Сложность учета различного рода скидок состоит в том, что официальное понятие скидки не закреплено ни в одной отрасли российского права. Такой термин отсутствует и в гражданском, и в бухгалтерском законодательстве Российской Федерации. Налоговый кодекс Российской Федерации содержит упоминание о скидках, однако также не дает их самостоятельного определения. В силу этого к скидкам сегодня относят и снижение первоначальной цены товара, заявленной ранее продавцом, и иные виды поощрений - различные премии, выплачиваемые за выполнение контрагентом договорных условий, подарки, бонусы и так далее.
О налоговом учете скидок вы узнаете из этой статьи.
Отношения сторон в торговом бизнесе, как известно, оформляются договором купли-продажи, правовые основы которого установлены главой 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В силу пункта 1 статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи продавец обязуется передать товар в собственность покупателя, который обязан принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). То есть, по договору купли-продажи обязанностью продавца является передача товара, а обязанностью покупателя - его приемка и оплата.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Вместе с тем, из пункта 2 статьи 424 ГК РФ следует, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Следовательно, снижение цены товара, ранее заявленной продавцом, не противоречит нормам российского законодательства. По общему правилу, вытекающему из пункта 1 статьи 450 ГК РФ, любое изменение соглашения, в том числе и о цене товара, производится по согласию сторон, которое обычно оформляется путем составления дополнительного соглашения.
Если же цена товара остается прежней, а продавец поощряет своего покупателя выплатой денежного или натурального вознаграждения, то имеет место не скидка, а выплата премии в денежной или натуральной форме (бонус).
Как видите, скидки, премии или бонусы имеют различную экономическую природу. Вместе с тем есть у них и общий признак - чтобы иметь возможность учесть их для целей налогообложения, они должны иметь документальное подтверждение. Во-первых, условие о предоставлении скидки, выплате премии или предоставлении бонуса должно фигурировать в самом договоре или же в дополнительном соглашении к нему. Кроме того, следует заручиться документом, из которого явно следует, что покупатель имеет право на получение скидки, бонуса или выплату премии.
|