Российское законодательство не запрещает продавцам товаров поощрять своих покупателей, в том числе и денежной премией, выплачиваемой покупателю в качестве вознаграждения за выполнение им определенных условий договора купли-продажи.
Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у поставщика определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма НДС, предъявляемая поставщиком продавцу в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с главой 22 "Акцизы" НК РФ.
Имейте в виду, что выплата такого вознаграждения не допускается в части продажи товаров, включенных в Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530. На это указано в пункте 5 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Выплата хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки продовольственных товаров, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, иных видов вознаграждения, не предусмотренных Законом N 381-ФЗ, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается (пункт 6 статьи 9 Закона N 381-ФЗ).
Обратите внимание! Минфин России в письме от 10 апреля 2015 г. N 03-07-11/20448 указанное вознаграждение "сетевика" приравнивает к премии (скидке), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора.
Сумма выплаченного вознаграждения может учитываться продавцом в составе своих внереализационных расходов, что позволяет сделать подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которому расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок, признаются внереализационными расходами налогоплательщика.
Чтобы применить указанное положение НК РФ, продавцом должен быть выполнен ряд условий.
1. В подпункте 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ речь идет о премии (скидке) выплачиваемой (предоставляемой) продавцом покупателю. Поскольку НК РФ не дает своих определений "продавец" и "покупатель", то налогоплательщик, руководствуясь статьей 11 НК РФ, вправе воспользоваться нормами гражданского законодательства. Статьей 454 ГК РФ покупатель и продавец определены как стороны договора купли-продажи, из чего можно сделать вывод, что данная норма применима только в отношении договоров купли-продажи, если же сторонами договора являются комиссионер и комитент, положения подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ в отношении таких договоров не применяются. Именно такие разъяснения на этот счет приведены в письме Минфина России от 23 июля 2013 г. N 03-03-06/1/28984. Аналогичного подхода придерживается и арбитражная практика, на что указывает постановление ФАС Поволжского округа от 27 февраля 2014 г. по делу N А55-12473/2013.
2. Скидка в виде премии за выполнение определенных условий договора, как и любая иная скидка, должна иметь свое обоснование. Поэтому предоставление скидок должно найти свое отражение в маркетинговой политике компании, где следует четко и ясно изложить условия ее предоставления. Кроме того, возможность предоставления скидки в виде выплаты денежной премии должна быть предусмотрена непосредственно договором купли-продажи или закреплена в дополнительном соглашении к нему, при этом из договора должно явно вытекать, что скидка не связана с уменьшением цены товара. О том, что предоставление такой скидки должно быть предусмотрено в договоре, чиновники разъясняют в письме Минфина России от 17 августа 2012 г. N 03-03-06/1/414.
Обратите внимание! При уменьшении цены товара продавец не вправе применить подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ, на что обращено внимание в письме ФНС России от 17 октября 2014 г. N ММВ-20-15/86@ "О корректировке универсального передаточного документа".
Поддерживают налоговиков и финансисты в письме Минфина России от 12 октября 2011 г. N 03-03-06/1/665, а также столичные налоговики в письме УФНС России по городу Москве от 25 октября 2012 г. N 16-15/102393@.
Не лишне будет в договоре купли-продажи предусмотреть, за выполнение каких именно условий договора (объем покупок, срочность платежа и прочее) покупатель вправе рассчитывать на поощрение.
3. Продавцу товаров следует помнить, что в качестве расходов, учитываемых в целях налогообложения, могут быть признаны расходы налогоплательщика, удовлетворяющие требованиям статьи 252 НК РФ, то есть расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода. Исходя из этого, в договоре следует особо отметить, какими документами стороны подтверждают выполнение условий о предоставлении скидки в виде выплаты денежной премии (акт сверки расчетов, протокол, отчет или иной документ, подписанный обеими сторонами). Унифицированной формы такого документа не существует, поэтому продавцу, использующему в своей деятельности такой инструмент маркетинга, как скидки, следует разработать форму этого документа самостоятельно и закрепить ее использование в учетной политике компании.
Помимо документа, подтверждающего выполнение покупателем условий договора купли-продажи о выплате премии (предоставлении скидки) продавцу следует оформить ее расчет.
Если все вышеперечисленные условия выполнены, то в налоговом учете продавец отразит доход от реализации товаров, исходя из цены, установленной договором купли-продажи без учета скидки, и внереализационный расход - на основании подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ.
При методе начисления в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ датой внереализационных расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода. Исходя из этого размер денежной премии в виде скидки, предоставляемой договором, может признаваться расходом продавца на дату предъявления покупателю документа о сумме предоставленной скидки. Аналогичную точку зрения содержит письмо Минфина России от 26 апреля 2010 г. N 03-07-11/145. Солидарны с мнением финансистов и столичные налоговые органы, о чем свидетельствует их письмо от 8 июня 2010 г. N 16-15/060616@.
Может случиться и так, что, заключив с покупателем дополнительное соглашение о предоставлении скидки в виде выплаты денежной премии, продавец перечислит премию авансом. Как указано в письме Минфина России от 21 ноября 2007 г. N 03-03-06/1/822, учесть в целях налогообложения премии, выплаченные авансом, нельзя. Признать выплаченную премию внереализационным расходом на основании подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ можно только после фактического выполнения покупателем условий премирования, установленных договором.
В налоговом учете покупателя товар, приобретенный по договору купли-продажи, будет отражен исходя из стоимости, определенной договором без учета предоставленной скидки, а сумма премии, полученной от продавца, будет отражена в составе внереализационных доходов на основании пункта 8 статьи 250 НК РФ.
|