Исследование понятия и признаков муниципального образования будет неполным без анализа еще одного термина — поселение, который используется для объяснения того, что представляет собой муниципальное образование2.
Термин «поселение» имеет широкое значение. В словаре русского языка С. И. Ожегова слово «поселение» трактуется как «населенный пункт, а также вообще место, где кто-нибудь живет, обитает»3. Под населенным пунктом понимается «общее название мест с постоянными жителями», используемое, как правило, в официальных отноше- [1] ниях1. По мнению автора словаря, понятие «поселение» шире, чем понятие «населенный пункт».
В российскую правовую систему понятие «поселение» введено Конституцией РФ, в которой в общем виде определена территориальная ос - нова местного самоуправления (в соответствии с ч. 1 ст. 131 местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях)2.
А. Н. Дементьев обращает внимание на то, что в соответствии с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. для обозначения территорий городских и сельских поселений (населенных пунктов) и других территорий, в которых осуществлялось местное самоуправление, использовался термин муниципальные образования. Термины «поселение» и населенный пункт имели практически одно и то же значение и использовались в законодательстве для обозначения географических и градостроительных объектов3. В действующем Законе № 131-ФЗ вводится существенно иное толкование этого термина — «поселение». Теперь этому термину придано новое значение для обозначения статуса одного из территориальных уровней муниципальных образований. Поэтому необходимо четко разграничивать употребление термина «поселение» в территориально-географическом (физическом) смысле и термина «поселение», используемого для характеристики статуса муниципального образования4.
В Градостроительном и Земельном кодексах РФ термин «поселение» употребляется только для обозначения соответствующего вида муниципального образования. Однако в соответствии с Федеральным законом «О наименовании географических объектов» регистрации в Федеральном реестре географических объектов подлежат следующие территории: города и другие поселения, районы, волости. Иными словами, под поселением по-прежнему понимается географический объект.
Федеральная служба государственной статистики в своей деятельности опирается на две параллельные системы общероссийской классификации: Общероссийский классификатор объектов администра- [2] тивно-территориального деления (ОКАТО) и Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО). Объектами классификации в ОКАТО являются: районы; города; внутригородские районы, округа города; поселки городского типа; сельсоветы; сельские населенные пункты1. Объектами классификации в ОКТМО являются территории муниципальных образований: муниципальных районов; городских округов; внутригородских территорий городов федерального значения; городских поселений; сельских поселений2. В ОКТМО обеспечивается увязка с ОКАТО путем установления соответствия между кодом муниципального образования в ОКТМО и кодами населенных пунктов в ОКАТО, входящих в состав этого муниципального образования3.
Терминологическая путаница наблюдается в нормативных правовых актах субъектов РФ, которые не всегда оперативно вносят изменения в собственное законодательство. Например, в Читинской области действовал Закон от 30 января 1997 г. № 71-ЗЧО о территориальном устройстве4, в ст. 11 которого устанавливалось, что в целях эффективного осуществления местного самоуправления, совместного решения общих задач из поселений, связанных между собой тесными организационно-хозяйственными и административными отношениями (общие государственные органы и (или) органы местного самоуправления), могут создаваться следующие территориальные единицы — объединения поселений: сельские округа, поселковые округа, районы. Прокурор Читинской области обратился в суд, посчитав данные нормы не соответствующими Закону № 131-ФЗ. Отказывая прокурору, суд подчеркнул, что данная правовая норма не решает каких-либо вопросов местного самоуправления, а лишь перечисляет виды территориальных единиц — объединений поселений, в связи с чем необоснованны ссылки прокурора на ст. 2 и 10 Закона № 131-ФЗ, поскольку в указанном Законе городское поселение и сельское посе- [3] ление рассматриваются как виды муниципальных образований, в то время как ст. 11 Закона Читинской области, что следует из ее наименования и текста, закрепляет виды территориальных единиц — объединений поселений. При этом из содержания статьи не следует, что в сельском либо поселковом округе будет создан общий, единый орган местного самоуправления1.
Другой пример. Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления кабинета министров Республики Татарстан от 17 августа 2006 г. № 422 «Об утверждении изменения черты села Константиновка Высокогорского муниципального района и переводе земель из одной категории в другую», ссылаясь на то, что кабинет министров Республики Татарстан, принимая данное постановление, превысил свои полномочия, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 12 Закона № 131-ФЗ изменение границы муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ. Кроме того, изменение черты села Константиновка было принято без учета мнения населения, выраженного представительным органом Кон- стантиновского сельского поселения. Все судебные инстанции подтвердили законность оспариваемого постановления. В судебных решениях, в частности, указывалось, что в силу «п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации черта поселения — это внешняя граница земель, используемых и предназначенных для застройки и развития поселения.
Понятие поселения подпадает под определение населенный пункт — территория, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы (черты) и служащая постоянным местом проживания населения... Доводы о том, что при изменении черты населенного пункта необходимо было учитывать мнение населения, нельзя признать состоятельными, так как нормы п. 4 ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на которые ссылается прокурор, не могут применяться при регулировании вопросов об административно-территориальном устройстве»2.
В. И. Васильев обращает внимание на то, что путаница в определениях административно-территориального устройства субъектов РФ и территориальных основ местного самоуправления приводила к нарушению прав граждан на осуществление местного самоуправления в некоторых субъектах РФ, разбирательствам спорных вопросов в судах, в том числе и Конституционном Суде РФ. [4]
Следует отметить, что вплоть до принятия Конституции РФ 1993 г. «территориальная организация местного самоуправления напрямую привязывалась к административно-территориальному делению... Конституция РФ в принципиальном плане эту связь прервала. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. подтвердил ее отсутствие. Он «развел» территориальное устройство местного самоуправления и административно-территориальное устройство»1. Вместе с тем продолжала существовать неясность относительно содержания этих понятий и их соотношения. Официальную точку зрения высказал Конституционный Суд РФ в постановлении по «Удмуртскому делу», предусмотрев возможность создания в субъектах РФ административно-территориальных единиц, непосредственно входящих в состав субъекта РФ, где могут быть образованы представительные и исполнительные органы государственной власти. Уровень, на котором создаются муниципальные образования, по мнению Суда, может быть различным и зависит от особенностей тех или иных субъектов РФ2.
В постановлении от 3 ноября 1997 г. № 15-П Конституционный Суд РФ отметил, что территориальное устройство местного самоуправления жестко не связано с административно-территориальным делением, перечень территорий муниципальных образований является открытым и эти территории устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций.
Таким образом, границы административно-территориальных единиц могут не совпадать с границами муниципальных образований. Поэтому следует разграничивать понятия «территория административнотерриториальной единицы (населенного пункта)» и «территория муниципального образования». Вопросы административно-территориального устройства субъектов РФ находятся в их исключительном веде- нии3 и могут решаться ими самостоятельно без согласования с кем бы то [5] ни было1. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ с учетом мнения населения соответствующей территории в порядке, предусмотренном федеральными законами. При этом следует учитывать мнение Конституционного Суда РФ, высказанное в постановлении от 30 ноября 2000 г. № 15-П, о невозможности отказа от местного самоуправления или его упразднения.
Такой же позиции придерживаются суды субъектов РФ. Так, Конституционный суд Республики Коми в постановлении от 17 сентября 2004 г. отметил, что необходимо разграничивать понятия «административно-территориальное устройство» и «административно-территориальная единица» и, соответственно, «муниципальное устройство» и «муниципальное образование». Первые два подразумевают лишь территориальную организацию Республики Коми, а муниципальное устройство связано с организацией местного самоуправления и в его основе лежат экономические, финансовые, социальные и иные интересы населения соответствующей территории. Однако в связи с принятием в 2003 г. Закона № 131-ФЗ понятие «муниципальное образование» претерпело существенные изменения, которые не могут не повлечь изменения в административно-территориальном устройстве. Поэтому вопрос образования города районного значения в пределах границ района как вопрос административно-территориального устройства связан с организацией местного самоуправления в соответствии с указанным Законом. Иное истолкование искажало бы смысл проводимой реформы местного самоуправления.
Выше рассматривался вопрос о том, что такое муниципальное образование. Теперь проанализируем термин административно-территориальная единица (административная единица).
Ряд ученых считают, что ключевым отличием муниципального образования от административно-территориальной единицы является наличием у него собственного территориального коллектива (местных жителей, местного сообщества)2. [6]
А. Н. Чертков справедливо указывает, что функциональное назначение административно-территориального устройства субъектов РФ состоит в организации деятельности органов государственной власти, а территориальной организации местного самоуправления — в организации местного самоуправления, осуществляемого непосредственно населением или через органы местного самоуправления на территориях муниципальных образований1. Аналогичной точки зрения придерживается и Н. Л. Пешин, который отмечает, что административно-территориальная единица — это территория, на которой осуществляется государственное управление, решаются только вопросы государственного значения; муниципальное образование — это населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление, т. е. решаются преимущественно вопросы местного значения2.
В отдельных законах субъектов РФ содержится подобное определение. Например, в ст. 2 Закона Свердловской области от 20 мая 1997 г. № 30-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» определяется, что административно-территориальная единица — часть территории Свердловской области в установленных границах, имеющая собственное наименование, созданная для осуществления функций государственного управления. Населенный пункт — место постоянного компактного проживания людей, приспособленное для жизни, хозяйственной деятельности, отдыха и сосредоточивающее жилые, административные и хозяйственные постройки.
Однако в большинстве законов субъектов РФ об административно-территориальном устройстве под административно-территориальной единицей понимается часть территории субъекта РФ в установленных границах, имеющая наименование и соответствующий статус.
В Законе Белгородской области от 15 декабря 2008 г. № 248 «Об административно-территориальном устройстве Белгородской области» используется два разных термина: «административно-территориальные единицы Белгородской области» и «административно-территориальные единицы муниципального образования». Административно-территориальные единицы Белгородской области — части ее территории, в пределах которых могут быть созданы территориальные органы исполнительных органов государственной власти и иных государственных органов Белгородской области. Кроме того, в их границах осуществляются функции федеральных органов государст- [7] венной власти, выполняется кадастровое деление территории РФ, уточняется юрисдикция районных судов, определяется место нахождения объектов недвижимого имущества, место жительства или пребывания физических лиц, место нахождения юридических лиц. Административно-территориальные единицы муниципального образования — части территории муниципального образования, в пределах которых могут функционировать территориальные органы администрации соответствующего муниципального образования согласно структуре администрации соответствующего муниципального образования.
Как уже говорилось выше, территория муниципального образования может совпадать или не совпадать с административно-территориальной единицей.
Например, столица Свердловской области — город Екатеринбург является самостоятельным муниципальным образованием, имеющим статус городского округа. В состав территории муниципального образования «Город Екатеринбург» входят следующие населенные пункты: город Екатеринбург, поселки Шабровский, Березит, Глубокое, Гора Хрустальная, Зеленый Бор, Исток, Козловский, Лиственный, Медный, Мичуринский, Московский, Мостовка, Палкинский Торфяник, Перегон, Полеводство, Приисковый, Садовый, Светлая Речка, Северка, Семь Ключей, Совхозный, Сысерть, Хутор, Чусовское Озеро, Широкая Речка, Шувакиш, Ягодный, с. Верхнемакарово и Горный Щит1. Иными словами, территория административно-территориальной единицы и территория муниципального образования не совпадают.
Столица другого субъекта РФ — Новосибирской области — город Новосибирск также является самостоятельным муниципальным образованием, имеющим статус городского округа. В состав территории городского округа город Новосибирск входит только один населенный пункт — город Новосибирск2. Иными словами, территория административно-территориальной единицы и территория муниципального образования совпадают.
Населенный пункт — часть территории, имеющая сосредоточенную застройку в пределах фиксированной границы и служащая постоянным или преимущественным местом проживания и жизнедеятельности людей. Причем отдельно расположенные жилые дома постоянного проживания граждан на железнодорожных перегонах, разъездах, в лесничествах и иных местах проживания граждан не от- [8] носятся к населенным пунктам и подлежат приписке к ближайшему населенному пункту.
Граница населенного пункта не должна пересекать границы административно-территориальных единиц, административных территорий, иных населенных пунктов, а также муниципальных образований.
Все населенные пункты подразделяются на городские населенные пункты и сельские населенные пункты.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» к городским населенным пунктам были отнесены города республиканского (РСФСР и АССР), краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочие, курортные и дачные поселки, к сельским — все остальные населенные пункты. Поскольку большинство существующих населенных пунктов создавалось еще в советское время, их статус формировался с учетом данного нормативного акта1.
Поэтому в субъектах РФ учитывают данный подход при разработке и принятии собственных законов. Например, в соответствии с Законом Московской области от 17 января 2001 г. № 12/2001-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Московской области» к [9] городским населенным пунктам относятся: город областного подчинения, город районного подчинения, поселок городского типа (рабочий поселок или дачный поселок); к сельским населенным пунктам относятся: село, поселок, деревня, хутор, слободка, местечко.
Четкое определение административно-территориальной единицы, отграничение ее от муниципального образования важно для того, чтобы избежать смешения процедур изменения административнотерриториального устройства (например, при изменении границ административно-территориальной единицы мнение населения получать не обязательно) и муниципально-территориальной организации (при изменении границы муниципального образования необходимо учитывать мнение населения, а в ряде случаев необходимо получение согласия населения), подмены одной процедуры другой.
Эта позиция была сформулирована в определении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2007 г. № 406-О-П. Вопросы территориальных основ местного самоуправления, формирования муниципальных образований, с одной стороны, и административно-территориального устройства субъектов РФ — с другой, будучи связаны между собой, имеют самостоятельное значение и, обладая собственным юридическим содержанием, относятся к различным сферам ведения: первый — к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, второй — к исключительному ведению субъектов РФ. Это, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 10 июля 2003 г. № 289-О, предполагает, в частности, что для надлежащего законодательного обеспечения правового статуса муниципальных образований порядок их образования, упразднения и другие изменения в их системе должны быть урегулированы законодательством субъекта РФ о местном самоуправлении.
Устанавливаемое субъектом РФ правовое регулирование его административно-территориального устройства, включая вопросы образования, объединения, преобразования, упразднения административно-территориальных и территориальных единиц, не может, однако, подменять правовое регулирование территориальной организации местного самоуправления; во всяком случае, оно не должно предполагать или допускать изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, в порядке реорганизации территориального устройства государственной власти субъекта РФ и тем самым приводить к блокированию конституционного требования о необходимости учета мнения населения при проведении территориальных преобразований, влекущих изменение пространственных пределов реализации муниципальной власти и права граждан на местное самоуправление.
В определении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2007 г. № 406-О-П впервые была выражена правовая позиция о недопустимости внесения изменения в территориальную организацию местного самоуправления под видом административно-территориальных преобразований1.
Однако на практике такие примеры имеются. Например, Законом Красноярского края от 19 ноября 2004 г. № 12-2549 «Об отнесении поселка Овсянка к категории сельских населенных пунктов» рабочий поселок Овсянка, входящий в состав территории муниципального образования «Город Дивногорск», был отнесен к категории сельских населенных пунктов и стал селом Овсянка. Это позволило включить село в состав городского округа «Дивногорск»2. Следует напомнить, что в состав городского округа может входить один городской населенный пункт: либо город, либо поселок.
Как говорилось выше, все населенные пункты в Российской Федерации подразделяются на городские (города и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, аулы, стойбища, заимки и иные). Можно выделить различные основания классификации городских и сельских населенных пунктов.
В зависимости от численности населения ранее, в соответствии со ст. 5 Градостроительного кодекса РФ 1998 г., городские и сельские поселения подразделялись на крупные, средние и иные населенные пункты3. С принятием в 2004 г. нового Градостроительного кодекса РФ от такого подхода отказались, однако в отдельных случаях в законодательстве субъектов РФ до сих пор используются эти термины, причем понимают под ними разные по численности населенные пункты. Например, в Мурманской области под крупным городом понимается город с населением свыше 30 тыс. человек4. В Калининградской области к крупным городам отнесены Калининград (424,6 тыс. человек), Советск (43,2 тыс.), Черняховск (41,7 тыс.), Бал- [10] тийск (33,2 тыс.), Гусев (28,1 тыс. человек)1. Такое разнообразие связано с тем, что вопросы административно-территориального устройства субъектов РФ находятся в их исключительном ведении. Органы государственной власти субъектов РФ принимают решение исходя из особенностей территорий.
В ст. 11 Закона № 131-ФЗ используются термины «территория с низкой плотностью населения» и «территория с высокой плотностью населения». К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с высокой или низкой плотностью сельского населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет. В настоящее время эти перечни утверждены распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2004 г. № 707-р.
В зависимости от наличия или отсутствия внутреннего деления городских поселений выделяются города с внутренним делением (районы в городе) или без такового. В последнем случае речь идет о небольших городах. Например, в Новосибирской области город Новосибирск делится на 10 районов, а города Бердск или Обь не имеют районного деления. Анализ уставов городов позволяет сделать вывод, что в районах в городах, как правило, создаются только исполнительные органы местного самоуправления — администрации, которые являются структурными подразделениями городских исполнительных органов местного самоуправления.
В зависимости от взаимоотношений с вышестоящим территориальным уровнем выделяют города федерального значения, которые являются субъектами РФ (Москва и Санкт-Петербург), города республиканского, областного или краевого значения (например, Ижевск, Новосибирск, Хабаровск), города районного значения (например, Барабинск Новосибирской области). Города регионального значения [11]
(республиканского, краевого, областного значения), как правило, имеют деление на районы в городе.
В зависимости от функциональной направленности можно выделить курортные города (например, Ессентуки, Пятигорск), города — научные центры или наукограды (например, Обнинск Калужской области), города-здравницы и т. п. Определенными особенностями обладает, например, город Сочи — не только как курортный город, но и как центр проведения зимней Олимпиады1.
[1] C4.: Афонина А. В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (постатейный). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Любопытное определение термина предложено членами Академии архитектуры и строительных наук: «Если термин «населенный пункт» в Законе используется в общепринятом значении («место, где живут люди»), то понятие «поселение» дополняется новым содержанием. Поселение — это не просто то «место, где живут люди», но «место, в границах которого живущие люди осуществляют местное самоуправление». При этом в границы поселения могут быть включены несколько населенных пунктов» (цит. по: Лапин В. А., Любовный В. Я. Реформа местного самоуправления и административнотерриториальное устройство России. М., 2005. С. 39—40).
Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 350.
[2] См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. С. 565.
См.: Базаркин Д., Лобачева Е. О землях населенных пунктов // ЭЖ-Юрист. 2007. № 1.
См.: Першин Е. В., Дементьев А. Н. Реформирование территориальных основ местного самоуправления (анализ переходных положений новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2004. № 7 (227).
См.: Дементьев А. Н. Установление границ территорий и преобразование муниципальных образований. М., 2004. С. 10—12.
[3] См. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО). ОК 019-95. Утв. постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. № 413.
См. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО). ОК 33-2005. Утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 декабря 2005 г. № 310-ст.
По мнению ряда авторов, «территориальные органы Росстата пытаются представить документы об образовании (преобразовании) муниципальных образований взамен документов об административно-территориальных преобразованиях, справедливо предполагая наличие определенной корреляции понятий» (цит. по: Тимофеев Н. С. Территориальные пределы местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2007. С. 41).
Утратил силу в связи с принятием Закона Читинской области от 14 февраля 2007 г. № 902-ЗЧО «Об административно-территориальном устройстве Читинской области».
[4] См. определение Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г. по делу № 72-Г06-8.
Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2007 г. по делу № 11-Г07-15.
[5] Васильев В. И. Муниципальное право России. М., 2008. С. 202—203.
Там же.
Однако в литературе высказываются предложения об изменении этого порядка. «Изменение административно-территориального деления субъектов Федерации не должно ими осуществляться без согласования и/или учета мнения и проведения консультаций с федеральными институтами власти, так как при таких изменениях затрагиваются интересы федерального центра, требуются организационные, правовые и иные меры, а также финансово-бюджетные затраты. Данный вопрос требует урегулирования федеральным законодательством» (Гречаная А. В., Дубинин А. В. Некоторые проблемы территориальной организации местного самоуправления в административно-территориальных единицах с особым статусом // Поддержка внедрения закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Информационный бюллетень. 2007. № 1 (май). С. 42).
ное образование как разновидность публично-правового образования // Административное и муниципальное право. 2011. № 7. С. 5—12; Астафичев П. А. Указ. соч. С. 26.
[7] См.: Чертков А. Н. Развитие правового регулирования территориального устройства России: историко-теоретический аспект. С. 22.
См.: Пешин Н. Л. Указ. соч. С. 136.
[8] См. решение Екатеринбургской городской Думы от 30 июня 2005 г. № 8/1 «О принятии Устава муниципального образования «Город Екатеринбург».
См. Устав г. Новосибирска.
[9] В Указе были сформулированы достаточно четкие критерии отнесения территории к конкретному виду населенного пункта. К категории городов республиканского, краевого и областного подчинения относились населенные пункты, являющиеся экономическими и культурными центрами, имеющие развитую промышленность, с численностью населения свыше 50 тыс. человек. К категории городов окружного подчинения относились населенные пункты, являющиеся в автономном округе промышленными и культурными центрами, с численностью населения не менее 15 тыс. человек. К категории городов районного подчинения относились населенные пункты, являющиеся промышленными и культурными центрами, с численностью населения не менее 12 тыс. человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляли не менее 85%.
К категории рабочих поселков относились населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты с численностью населения не менее 3 тыс. человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляли не менее 85%, а также населенные пункты, на территории которых расположены высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения.
К категории курортных поселков относились населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с численностью населения не менее 2 тыс. человек, при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселки составляло не менее 50% постоянного населения.
К категории дачных поселков могли быть отнесены населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание населения городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха. Дачные поселки не утрачивают своего характера, если часть населения постоянно проживает в них.
[10] См.: Бондарь Н. С. Указ. соч.
См. Закон Красноярского края от 28 января 2005 г. № 13-2928 «Об установлении границ муниципального образования «Город Дивногорск» и наделении его статусом городского округа».
Выделялись: сверхкрупные города — с населением свыше 3 млн человек; крупнейшие города — от 1 млн до 3 млн человек; крупные города — от 250 тыс. до 1 млн человек; большие города — от 100 тыс. до 250 тыс. человек; средние города — от 50 тыс. до 100 тыс. человек; малые города и поселки — до 50 тыс. человек; крупные сельские поселения — свыше 5 тыс. человек; большие сельские поселения — от 1 тыс. до 5 тыс. человек; средние сельские поселения — от 200 до 1 тыс. человек; малые сельские поселения — менее 200 человек.
См. постановление правительства Мурманской области от 22 февраля 2008 г. № 74-ПП/3 «О концепции по оптимизации управления отходами потребления в Мурманской области».
[11] См. Закон Калининградской области от 28 декабря 2006 г. № 115 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Калининградской области на 2007—2016 годы».
|