Среда, 27.11.2024, 10:55
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Налог на прибыль по целевым поступлениям

Налоговый кодекс Российской Федерации содержит понятие целевых поступлений, а также перечень доходов, относимых к таковым в целях налогообложения прибыли организаций.

Из предлагаемой статьи читатели узнают о том, что относится к средствам целевых поступлений, а также как осуществляется учет этих средств в соответствии с налоговым законодательством.

Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) определены доходы, как учитываемые, так и не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Напомним, что к доходам организации, учитываемым в целях налогообложения прибыли, согласно статье 248 НК РФ, относятся доходы от реализации, определяемые в порядке, установленном статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном статьей 250 НК РФ.

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, содержит статья 251 НК РФ, и в этот перечень включены целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).

Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и местного самоуправления, решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные получателями по назначению. Налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений. То есть, расходы, произведенные за счет целевых поступлений, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.

Таким образом, для целей налогообложения прибыли организаций средства целевых поступлений, полученные налогоплательщиком, при выполнении условий, установленных пунктом 2 статьи 251 НК РФ, не учитываются у него в составе доходов, а расходы, произведенные за счет этих средств, не уменьшают налоговую базу.

При получении по решению суда возмещения ранее потраченных средств целевых поступлений организация не получает экономической выгоды, в связи с чем в соответствии с общим принципом, установленным статьей 41 НК РФ, у организации не возникает дохода, учитываемого для целей налогообложения прибыли организаций. В данном случае, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 29.02.2016 г. N 03-03-06/3/11364, ранее потраченные средства целевых поступлений необходимо скорректировать на указанную сумму возмещения.

Итак, исходя из пункта 2 статьи 251 НК РФ, получателями целевых поступлений являются некоммерческие организации.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, что определено пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Далее в статье мы рассмотрим, что относится к целевым поступлениям и приведем разъяснения Минфина России по некоторым вопросам.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:

- осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами (подпункт 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ).

Несколько слов о пожертвованиях. Статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 11 августа 08.1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ) благотворительной деятельностью является добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Таким образом, пожертвования могут быть направлены на содержание и ведение уставной деятельности, то есть на предусмотренные в уставе цели и задачи, направленные на достижение общественных благ, что исключает их направление на осуществление предпринимательской деятельности, на что указано в письме Минфина России от 28 марта 2016 г. N 03-03-06/3/17251. В противном случае безвозмездно полученные средства подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов (пункт 8 статьи 250 НК РФ).

В письме Минфина России от 23 марта 2015 г. N 03-03-06/1/15695 рассмотрен вопрос об учете пожертвований в иностранной валюте при исчислении налога на прибыль некоммерческой организацией.

По мнению финансистов, если безвозмездно полученные средства, выраженные в иностранной валюте, признаются пожертвованиями согласно статье 582 ГК РФ, то они не учитываются в составе доходов для целей налогообложения прибыли при условии целевого использования таких пожертвований. При этом курсовые разницы по средствам пожертвований, возникшие в результате изменения официального курса иностранной валюты, устанавливаемого ЦБ РФ, являются доходами (расходами), полученными (произведенными) в рамках целевых поступлений, которые также не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Вместе с тем в письме Минфина России от 4 апреля 2016 г. N 03-03-06/3/18801 обращено внимание на то, что если некоммерческая организация приобретает за счет средств целевых поступлений валюту для размещения ее на депозитных счетах (в целях сохранения от инфляции), то курсовые разницы, возникающие в результате переоценки средств в иностранной валюте по депозиту, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке. Также подлежат учету и курсовые разницы, возникающие в результате переоценки средств в виде процентов по депозитам и ценным бумагам в иностранной валюте, зачисляемых на счета некоммерческой организации.

целевые поступления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Согласно положениям статьи 15 указанного закона финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности может осуществляться, в том числе фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданными юридическими лицами и (или) физическими лицами. Правовое положение указанных фондов определяется Законом N 7-ФЗ.

Согласно статье 7 Закона N 7-ФЗ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Таким образом, при определении налоговой базы по налогу на прибыль фонд поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданный юридическими и (или) физическими лицами в организационно-правовой форме некоммерческой организации, вправе не учитывать средства, поступившие на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, на основании пункта 2 статьи 251 НК РФ при выполнении условий, установленных данными нормами.

При этом необходимо учитывать, что, согласно пункту 14 статьи 250 НК РФ, использованные не по целевому назначению денежные средства, полученные в рамках целевого финансирования и целевых поступлений, признаются внереализационными доходами. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 28 марта 2013 г. N 03-03-06/4/9901;

- имущество, имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;

- средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Таким образом, налоговым законодательством предусмотрен льготный режим налогообложения, позволяющий некоммерческим организациям не учитывать при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций доходы в виде целевых поступлений на их содержание и ведение ими уставной деятельности (письмо Минфина России от 26 ноября 2013 г. N 03-03-06/4/51060);

- средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (подпункт 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ).

Для признания деятельности благотворительной в смысле, придаваемом Законом N 135-ФЗ, такая деятельность должна быть выполнена безвозмездно или на льготных условиях для граждан или юридических лиц.

Деятельность по осуществлению работ по ремонту имущества публично-правового образования (имущества казны), осуществляемая за счет средств, полученных благотворительным фондом от физических и юридических лиц, не может быть отнесена к благотворительной деятельности. В этой связи средства, полученные благотворительным фондом от физических и юридических лиц для осуществления указанных работ, не могут быть признаны целевыми поступлениями в целях налогообложения прибыли организаций и подлежат обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке. Такое мнение высказано в письме Минфина России от 6 сентября 2013 г. N 03-03-07/36877.

Вопрос об учете в целях налога на прибыль курсовых разниц, возникших в результате покупки благотворительной организацией валюты за счет благотворительных пожертвований в рублях, если валюта перечислена в качестве оплаты за лечение детей в зарубежной клинике, а также об учете возвращенных клиникой не полностью использованных средств был рассмотрен Минфином России в письме от 2 июня 2015 г. N 03-03-06/2/31729. По мнению Минфина, изложенному в письме, покупка благотворительной организацией за счет благотворительных пожертвований в рублях валюты и перечисление ее в качестве оплаты за лечение детей в клиниках, находящихся за рубежом, являются операциями, связанными с целевым использованием благотворительных пожертвований. В этой связи курсовые разницы, возникающие в результате приобретения валюты и ее переоценки, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Что касается возврата зарубежной клиникой не полностью использованных средств, которые ранее были перечислены ей благотворительной организацией на лечение детей, то, принимая во внимание, что в данном случае происходит возврат средств целевых поступлений, они не могут быть квалифицированы в качестве налогооблагаемого дохода.

- совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов (подпункт 5 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям (подпункт 7 пункта 2 статьи 251 НК РФ).

Таким образом, на основании указанной нормы поступления признаются целевыми и не учитываются при определении налоговой базы у некоммерческой организации при условии их безвозмездного получения. При этом получающая их некоммерческая организация должна быть создана в организационно-правовой форме учреждения и вести раздельный учет данных поступлений и произведенных за счет указанного источника расходов.

Если поступления от собственников созданным ими учреждениям связаны с оказанием собственнику услуг, выполнением для собственника работ, указанные поступления являются выручкой от реализации и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке, на что обращено внимание в письме Минфина России от 17 декабря 2015 г. N 03-03-06/4/73997.

- отчисления адвокатских палат субъектов Российской Федерации на общие нужды Федеральной палаты адвокатов в размерах и порядке, которые определяются Всероссийским съездом адвокатов; отчисления адвокатов на общие нужды адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации в размерах и порядке, которые определяются ежегодным собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты этого субъекта Российской Федерации, а также на содержание соответствующего адвокатского кабинета, коллегии адвокатов или адвокатского бюро (подпункт 8 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью (подпункт 9 пункта 2 статьи 251 НК РФ).

Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации установлены статьей 377 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Согласно положениям данной статьи в случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу. Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором.

Таким образом, при применении вышеуказанного подпункта 9 пункта 2 статьи 251 НК РФ следует учитывать, что к средствам, поступившим первичным профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение мероприятий, предусмотренных уставной деятельностью, относятся средства работодателей, предусмотренные статьей 377 ТК РФ, в том числе и на оплату труда руководителя выборного профсоюзного органа (письмо Минфина России от 29 ноября 2013 г. N 03-03-06/4/51842);

- использованные по назначению средства, полученные структурными организациями ДОСААФ России от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру ДОСААФ России, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта (подпункт 10 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на обеспечение ведения уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, от созданных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации структурных подразделений (отделений), являющихся налогоплательщиками, перечисленные структурными подразделениями (отделениями) за счет целевых поступлений, поступивших им на содержание и ведение уставной деятельности (подпункт 10.1 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- средства, полученные структурными подразделениями (отделениями) от создавших их в соответствии с законодательством Российской Федерации некоммерческих организаций, перечисленные некоммерческими организациями за счет целевых поступлений, полученных ими на содержание и ведение уставной деятельности (подпункт 10.2 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности (подпункт 11 пункта 2 статьи 251 НК РФ).

Что касается применения подпункта 27 пункта 1 статьи 251 НК РФ, то ее положения распространяются на доходы, полученные религиозными организациями в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы, а также предметов религиозного назначения.

- средства, которые получены профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", и предназначены для финансирования предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств компенсационных выплат в целях формирования фондов в соответствии с требованиями международных систем обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которым присоединилась Российская Федерация, средства, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств указанным профессиональным объединением страховщиков в виде сумм возмещения компенсационных выплат и расходов, понесенных в связи с рассмотрением требований потерпевших о компенсационных выплатах, а также средства, полученные в качестве платы за аккредитацию операторов технического осмотра в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств (подпункт 12 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- денежные средства, недвижимое имущество, ценные бумаги, полученные некоммерческими организациями на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (далее - Закон N 275-ФЗ) (подпункт 13 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- денежные средства, полученные некоммерческими организациями - собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Законом N 275-ФЗ (подпункт 14 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Законом N 275-ФЗ (подпункт 15 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности (подпункт 16 пункта 2 статьи 251 НК РФ).

При этом необходимо учитывать, что право безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом должно быть получено некоммерческими организациями безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В письме Минфина России от 30 марта 2016 г. N 03-03-06/3/17832 сделан вывод, что не признается доходом некоммерческой организации полученное этой организацией на ведение своей уставной деятельности право безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом, если такое право было передано соответствующим решением органа государственной власти или органа местного самоуправления, в котором указано целевое назначение передаваемого имущества.

- средства, которые получены профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном", и предназначены для финансирования компенсационных выплат, предусмотренных указанным законом, а также средства, полученные этим профессиональным объединением страховщиков в виде сумм возмещения компенсационных выплат и расходов, понесенных в связи с рассмотрением требований потерпевших о компенсационных выплатах (подпункт 17 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- средства, которые получены объединением туроператоров в сфере выездного туризма, созданным в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в виде взносов, перечисленных в компенсационный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма, предназначенный для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам (подпункт 18 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- средства, которые получены объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", и предназначены для формирования фонда компенсационных выплат и осуществления компенсационных выплат, предусмотренных указанным законом (подпункт 19 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

- денежные средства в виде отчислений, полученные некоммерческой организацией, учредителем которой выступает Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, основными целями деятельности которой являются поддержка отечественной кинематографии, повышение ее конкурентоспособности, обеспечение условий для создания качественных фильмов, соответствующих национальным интересам, и популяризация национальных фильмов в Российской Федерации, в пределах предоставленных указанной некоммерческой организацией на условиях долевого участия на производство национальных фильмов или в возмещение расходов на указанные цели сумм, источником которых являются бюджетные ассигнования (подпункт 20 пункта 2 статьи 251 НК РФ).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (25.04.2017)
Просмотров: 165 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%