Право на труд является одним из системообразующих элементов иерархической системы конституционных ценностей, речь о которой шла в предыдущем параграфе, в связи с чем считаем необходимым более подробно остановиться на рассмотрении содержания данного права.
Для определения нормативного содержания конституционного права на труд рассмотрим данное право с точки зрения современного международноправового, конституционного и отраслевого (трудоправового) регулирования.
На Европейском континенте ведущей организацией, в рамках которой действуют многочисленные международные акты в области прав и свобод является Совет Европы. Так, ст. 4 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в дальнейшем - Конвенция) содержит важные для понимания сущности права на труд положения о соотношении обязательного и принудительного труда.
В частности, отсутствие некоторых трудовых правомочий, а именно свободы выбора труда, времени отдыха, оплаты труда или компенсации рассматривались Европейским Судом по правам человека в решении по делу «Силиаден против Франции» в качестве принудительного труда в том значении, которое придается этому понятию Статьей 4 Конвенции. Одновременно Европейский Суд акцентировал внимание на наличие корреспондирующей обязанности государства в объявлении уголовно наказуемым и наказании любого акта, направленного на содержание какого- либо лица в положении, противоречащем Статье 4 Конвенции1.
Таким образом, несмотря на отсутствие в вышеназванной Конвенции положений, регулирующих социально-трудовые отношения, часть составляющих конституционного права на труд правомочий все же упоминается в решениях Европейского Суда по правам человека.
Также одной из важных гарантий социально-экономических прав является Европейская социальная хартия (пересмотренная)[1] [2].
Как указывает Г.Ю. Вдовин, в Хартии речь идет не о закреплении права на труд, а об обязанностях поддерживать как можно более высокий и стабильный уровень занятости1, причем отметим, что в статьях 1-6 закреплены исключительно обязанности государства. Указанные положения позволяют включить в состав конституционного права на труд такие возможности, как требовать от государства создания или развития для всех работников бесплатных служб по трудоустройству, обеспечения или содействия развитию соответствующей профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки и др.
Особая значимость труда и иных трудовых ценностей нашла отражение в международно-правовых документах, принятых в рамках ООН. Отметим, что в конвенциях ООН в отличие от актов Советы Европы закрепляются не только право на труд, но и раскрывается его юридическое содержание.
Согласно ст. 23 Всеобщей декларации прав человека право на труд является одним из основных прав и свобод человека. В литературе встречается мнение, что в понятие право на труд с точки зрения Декларации входят следующие элементы: свобода выбора труда; защита от безработицы; право на справедливые и благополучные условия труда[3] [4].
На наш взгляд, подобное утверждение серьезно ограничивает содержание права на труд, изначально закрепленное в самой Декларации. В этой связи представляется необходимой применить по аналогии Замечание общего порядка № 18 (2006), принятое Комитетом по правам человека. Так, в нем отмечается, что в статье 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право на труд провозглашается в общем плане, в то время как индивидуальный аспект права на труд подробно раскрывается в ст. 7, коллективный - в ст. 8 Международного пакта[5]. Таким образом, из вышеизложенного вытекает, что Всеобщая декларация прав человека не исключает наличия иных трудовых правомочий, к примеру, в рамках права-поведения человек вправе создавать профессиональные союзы, а в рамках права-требования - требовать от уполномоченных лиц равную оплату за равный труд.
Вместе с тем необходимо отметить, что в вышеназванном Замечании обязанность по обеспечению права на труд возложена не только на государство, но и на иные субъекты права: «все члены общества - отдельные лица, местные общины, профессиональные союзы, организации гражданского общества - несут свою долю ответственности за осуществление права на труд. Хотя частные предприятия - и национальные, и транснациональные - не связаны положениями Пакта, они призваны играть особую роль в создании новых рабочих мест, в проведении адекватной политики в области трудоустройства и в обеспечении недискриминационного доступа к труду»1.
Особое значение в определении содержания права на труд отводится Международной организации труда (далее - МОТ) как специализированной международной организации, содействующей обеспечению социальной справедливости для трудящихся, разрабатывающей международную политику и программы, направленные на улучшение условий труда и жизни; устанавливающей международные стандарты, призванные служить в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении этой политики[6] [7]. Отличительной особенностью данной международной организации является рассмотрение права на труд как выполнение работы в условиях индивидуального трудового правоотношения, т.е. работы по найму. В Рекомендации МОТ № 198 «О трудовом правоотношении» указано, что национальная политика должна предусматривать меры, направленные на ведение борьбы со скрытыми формами трудовых отношений, к примеру, существованием других форм взаимоотношений, которые могут включать применение иных форм контрактных договоренностей, позволяющих скрыть реальный характер правового статуса[8].
Вместе с тем рассматривая трудовые правоотношения как форму реализации конституционного права на труд, Конвенции МОТ содержат не только обязанности государства и компетентных органов власти, но и предпринимателей (работодателей) по обеспечению вышеназванного права, из чего, в свою очередь, вытекают следующие правомочия. Так, в рамках права- требования человек может обратиться с требованием выплаты пособий по безработице, обеспечения медицинского обслуживания (ст. ст. 15, 23 Конвенции № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы»[9]);
предоставления отпуска (Конвенция № 132 «Об оплачиваемых отпусках»1); равного вознаграждения за труд равной ценности (Конвенция № 131 «Об установлении минимальной заработной платы»[10] [11]), предоставления
соответствующей защитной одежды и средств (ст. 16 Конвенция № 155 «О безопасности и гигиене труда»[12]).
На основании вышеизложенного можем сделать вывод о том, что в международно-правовых актах (Европейской социальной хартии (пересмотренной), Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте
экономических, социальных и культурных правах) право на труд рассматривается в контексте взаимоотношений личности и государства, в то время как в положениях Конвенций МОТ - исключительно в рамках трудового правоотношения.
Прежде чем перейти к рассмотрению конституционно-правового уровня регулирования права на труд, отметим, что отечественная юридическая наука выработала определенные позиции и подходы к характеристике
конституционного права на труд.
Ряд ученых (О.В. Борисов, Ю.Г. Арзамасов, В.С. Афанасьев, В.К. Бабаев, Т.А. Сошникова) утверждают о конституционном закреплении права на труд в России, косвенно вытекающим из положений ч. 1 ст. 17 Конституции о признании Российской Федерацией и гарантировании прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, ч. 2 ст.
Конституции об охране труда и здоровья людей, установлении минимального размера оплаты труда[13].
Д.А. Радченко, напротив, отмечает отсутствие в российском законодательстве права граждан на труд, ссылаясь на невозможность применения этой нормы ввиду его несоответствия положениям ст. 37
Основного Закона1. Как утверждает А.И. Ставцева, в Конституции РФ нет ни правового механизма реализации права на труд, ни самого права на труд[14] [15].
В.В. Артамонов отмечает, что граждане РФ реально не обладают правом на труд, у государства отсутствует обязанность по предоставлению гражданам работы по избранной ими профессии[16], а И.В. Зобнина пишет о существенном недостатке Основного Закона, так как наличие в нем права на труд не должно подвергаться никакому сомнению[17].
На наш взгляд, категорическое утверждение об отсутствии в Российском государстве права на труд не соответствует раскрытому в конституционном законодательстве индивидуальному и коллективному аспекту данного права (ст. 37).
К тому же, не только законотворческая, но и судебная практика признает наличие у граждан Российской Федерации конституционного права на труд.
В этой связи Конституционным Судом Российской Федерации было отмечено, что социальный характер Российского государства, обязанностью которого провозглашены признание, соблюдение и защита являющихся высшей ценностью прав и свобод человека (статьи 2 и 7 Конституции Российской Федерации), предопределяет необходимость создания системы гарантий в сфере реализации права граждан на труд[18].
В решениях судов общей юрисдикции также встречается понятие «трудовые права», которые, как правило, используются в контексте трудоправовых отношений: «трудовых прав работников»[19], «трудовых прав и свобод женщин, лиц с семейными обязанностям и несовершеннолетних»[20]
(Верховный Суд Российской Федерации).
Кроме того, вопросы, связанные с реализацией права на труд, встречались и в разъяснительной практике упраздненного Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В частности, им отмечалось, что «индивидуальная трудовая деятельность рассматривается в соответствии со статьей 48 как предпринимательская. Все споры, связанные с осуществлением индивидуальной трудовой деятельности подлежат рассмотрению в арбитражном суде в соответствии с его компетенцией»1.
В литературе распространенной является позиция, согласно которой к нормативному содержанию конституционного права на труд относятся следующие правомочия, закрепленные в статье 37 Конституции Российской Федерации:
право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
право на защиту от безработицы;
право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая и право на забастовку;
право каждого на отдых.
Кроме того, как отмечает О.В. Борисов, рассматриваемое право включает в себя ряд иных правомочий, часть которых является самостоятельным конституционным правом - право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ч. 1 ст. 30), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34)[21] [22].
Г.Ю. Вдовин среди прочих правомочий называет право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ч. 1 ст. 30), право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39)1.
В то же время Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно в качестве цели создания профсоюзов указывал на надлежащее представительство и защиту социально-трудовых прав граждан, связанных общими производственными и профессиональными интересами[23] [24]. В связи с этим можно отметить, что право на создание профсоюзов выступает гарантией реализации конституционного права на труд.
Ряд ученых (Г.А. Гаджиев, А.Н. Кононенко, Е.А. Лукашева, В.С. Нерсесянц) рассматривают любую предпринимательскую и экономическую деятельность в качестве трудовой[25].
Кроме того, как было отмечено Конституционным Судом Российской Федерации, конституционные права могут быть реализованы различными способами, выбор которых обусловливает наделение гражданина соответствующим правовым статусом. В частности, конституционное право на труд может быть реализовано гражданином в различных формах, в том числе путем поступления на государственную службу, осуществления наемного труда по свободно избранному роду деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем, самостоятельной экономической деятельности, приобретения статуса адвоката и пр.[26]. Следует заметить, что муниципальная служба также рассматривается в качестве формы
реализации права на труд1.
Представляется, что право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, а также право на равный доступ к государственной и муниципальной службе являются формами реализации конституционного права на труд.
В российском законодательстве и судебной практике право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях также рассматривается в качестве самостоятельного конституционного права, о чем будет идти речь в следующем параграфе.
Рассматривая нормативное содержание конституционного права на труд, следует отметить, что объем возможностей субъекта обусловливается формой реализации рассматриваемого конституционного права. Как вытекает из ч. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации правом требования установленного федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска обладают лица, работающие по трудовому договору, т.е. данное право является одним из правомочий конституционного права на труд, реализованного в форме работы по найму или поступления на государственную или муниципальную службу.
Следует иметь в виду, что лица, относящиеся к категории самостоятельно обеспечивающих себя работой, сами определяют направления, виды и конкретные формы осуществления своей деятельности, организуют работу по выполнению взятых на себя обязательств и несут ответственность за их надлежащее исполнение; сами регламентируют продолжительность своего рабочего времени и степень нагрузки, они действуют на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности и несут риск неполучения дохода[27] [28].
Таким образом, лица, реализующие конституционное право на труд в форме осуществления предпринимательской деятельности, ограничены в обеспечении ряда трудовых правомочий, а именно в праве на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, в праве на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера
оплаты труда, в праве на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, в праве на забастовку, в праве на отдых.
В этой связи в зависимости от правовой формы реализации в нормативном содержании конституционного права на труд можно выделить общие и специальные трудовые правомочия, где общие в виде права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, права на защиту от безработицы характерны для всех правовых форм реализации конституционного права на труд, а специальные, включающие в себя право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных способов их разрешения, право на забастовку, право на отдых, - преимущественно для реализации конституционного права на труд в форме найма и публичной службы.
Таким образом, права в сфере труда, закрепленные в ст. 37 Конституции Российской Федерации, в различной вариации составляют содержание конституционного права на труд, которое, в свою очередь, обусловливается правовой формой его реализации.
Вместе с тем В.А. Бережной, рассматривая отношения в сфере реализации права на труд, выделяет также конституционные принципы в сфере труда, а именно принципы свободы труда и свободы объединений, недопустимости дискриминации[29].
В то же время анализ содержания статей 17, 18 и 19 Конституции Российской Федерации позволяет выделить следующие принципы
конституционного статуса человека и гражданина: признания и гарантированности прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, равенства прав и свобод человека и гражданина, при этом последний ряд ученых (Г.Н. Комкова, Ю.А. Дмитриев) рассматривают как равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств,
равноправие мужчины и женщины1.
По нашему мнению, преломление названных принципов к сфере труда, а также системные связи статей 17, 18 и 19 со статьей 37 Конституции Российской Федерации позволяют выделить следующие конституционные принципы в сфере труда: признания и гарантированности конституционных прав в сфере труда согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, непосредственного действия конституционных прав в сфере труда, равенства конституционных прав в сфере труда. Также ряд принципов вытекают непосредственно из содержания статьи 37 Конституции: свобода труда, запрет принудительного труда.
Кроме того, регулирование взаимоотношений государства и личности может основываться на презумпциях.
Как отмечает И.В. Сухинина, конституционная презумпция является одним из видов правовой презумпции и имеет особое значение в правовой системе в силу приоритета конституционных правоположений; она определяется как правило (при применении которого при наличии одного факта делается вывод о существовании другого факта), закрепленное прямо или косвенно в конституционном законодательстве в Российской Федерации, устанавливающее или допускающее существование конституционно значимого юридического факта, события, свойства, явления без полного доказательства и действующее до его официального опровержения компетентным органом[30] [31].
По мнению С.А. Мосина, в связи с тем, что Конституция Российской Федерации закрепляет важнейшие начала общественного строя и государственной организации, закрепленные в ней презумпции логично назвать конституционными презумпциями, которые призваны в дальнейшем регулировать правоотношения в соответствующих отраслях права[32].
В.И. Крусс говорит о необходимости отделения конституционносущностных презумпций от непосредственно конституционных, которые выводятся из относимых только к вполне определенным ситуациям (субъектам, объектам, отношениям) положений Конституции РФ. Конституционно - сущностные презумпции распространяются на все актуально соотнесенные с их
содержанием правовые отношения1.
Итак, конституционные презумпции можно рассматривать в качестве составляющего элемента прав и свобод личности, в том числе права на труд.
Как отмечают Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод[33] [34]. С формальноюридической стороны неотчуждаемые права носят абсолютный характер, а потому, в свою очередь, презюмируется очевидный факт, что и всякое неправомерное изъятие такого права входит в противоречие с человеческой природой и жизнью, поскольку нарушает его естественное состояние[35]. Взаимосвязь части 2 статьи 17 со статьей 37 Конституции Российской Федерации позволяет выявить презумпцию неотъемлемости прав в сфере труда.
Также на основе взаимосвязи части 3 статьи 17 и статьи 37 Конституции России можно выделить презумпцию добросовестности человека и гражданина при осуществлении прав в сфере труда, которую можно определить как косвенно закрепленное в Конституции предположение, при котором человек и гражданин считается надлежащим образом реализующим свои права в сфере труда, т.е. без злоупотребления ими, до тех пор, пока иное не будет доказано в установленном законом порядке.
Таким образом, право на труд имеет сложное нормативное содержание, элементами которого выступают: а) конституционные принципы в сфере труда (признания и гарантированности конституционных прав в сфере труда согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, непосредственного действия конституционных прав в сфере труда, равенства конституционных прав в сфере труда, свободы труда, запрета принудительного труда); б) конституционные презумпции в сфере труда (неотъемлемости конституционных прав в сфере труда, добросовестности при осуществлении конституционных прав в сфере труда); в) конституционные права в сфере труда (право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием
установленных способов их разрешения, право на забастовку, право на отдых).
Вместе с тем сложное по своему строению содержание конституционного права на труд оказывает влияние и на аксиологические компоненты. В связи с чем можно отметить, что рассматриваемое право воплощает в себе ряд личных и общественно-значимых ценностей высшего порядка, связанных с трудом: ценности сущности, содержания и процесса труда, ценности благоприятных условий труда, ценности материального вознаграждения за труд, ценности защиты труда.
Вместе с тем, как указывает А.М. Лушников, на рубеже ХХ-ХХ1 вв. наблюдается тенденция в развитии трудовых прав, которая проявляется в смещении акцентов с «экономического» человека на личность, ее личные блага, и в связи с этим выделяет такие права, как право на профессиональное обучение и повышение квалификации; право «на продвижение по служебной лестнице», на моральное поощрение, оценку трудовых достижений; право на неприкосновенность личной жизни и защиту персональных данных; право на получение информации об условиях труда; право на защиту достоинства в период трудовой деятельности и защиту от моббинга[36].
На наш взгляд, указанные права являются результатом внутрисистемных связей статей о личных, социально-экономических правах с положениями статьи 37 Конституции и, соответственно, их можно рассматривать в качестве конституционных.
В частности, системные связи статьи 37 со статьями 21 и 43 Конституции Российской Федерации позволяют дополнительно выделить ценности морального поощрения за трудовые достижения, а также ценности профессионального роста и признания.
Российская Федерация как демократическое правовое социальное государство обязано гарантировать права и свободы человека и гражданина, в том числе и право на труд. Примечательно, что обеспечительные меры содержатся не только в положениях статьи 37 Конституции России; они также вытекают из правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации.
Так, согласно правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2002 г. № 320-О, по смыслу положения ч. 3 ст. 37 Конституции России государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым относится, в частности, и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа1.
Таким образом, рассмотренные правомочия в зависимости от специфики реализации конституционного права на труд можно разделить на две группы: а) права-правомочия, реализация которых определяется волеизъявлением самого субъекта права на труд, а именно, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку; б) права-притязания, реализация которых предопределяется волеизъявлением иных субъектов права, в том числе право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации, право на защиту от безработицы, право каждого на отдых.
Из вышеизложенного также следует, что право на труд находится в тесной взаимосвязи с такими конституционными ценностями, как правовая и социальная государственность.
Кроме того, учитывая, что единство экономического пространства охватывает единство рынка, которое означает не только свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу законной экономической деятельности на территории всей России и недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, но также свободное перемещение рабочей силы (т.е. единство также рынка труда, ибо труд в значительной мере остается товаром)[37] [38], можно установить наличие взаимосвязи конституционного права на труд с единством экономического пространства.
Отметим, что А.А. Ерофеев и Г.Б. Ройзман в качестве конституционных ценностей, определяющих правовое положение индивида в обществе и государстве, называют: права и свободы человека и гражданина, правовую государственность, социальную государственность, единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, плюрализм и равную защиту форм собственности, идеологический и политический плюрализм, гражданство Российской Федерации1.
Однако следует отметить, что согласно п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции России защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К примеру, в соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Республики Саха (Якутия) государство устанавливает для граждан единые гарантии в области охраны труда[39] [40]. Республика Карелия содействует полной занятости населения (ч. 2 ст. 23 Конституции Республика Карелия)[41].
Таким образом, можно сделать вывод о влиянии федерализма на правовое положение человека, поэтому считаем, что его следует отнести к конституционным ценностям, определяющим положение личности в обществе и государстве.
Рассмотрим отраслевое регулирование права на труд на примере трудового права.
Так, в развитие конституционных положений трудовое законодательство закрепляет: а) права в сфере труда, среди которых право на заключение, изменение и расторжение трудового договора; право на предоставление работы, обусловленной трудовым договором; право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором и др.; б) принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, среди которых свобода труда, включая право на труд; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда; равенство прав и возможностей работников и др.
А.М. Лушников и М.В. Лушникова выделяют также отраслевые презумпции: трудовых отношений; трудового договора, заключенного на неопределенный срок; толкования всех неустранимых противоречий и неясностей в действующем трудовом законодательстве в пользу работника; недействительности условий договоров о труде, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством[42].
Следуя вышеизложенному, можно говорить о тенденции к расширению в отраслевом законодательстве нормативного содержания права на труд.
Таким образом, рассмотрение права на труд как конституционной ценности обусловливает необходимость выделения следующих его особенностей:
конституционное право на труд является высшей ценностью, производной от высшего блага - труда;
реализация конституционного права на труд основывается на принятии обеспечительных мер со стороны иных субъектов права, в особенности, государства;
конституционное право на труд - сложная по строению ценность, его содержание состоит из относительно самостоятельных конституционных ценностей высшего порядка и обусловливается избранной правовой формой реализации конституционного права на труд (найм, публичная служба, предпринимательская деятельность и др.).
Конституционное право на труд в контексте формально-юридического подхода имеет сложное нормативное содержание, элементами которого выступают: а) конституционные принципы в сфере труда (признания и гарантированности конституционных прав в сфере труда согласно общепризнанным принципам и нормам международного права,
непосредственного действия конституционных прав в сфере труда, равенства конституционных прав в сфере труда, свободы труда, запрета принудительного труда); б) конституционные презумпции в сфере труда (неотъемлемости конституционных прав в сфере труда, добросовестности при осуществлении конституционных прав в сфере труда); в) конституционные права в сфере труда (право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных способов их разрешения, право на забастовку, право на отдых).
Право на труд в контексте аксиологического подхода имеет особое конституционно-ценностное содержание, поскольку закрепляется в статье 37 второй главы Конституции Российской Федерации, обладает свойствами нормы-правила и нормы-принципа и воплощает в себе ряд личных и общественно-значимых ценностей высшего порядка, связанных с трудом: ценности сущности, содержания и процесса труда, ценности благоприятных условий труда, ценности материального вознаграждения за труд, ценности защиты труда.
Системные связи статьи 37 со статьями 21 и 43 Конституции Российской Федерации позволяют дополнительно выделить ценности морального поощрения за трудовые достижения, а также ценности профессионального роста и признания.
Конституционное право на труд в контексте единства аксиологического и формально-юридического подходов представляет собой обеспеченные государством возможности реализации ценностей высшего порядка в сфере труда с помощью правовых средств, установленных Конституцией Российской Федерацией и федеральными законами.
[1] Постановление Европейского Суда по правам человека от 26 июля 2005 г. Дело «Силиаден против Франции» [Siliadin - France]. Жалоба № 73316/01. II Секция (Извлечение) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - Российское издание. - № 1/2006.
[2] Европейская социальная хартия ETS № 035 [Электронный ресурс]. Подписана в Турине 18 октября 1961 г. - Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
[3] Вдовин Г.Ю. Реализация конституционного права граждан на труд в Российской Федерации в современных условиях: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Георгий Юрьевич Вдовин. - Москва, 2009. - С. 30.
[4] Артамонов В.В. Указ. соч. - С. 51.
[5] Замечание общего порядка № 18: Право на труд (Статья 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах), принятое 24 ноября 2005 года Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам [Электронный ресурс]. - URL: http://www.refworld.org.ru/category (дата обращения: 17.01.2015).
[6] П. 52 Замечания общего порядка № 18
[7] Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: учебник / Р.А. Каламкарян, Ю.И. Мигачев. - 5-е изд. - М.: Изд-во Юрайт, 2013. - С. 301.
[8] Рекомендация № 198 Международной организации труда «О трудовом правоотношении» принята в г. Женеве 15 июня 2006 г. на 95-ой сессии Генеральной конференции МОТ [Электронный ресурс]. - Документ опубликован не был. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».
[9] Конвенция № 168 Международной организации труда «О содействии занятости и защите от безработицы» принята в г. Женева 21 июня 1988 года // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. - 1957 - 1990. - Т. II. - Женева, Международное бюро труда, 1991.
[10] Конвенция № 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках (пересмотренная в 1970 году) принята в г. Женева 24 июня 1970 г. на 54-ой сессии Генеральной конференции МОТ // СЗ РФ. - 19.12.2011. - № 51. - Ст. 7451.
[11] Конвенция № 131 Международной организации труда «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» заключена в г. Женеве 22 июня 1970 г. // Женева: Международное бюро труда. - 1991. - С. 1605 - 1608.
[12] Конвенция № 155 Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» принята в г. Женеве 22 июня 1981 г. на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ // СЗ РФ. - 10.12.2001. - № 50. - Ст. 4652.
[13] Борисов О.В. Конституционно-правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина в сфере трудовых отношений в Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Олег Владимирович Борисов. - Москва, 2006. - С. 75; Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Ю.Г. Арзамасов, В.С. Афанасьев, В.К. Бабаев [и др.]; Отв. ред. В.В. Лазарев. - 4-е изд. - М.: ЮРАЙТ, 2009. - С. 273-274; Сошникова Т.А. Правовой механизм защиты конституционных прав и свобод в сфере труда: автореф. .дисс. док. юрид. наук: 12.00.02, 12.00.05 / Тамара Аркадьевна Сошникова. - Москва, 2005. - С. 11-12.
[14] Радченко Д.А. Конституционное право человека на труд и механизм его реализации в Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Дмитрий Александрович Радченко. - Москва, 2004. - С. 53, Иваненко В.С. Всеобщая декларация прав человека и Конституция Российской Федерации // Правоведение. - 1998. - № 4. - С. 18.
[15] Ставцева А.И. Разрешение трудовых споров (Судебная защита от необоснованных переводов и увольнений). - М.: Интел-Синтез, 1998. - С. 13.
[16] Артамонов В.В. Указ. соч. - С. 51.
[17] Зобнина И.В. Значение Конституции РФ в российском трудовом праве: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Ирина Васильевна Зобнина. - Пермь, 1999. - С. 11.
[18] Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 г. № 598-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дурнова Юрия Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Документ опублиован не был. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
[19] Решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № ГКПИ08-843 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 27 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109» [Электронный ресурс]. - Документ опубликован не был. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
[20] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 г. № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 4. - 04.2014.
[21] Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1992 г. № С-13/ОС3-355 (ред. от 9 февраля 1993 г.) «О разрешении арбитражными судами споров, связанных с принятием Закона РФ «Об образовании» // Вестник ВАС РФ. - № 2. - 1993.
[22] Борисов О.В. Указ. соч. - С. 73-74.
[23] Вдовин Г.Ю. Указ. соч. - С. 34-35.
[24] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 2002 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 170 и части второй статьи 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 3 статьи 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда города Кемерово» // СЗ РФ. - 18.02.2002. - № 7. - Ст. 745.
[25] Гаджиев Г.А. Основные экономические права (сравнительное исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных государств): дисс. ...док. юрид. наук: 12.00.02 / Гадис Абдулаевич Гаджиев. - М., 1996. - С. 198; Кононенко А.Н. Конституционные социально-экономические права и свободы человека и гражданина в РФ и роль органов внутренних дел в их обеспечении: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Артем Николаевич Кононенко. - Москва, 2004. - С. 38; Нерсесянц В.С. Правовое государство, личность, законность / Н.В. Варламова, Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, В.С. Нерсесянц [и др.]. - М.: Изд-во НИИ правовой политики и пробл. правоприменения РПА МЮ РФ, 1997. - С. 44-48.
[26] Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. № 504-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Стерхова Николая Иннокентьевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 48 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. - 2007. - № 5; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2005 г. № 14-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда Хабаровского края о проверке конституционности подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Пенсия. - № 4. - 2005.
[27] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Ивановской области «О муниципальной службе Ивановской области» в связи с запросом Законодательного Собрания Ивановской области» // СЗ РФ. - 29.12.2003. - № 52 (ч. 2). - Ст. 5101.
[28] Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 550-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Хорхординой Людмилы Валентиновны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 1 статьи 30, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - № 6. - 2011.
[29] Бережной В.А. Конституционные принципы и права в сфере труда и их защита в Российской Федерации: автореф. дисс. .. .канд. юрид. наук: 12.00.02 / Владимир Александрович Бережной. - Москва, 2007. - С. 7.
32
[30] Комкова Г.Н. Понятие равенства и неравенства в российском конституционном праве // Ленинградский юридический журнал. - 2012. - № 3. - С. 21; Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) [Электронный ресурс] / Под ред. Ю.А. Дмитриева. - М.: «Деловой двор», 2009 г. - URL: http://base.garant.ru/5697462/2/ (дата обращения: 06.04.2015).
[31] Сухинина И.В. Презумпции в конституционном праве Российской Федерации: автореф. дисс. ...канд. юрид. наук: 12.00.02 / Ирина Витальевна Сухинина. - Москва, 2003. - С. 7.
[32] Мосин С.А. Презумпции и принципы в конституционном праве Российской Федерации. - М.: ЮСТИЦИНФОРМ, 2009. - С. 25.
[33] Крусс В.И. Конституционная презумпция добросовестности и проблемы ее отраслевой «конкретизации» // Юридическая техника. - 2010. - № 4. - С. 276.
[34] Козлова Е.И, Кутафин О.Е. Конституционное право. Учебник. - 5-е изд. - М.: Проспект, 2015. - С. 183.
[35] Кузнецов А.П, Пронина М.П. Функции презумпций в праве и их значение в регулировании отраслевых общественных отношений // Юридическая техника. - 2010. - № 4. - С. 294.
[36] Лушников А.М. К вопросу о ценностных приоритетах в содержании трудовых прав // Вестник Пермского университета. - Выпуск 1 (1). - 2008. - С. 112.
[37] Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2002 г. № 320-О «По жалобе гражданина Спесивцева Юрия Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями пункта «а» части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - № 2. - 2003.
[38] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Ю.Г. Арзамасов, В.С. Афанасьев, В.К. Бабаев [и др.]; Отв. ред. В.В. Лазарев. - 4-е изд. - М.: ЮРАЙТ, 2009. - С. 99.
[39] Ерофеев А.А. Ценности в современном конституционном праве Российской Федерации: теоретикометодологические подходы к определению понятий // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 22. - С. 43; Ройзман Г.Б. Понятие и юридическая природа конституционных ценностей // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 1(255). - С. 20.
[40] Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) принята на внеочередной одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Саха (Якутия) двенадцатого созыва постановлением от 4 апреля 1992 г. № 908- XII // Якутские ведомости. - № 7. - 26.04.1992.
[41] Конституция Республики Карелия принята ВС КАССР 30 мая 1978 г., изложена в новой редакции Законом РК от 12 февраля 2001 г. № 473-ЗРК // Собрание законодательства РК. - № 2. - Февраль. - 2001. - Ст. 106.
[42] Лушников А.М., Лушникова М.В. Презумпции в трудовом праве: общеправовые и отраслевые // Юридическая техника. - 2010. - № 4. - С. 329-330.
|