Вознаграждение, выплачиваемое продавцом покупателю товаров за оказание последним рекламных и иных услуг в интересах продавца, можно рассматривать в качестве маркетинговой скидки.
Напоминаем, что включение в договор условия о предоставлении скидки за оказание услуг по рекламе или иных услуг, оказываемых покупателем (розничным сетевым продавцом) товаров в интересах продавца, не запрещено, но только в части непродовольственных товаров.
Заметим, что для признания такой скидки налогооблагаемым расходом, нужно соблюдать следующие правила, о которых мы уже говорили в статье:
- условия ее предоставления должны следовать из договора купли-продажи или дополнительного соглашения к нему,
- в договоре или соглашении нужно указать, что скидка не связана с изменением цены за единицу товара, так как к скидкам, уменьшающим цену товара, норма подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ не применяется;
- скидка, предоставляемая покупателю за объем оказываемых услуг, должна иметь обоснование;
- продавец товаров должен помнить о том, что в качестве расхода для целей налогообложения могут выступать расходы налогоплательщика, удовлетворяющие критериям статьи 252 НК РФ.
Если условием предоставления скидки является оказание услуг по рекламе, то следует отметить важную особенность: учесть такую скидку для целей налогообложения продавец товаров может не только на основании подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ, но и иным способом, а именно на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ как рекламу в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Особенностью налогового учета рекламных расходов, как мы говорили в предыдущем разделе, выступает тот факт, что для целей налогообложения рекламные расходы делятся на две категории - на рекламу, учитываемую в полном объеме, и на рекламу, учитываемую в пределах норм.
Согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ к рекламным расходам налогоплательщика, учитываемым для целей налогообложения в полном объеме, относятся лишь:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Все иные виды рекламных расходов налогоплательщика, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются нормируемыми - они признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 22 апреля 2015 г. N 03-03-06/22913.
Поэтому при предоставлении скидки за оказанные услуги по рекламе продавцу нужно отслеживать, какие рекламные расходы имеют место - нормируемые или учитываемые в пределах норм.
Не забывайте, что сверхнормативные рекламные расходы продавец товаров на основании пункта 44 статьи 270 НК РФ должен отнести в состав расходов, не учитываемых для целей налогообложения.
|