Заключая договоры строительного подряда, стороны договора, заказчик и подрядчик, как правило, предусматривают гарантийный срок, в течение которого подрядчик обязан за свой счет устранять недостатки выполненных им строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных и иных видов работ.
С целью равномерного включения расходов на устранение недостатков в себестоимость строительных работ подрядчики создают резерв на гарантийный ремонт. О том, как создается такой резерв, как он учитывается в целях бухгалтерского и налогового учета организации - подрядчика, мы и расскажем в статье.
Итак, под гарантийным ремонтом понимается ремонт, осуществляемый налогоплательщиком в период гарантийного срока, то есть срока, в течение которого качество товара и сам товар должны соответствовать требованиям, предусмотренным законом (например, статьей 469 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если более высокие требования к качеству не предусмотрены договором (статья 470 ГК РФ).
Приведенное выше понятие гарантийного ремонта содержат письма УФНС России по городу Москве от 19 июня 2012 г. N 16-15/053569@, от 30 декабря 2009 г. N 16-15/139315, от 3 октября 2008 г. N 20-12/092926.
Применительно к строительной деятельности "товаром" будут являться результаты выполненных строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.
Прежде всего, обратимся к ГК РФ с тем, чтобы напомнить читателям основные положения, касающиеся качества работ и установления гарантийного срока.
Гарантии качества в договоре строительного подряда установлены статьей 755 ГК РФ. Согласно этой статье подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон.
Подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.
Течение гарантийного срока прерывается на все время, на протяжении которого объект не мог эксплуатироваться вследствие недостатков, за которые отвечает подрядчик.
В соответствии со статьей 756 ГК РФ при предъявлении требований, связанных с ненадлежащим качеством результата работ, применяются правила, предусмотренные пунктами 1-5 статьи 724 ГК РФ. При этом предельный срок обнаружения недостатков, в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 724 ГК РФ, составляет пять лет.
Таким образом, подрядчик не может установить гарантийный срок, превышающий предельный срок в 5 лет. Если в контракте будет установлен гарантий срок более 5 лет, то такая формулировка контракта может быть признана незаконной, что подтверждает Решение Новосибирского УФ АС России от 04 февраля 2016 г. N 08-01-26.
Пунктом 2 статьи 724 ГК РФ определено следующее: если гарантийный срок не установлен, требования, связанные с недостатками результата работы, могут быть предъявлены заказчиком при условии, что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если иные сроки не установлены законом, договором или обычаями делового оборота.
Если предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки результата работы обнаружены заказчиком по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет с момента, когда результат выполненной работы был принят или должен был быть принят заказчиком, подрядчик несет ответственность, если заказчик докажет, что недостатки возникли до передачи результата работы заказчику или по причинам, возникшим до этого момента.
Если недостатки результата работ обнаружены после истечения предельного срока обнаружения недостатков, подрядчик ответственности за них не несет. С пропуском установленных сроков заказчик утрачивает право на предъявление требований в связи с некачественными работами. Этот вывод подтверждает арбитражная практика, в частности постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17 ноября 2011 г. по делу N А17-651/2010.
|