображенных лиц. Вследствие возникновения потребностей в решении
подобного рода задач необходимо назначение комплексных экспертных исследований.
Развитие компьютерных технологий предъявляет новые стандарты требований к уровню и объему специальных знаний. Математическое обеспечение экспертного процесса позволяет формализовать заключение эксперта, ввести необходимые разделы, обойти которые или тем более забыть становится невозможным. Но самое главное, что математические вычисления позволяют объективизировать результаты исследований, исключив таким образом субъективную оценку выявленных признаков, полученных промежуточных решений и заключительных выводов, повысить доказательственное значение всего заключения эксперта и его ценность в системе доказательств1.
Появление в экспертной практике новых видов объектов судебнопортретной экспертизы ставит вопросы об уточнении задач портретной экспертизы, которые при этом должны решаться, особенностей назначения экспертиз по делам, в которых фигурируют портретные изображения, и вопросов, которые должны ставиться перед экспертами.
Основываясь на данной точке зрения, можно предвидеть, что развитие экспертных методик будет направлено на распознавание сходства портретов с характеристиками ранее известных людей. Останется актуальной проблема выявления различий объекта от подобных ему, определения его свойств, характеристик, признаков и др., но для этого потребуется разработка научно обоснованных технологий с высоким коэффициентом достоверности решения поставленной задачи.
[1] См.: Теория судебной экспертизы: учебник / под ред. Е. Р. Россинской. М., 2015. С. 9.
[2] См.: Зинин А. М., Снетков В. А. Словарь основных терминов судебно-портретной экспертизы. М., 1977. С. 13.
[3] См.: Зинин А. М., Буданов С. А., Черкашина И. И. Словарь основных терминов судебно-портретной экспертизы: справ. пособие. М., 2007. С. 13.
[4] См.: Перечень родов (видов) судебных экспертиз, проводимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации. Приложение 2 к приказу МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 // Судебная экспертиза: сб. нормативных правовых актов / сост. Е. Р. Россинская, Е. И. Галяшина. М., 2016.
[5] См.: Зинин А. М., Подволоцкий И. Н. Габитоскопия и портретная экспертиза: учебник. М., 2014. С. 120-132.
|