Российское налоговое законодательство к средствам целевого финансирования относит имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами.
Из предлагаемой статьи читатели узнают о том, как осуществляется учет средств целевого финансирования в целях налогообложения прибыли организаций.
Как Вы знаете, Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены перечни доходов, как учитываемых, так и не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Напомним, что к доходам организации, учитываемым в целях налогообложения прибыли, в соответствии со статьей 248 НК РФ относятся доходы от реализации и внереализационные доходы.
Перечень доходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли, содержит статья 251 НК РФ, и в этот перечень включены средства целевого финансирования. Согласно подпункту 14 пункта 1 названной статьи к средствам целевого финансирования, не учитываемым в целях налогообложения прибыли организаций, относится имущество в виде:
лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) согласно статье 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) относятся, в частности, ассигнования на:
- обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам;
- предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;
- предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;
- осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;
- закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений).
В письме Минфина России от 6 марта 2012 г. N 03-03-10/21 указано, что подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ предусмотрено, что учет средств целевого финансирования и произведенных за счет этого источника расходов ведется раздельно от полученных (произведенных) сумм доходов и расходов от деятельности, приносящей доход.
Таким образом, бюджетные ассигнования в иностранной валюте, выделенные казенному учреждению, не учитываются в составе доходов для целей налогообложения прибыли организаций при условии раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При этом проценты по остаткам средств на указанных счетах казенных учреждений являются доходами, полученными в рамках целевого финансирования, которые также не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
- средств бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Таким образом, денежные средства, полученные товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями из бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках реализации указанного Федерального закона, не включаются в налоговую базу по налогу (письмо Минфина России от 3 июня 2013 г. N 03-03-06/4/20113).
- в виде средств бюджетов, выделяемых на долевое финансирование проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным и осуществляющим управление многоквартирными домами в соответствии с ЖК РФ, управляющим организациям, а также при непосредственном управлении многоквартирными домами собственниками помещений в таких домах - управляющим организациям, оказывающим услуги и (или) выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах.
Учитывая изложенное, товарищества собственников жилья при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль вышеуказанные поступления не учитывают.
Напомним, что 1 сентября 2014 г. в гражданском законодательстве появилась еще одна организационно-правовая форма некоммерческой организации - товарищества собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации). Следовательно, с указанной даты товарищество собственников жилья является не самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих организаций, а видом товарищества собственников недвижимости.
Таким образом, доходы в виде средств бюджетов, а также средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих товариществу собственников жилья, созданному в организационно-правовой форме товарищества собственников недвижимости, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при выполнении иных условий, установленных подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, на что указано в письме ФНС России от 14 августа 2015 г. N ГД-4-3/14369.
полученных грантов, при этом грантами в целях налогообложения прибыли признаются денежные средства или иное имущество, в случае, если их передача (получение) удовлетворяют следующим условиям:
- гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утвержденному Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
- гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
Перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения российских организаций - получателей грантов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2008 г. N 485 (далее - Перечень N 485).
Перечень российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 602.
Таким образом, для отнесения полученных грантов к средствам целевого финансирования в целях налогообложения прибыли организаций необходимо соблюдение вышеперечисленных условий, в частности, средства должны быть получены на осуществление конкретных программ в перечисленных областях от российских некоммерческих организаций. Как сказано в письме Минфина России от 23 марта 2015 г. N 03-03-06/4/15808, в случае получения средств от иностранных и международных организаций такие организации должны быть включены в Перечень N 485. Помимо этого, в письме отмечено, что в рамках указанной нормы средства должны быть получены безвозмездно.
- инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
- аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов.
Вопрос о порядке учета расходов организации-застройщика на приобретение земельного участка для строительства многоквартирного дома за счет средств, уплачиваемых участниками долевого строительства, рассмотрен в письме Минфина России от 24 марта 2014 г. N 03-03-06/1/12709.
Согласно статье 18 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору, подлежат использованию застройщиком только для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в частности, в целях возмещения затрат на приобретение, в том числе оформление, права собственности или права аренды, права субаренды на земельные участки, на которых осуществляется строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Таким образом, в случае возмещения затрат на приобретение земельного участка для застройки многоквартирного жилого дома из средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, указанные расходы не учитываются в целях налогообложения прибыли как расходы, произведенные в рамках целевого финансирования.
В письме Минфина России от 04 декабря 2015 г. N 03-03-06/70912 отмечено, что в случае нецелевого использования денежных средств, полученных в рамках целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие включению в состав доходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли организаций, на основании пункта 14 статьи 250 НК РФ.
При этом для доходов в виде использованных не по назначению целевых средств датой получения дохода признается дата фактического использования данных средств не по целевому назначению (осуществления расходов) (подпункт 9 пункта 4 статьи 271 НК РФ).
- средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций - членов общества взаимного страхования.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ "О взаимном страховании" (далее - Закон N 286-ФЗ) общество взаимного страхования является видом потребительского кооператива и создается для осуществления взаимного страхования имущественных интересов своих членов.
Источниками формирования имущества общества взаимного страхования являются, в частности: вступительный взнос; страховая премия (страховые взносы); дополнительный взнос; добровольные денежные и иные имущественные взносы и пожертвования (статья 17 Закона N 286-ФЗ).
При этом статьей 19 Закона N 286-ФЗ установлено, что страховой премией (страховыми взносами) являются денежные средства, которые члены общества обязаны уплатить в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования и (или) правилами страхования.
В случае если по итогам отчетного года финансовый результат осуществления взаимного страхования является отрицательным, общее собрание членов общества одновременно с утверждением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности принимает решение об источнике покрытия образовавшегося убытка за отчетный год, в том числе может принять решение о внесении членами общества дополнительного взноса (пункт 3 статьи 18 Закона N 286-ФЗ). Убыток за отчетный год должен быть покрыт в течение шести месяцев со дня окончания отчетного года. Отрицательный финансовый результат осуществления взаимного страхования должен быть подтвержден данными годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Таким образом, дополнительные взносы, полученные обществом от своих членов, относятся к средствам целевого финансирования, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом страховые взносы, полученные таким обществом на основании договора страхования и (или) правил страхования, по мнению Минфина России, высказанному в письме от 23 октября 2013 г. N 03-03-06/4/44475, признаются доходом и подлежат обложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
- средств, полученных из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон N 127-ФЗ), на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов.
- средств, поступивших на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Законом N 127-ФЗ.
В письме Минфина России от 28 марта 2013 г. N 03-03-06/4/9901 указано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль фонд поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданный юридическими и (или) физическими лицами в организационно-правовой форме некоммерческой организации, вправе не учитывать средства, поступившие на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 14 статьи 250 НК РФ использованные не по целевому назначению денежные средства, полученные в рамках целевого финансирования и целевых поступлений, признаются внереализационными доходами.
- средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии.
Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили.
- страховых взносов банков в фонд страхования вкладов в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;
- средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц;
- целевых средств, получаемых страховыми медицинскими организациями - участниками обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
- средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, а также на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с ЖК РФ, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
В письме Минфина России от 9 октября 2012 г. N 03-03-06/1/530 обращено внимание на то, что денежные средства, поступающие управляющей организации от арендаторов общего имущества многоквартирного дома, от нанимателей жилых помещений на условиях социального найма в рамках договора управления многоквартирным домом и (или) договора долевого участия в расходах по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не указаны в статьей 251 НК РФ в качестве средств целевого финансирования.
- в виде сумм вступительных и гарантийных взносов негосударственных пенсионных фондов, гарантийных взносов Пенсионного фонда Российской Федерации, уплаченных в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (далее - Закон N 422-ФЗ);
- в виде сумм возмещений, полученных негосударственными пенсионными фондами. Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 422-ФЗ.
|