В целях более детального рассмотрения вопроса о месте права на труд в системе иных конституционных ценностей представляется необходимым остановиться на особенностях взаимодействия права на труд с элементами конституционного статуса личности, структура которого, как известно, является спорной в юридической литературе.
Составляющими элементами такого статуса признаются: гражданство, общие принципы, основные права, свободы и обязанности1; права, свободы, обязанности и гражданство[1] [2]; права, свободы, гарантии прав и свобод, обязанности[3]; гражданство, общая правоспособность, основные права, свободы, обязанности и гарантии их осуществления[4].
Несмотря на столь разные подходы к определению конституционного статуса личности, такие элементы, как права, свободы, обязанности и гражданство, как правило, остаются неизменными в его структуре. Поэтому при рассмотрении данного вопроса мы остановимся на основных элементах конституционного статуса личности.
Как отмечается в литературе, юридические права граждан, будучи сложной правовой категорией, представляют собой систему, так как им присущи органическая целостность и внутренняя дифференциация, т.е. два основных качества, без которых нет системы[5].
Личные права служат необходимой предпосылкой для успешного осуществления социально-экономических и политических прав[6].
Действительно, только в процессе реализации права на жизнь, права на свободу и личную неприкосновенность, права на личное достоинство у лица появляется возможность осуществить, к примеру, такое конституционное право, как право на труд.
К примеру, лишение возможности трудоустройства и получения какого - либо легального дохода ввиду ограничения права на свободу и личную неприкосновенность стали причиной для обращения гражданина Эстонской
Республики А.Т. Федина в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой оспаривалась неконституционность положения статьи 107 УПК РФ, предусматривающего возможность избрания на неограниченный срок такой меры пресечения, как домашний арест1.
Кроме того, во взаимодействии права на труд с личными правами можно выявить наличие двусторонних связей. Так, в ряде международных актов право на вознаграждение закрепляется в качестве гарантии достойного
существования трудящегося и его семьи. В судебной практике возможность собственным трудом обеспечить себе и своим близким средства к существованию рассматривается в качестве естественного блага, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности[7] [8]. Учитывая, что в литературе ряд авторов в содержание права на жизнь включают такой элемент как право на достойное существование (право на достойную жизнь)[9], можно отметить, что получение вознаграждения за труд есть проявление реализации конституционного права на жизнь, гарантия его обеспечения.
Как отмечает Г.Б. Романовский, «государство допускает наличие таких профессий, основная задача которых выполняется с риском для жизни... Компенсацией возможного риска являются дополнительные выплаты, обязательное государственное страхование, социальные льготы, иные гарантии правового, организационного, материального характера»[10].
В этой связи можно отметить, что право на труд соприкасается с правом на жизнь при реализации социальных гарантий, к примеру, при осуществлении государственной поддержки семей погибших при исполнении своего служебного долга. В качестве примера можно привести Распоряжение Мэра города Москвы от 1 сентября 2000 г. № 943-РМ «Об оказании помощи семьям моряков АПЛ «Курск»[11].
Большое значение для реализации права на труд имеет статья 21 Конституции Российской Федерации, закрепляющая охрану государством достоинства личности.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, утверждая приоритет личности и ее прав во всех сферах, обязывает государство охранять достоинство личности (статья 21, часть 1) как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения1. В этой связи согласимся с В.С. Иваненко, по мнению которого правильнее было бы включить формулировку ч. 1 ст. 21 либо в ст. 2 гл. 1 «Основы конституционного строя, либо в начальную, вводную ст. 17 гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», что позволило бы распространить ее общее положение на всю закрепленную в Конституции систему прав и свобод человека, в том числе и на социальные[12] [13].
В практике Европейского суда по правам человека право на уважение достоинства предполагает не только запрещение пыток (ст. 3 Конвенции), но и запрещение рабства и принудительного труда (ст. 4 Конвенции). По делу «Силиаден против Франции» Судом констатировалось, что нарушение права заявительницы на уважение человеческого достоинства было допущено через организацию условий труда. В принятом Постановлении Европейский суд по правам человека приводил примеры унижения достоинства условиями труда: бешеный ритм труда, частые оскорбления и домогательства, необходимость прилагать значительную физическую силу, несоразмерную телосложению работника, работу в антисанитарных условиях, размер заработной платы, очевидно несоразмерный стоимости труда.
Итак, соблюдение права на труд выступает также в качестве гарантии достоинства личности.
Применительно к праву свободного передвижения (ст. 27 Конституции Российской Федерации) взаимодействие права на труд возможно как с правом выбора места пребывания и жительства, так с правом на въезд и выезд. Переплетение с последним возникает при оформлении доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, в частности, при поиске баланса между такими конституционно значимыми ценностями как обеспечение обороны страны и безопасности государства, с одной стороны, и права выезда за границу, с другой стороны.
Как следует из материалов дела «Бартик против России»1, рассмотренного Европейским Судом, заявитель, проработавший 19 лет в государственном машиностроительном конструкторском бюро «Радуга» ввиду доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, был лишен права выезда за границу в течение 5 лет, включая поездки исключительно с частной целью. Позже Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что такое ограничение не является абсолютным и обязательным, и назвал факторы, которые необходимо учитывать при принятии решения о временном ограничения права гражданина на выезд из страны, среди которых характер конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профессиональной деятельности, и степень ее секретности, а также цели выезда[14] [15].
В ряде случаев взаимосвязь прослеживается между правом на труд и правом выбора места пребывания и жительства. Речь идет о трудящихся мигрантах (временно пребывающих, временно проживающих иностранных граждан), для которых установленный законом (п. 4.2 и п. 5 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») запрет на осуществление трудовой деятельности за пределами определенного субъекта Российской Федерации, является одним из факторов, воздействующих на реализацию права выбора места жительства.
Право на труд тесно связано также с правом на информацию (ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации). В литературе право на информацию понимается как основное самостоятельное право, представляющее собой юридически гарантированную возможность свободно искать, получать, передавать, производить и распространять любым законным способом информацию общественно значимого характера о любых процессах и явлениях объективной действительности[16].
Рассматривая взаимодействие права на труд с правом на информацию, отметим, что в федеральном и региональном законодательстве закрепляется обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по информированию населения о положении на рынке труда (ст. 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»1, пп. «б» п. 8 ч. 1 ст. 4 Закона Республики Башкортостан от 27 сентября 2012 года № 588-з «О содействии занятости населения в Республике Башкортостан» и др.). Соглашаясь с мнением К. Экштайна, отметившего, что возможность получать информацию представляет неотъемлемую предпосылку развития личности и социальной компетентности, а свобода информации является для граждан условием процесса формирования мнений и принятия решений[17] [18] [19], следует отметить, что без доступа к информации, к примеру, о вакантных рабочих местах, безработных гражданах, об уровне занятости населения, о центрах занятости населения, о государственной программе содействия занятости населения, о выплатах пособий по безработице и др. реализация права на труд невозможна.
Таким образом, взаимодействие права на труд с правом на жизнь, достоинством личности, правом на свободу и личную неприкосновенность, правом свободного передвижения, правом на информацию проявляется в том, что каждое из вышеперечисленных по отношению друг к другу выступает в качестве юридической предпосылки или гарантии.
Как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, признавая высшей ценностью человека, а также его права и свободы, которые определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, включая право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому государственную, в том числе судебную защиту его прав и свобод, возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (статья 2; статья 17, часть 1; статьи 18 и 45; статья 46, части 1 и 2)[20].
Следуя вышеизложенному, такие права, как право на обращение в органы публичной власти (ст. 33), право на самозащиту (ч. 2 ст. 45), право на судебную защиту (ч. 1 ст. 46), право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46) выступают в качестве общей гарантии реализации права на труд.
Право на труд тесно связано с положениями статьи 38 Конституции Российской Федерации, провозглашающей защиту государством семьи, материнства и детства, устанавливающей одновременно право и обязанность родителей заботиться о детях. Указанные права соприкасаются при установлении трудовым законодательством для лиц с семейными обязанностями ряда дополнительных гарантий (ст. 254-264 ТК РФ).
Право на труд также находится во взаимосвязи с правом на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39 Конституции). Указанное право не раз являлось предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Так, Конституционный Суд Российской Федерации в одном из своих решений указал, что «Конституция, закрепляя право на труд в ст. 37 гарантирует каждому социальное обеспечение, установленное законом (статья 39)»1. Кроме того, положение Конституции, закрепляющее право на труд в ст. 37, обязывает государство разработать эффективный организационно-правовой механизм возмещения гражданину или, в случае его гибели (смерти), членам его семьи вреда, причиненного жизни или здоровью в связи с исполнением трудовых (служебных) обязанностей[21] [22] [23].
Следовательно, конституционное право на социальное обеспечение выступает в качестве одной из гарантий права на труд, в частности, установленные в продолжение положений ст. 39 Конституции России пособия по безработице, пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.
В то же время согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. № 504-О граждане, реализовавшие
конституционное право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1, Конституция Российской Федерации), имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого устанавливаются законодателем в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации в зависимости от особенностей их трудовой деятельности1. Поскольку права человека и гражданина в области пенсионного обеспечения находятся в прямой зависимости от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, право на труд выступает в качестве предпосылки, необходимой для реализации конституционного права на государственную пенсию, вытекающего из смысла ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации.
Среди социальных прав, вступающих во взаимодействие с правом на труд, необходимо отметить право на жилище (ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации). К примеру, государство гарантирует гражданам, находящихся на государственной службе, обеспечение жилыми помещениями, что, в свою очередь, позволяет рассматривать право на труд в качестве специальной юридической гарантии реализации права на жилище (ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»[24] [25], ч. 4 ст. 53 Федерального Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[26], ст. 5, 6, 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и .. ,»[27]).
Право на труд тесно связано с правом на охрану здоровья (ч. 1 ст. 41 Конституции России) в части:
создания условий реализации права на труд, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
обеспечения права на отдых, в том числе установленного федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
Приведенные правомочия во взаимосвязи с названным правом обязывают государство разработать - используя для этого все необходимые правовые
средства, как частноправовые (страхование, возмещение вреда), так и публично-правовые (государственное страхование, социальное обеспечение и др.), - эффективный организационно-правовой механизм возмещения
гражданину и членам его семьи в случае его гибели (смерти) вреда, причиненного жизни или здоровью в связи с исполнением трудовых (служебных) обязанностей1.
Еще одно конституционное право, имеющее существенное значение при реализации человеком и гражданином права на труд, - право на образование (ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации). Особое соотношение права на труд и права на образование выражается в том, что осуществлению права на труд предшествует реализация ими своего права на образование либо, наоборот, дальнейшему осуществлению права граждан на образование предшествует реализация ими своего права на труд[28] [29].
Так, в соответствии с законодательством 60-70-х годов XX века молодые специалисты, окончившие высшие и средние специальные учебные заведения подлежали направлению на работу по специальности и квалификации, приобретенными ими в учебном заведении[30], а граждане, имевшие не менее чем двухлетний стаж работы на производстве, пользовались преимущественным правом зачисления в вузы и техникумы[31].
В Российской Федерации образование подразделяется на общее образование (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование), профессиональное образование (среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет, магистратура, высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации), дополнительное образование и профессиональное обучение (ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[32]). Как правило, одним из главных требований при трудоустройстве является наличие
профессионального образования, однако, согласно российскому законодательству право на образование не рассматривается в качестве гарантии реализации права на труд.
Таким образом, право на образование выступает необходимой юридической предпосылкой для реализации права на труд. Кроме того, следует отметить, что право на дополнительное образование и профессиональное обучение возникает только в силу наличия трудовых отношений между работником и работодателем.
Вместе с тем соотношение статьи 37 со статьей 43 Конституции Российской Федерации позволяет говорить также об образовательной деятельности как особой разновидности трудовой деятельности.
Как уже было отмечено в предыдущем параграфе, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции) также выступает одной из возможных форм реализации права на труд.
В то же время в специальной литературе социально-экономические права нередко подразделяются на две самостоятельные группы: социальные и экономические права и свободы.
Так, разграничивая право на труд и право на предпринимательскую деятельность, Н.А. Грачев отмечает разные цели их провозглашения, в частности, если право на предпринимательскую деятельность, прежде всего, направлено на формирование свободного рынка, то право на труд - на поддержание малоимущих граждан, обеспечение достойного жизненного уровня для тех, кто не может самостоятельно это сделать, т.е. на поддержку лиц, не имеющих права частной собственности на средства производства, являющихся наемными работниками[33].
Тем не менее, следует заметить, что признаки, свойственные конституционному праву на труд, можно выделить и в конституционном праве на предпринимательскую деятельность. К примеру, от реализации последнего в прямой зависимости также находятся права человека и гражданина в области социального обеспечения, осуществляется реализация правомочий конституционного права на труд (право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на защиту от безработицы).
А.А. Соловьев, выделяя системные связи статей 34 и 37 Конституции Российской Федерации, рассматривает профессиональный спорт в качестве разновидности экономической и трудовой деятельности1. Р.Д. Гребнев также отмечает интегральный характер конституционного права на спорт и выводит его из комбинации статей Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации о правах и свободах, в том числе права на охрану здоровья, права на объединение, права на отдых[34] [35]. В этой связи, представляется правильным выделение спортивной деятельности как одной из возможных форм реализации конституционного права на труд.
В одном из своих решений Конституционным Судом Российской Федерации было указано, что статья 30 во взаимосвязи со статьями 8 (часть 1), 34 (часть 1) и 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации составляют конституционно-правовую основу для участия каждого в совместном использовании своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности путем создания коммерческих объединений... Исходя из этого в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» предусматривается, что коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями[36]. Таким образом, право на объединение (ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации) и право частной собственности (ч. 1 ст. 35 Конституции) являются предпосылкой реализации конституционного права на труд в форме предпринимательской деятельности, причем первое выступает также в качестве его гарантии.
Взаимосвязь права на труд с политическими правами может также проявляться в соотношении формы и содержания. Как уже было отмечено, на практике Конституционный Суд Российской Федерации не раз рассматривал государственную и муниципальную службу в качестве одной из возможных форм реализации права на труд1. Однако в теории служебного права понятие публичной службы трактуется неоднозначно. Так, Н.М. Антонова публичную службу определяет как форму реализации свободы труда[37] [38], в то время как С.Н. Еремина считает, что осуществление государственной службы является одной из возможных форм реализации права на труд[39].
Право на труд взаимодействует также с культурными правами и свободами, в частности со свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44 Конституции). Профессиональная творческая и педагогическая деятельность являются одной из возможных форм реализации права, закрепленного в части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации. К тому же, указанные виды деятельности осуществляются на основе принципов свободы творчества и преподавания. Так, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[40] свобода преподавания выражается в свободном выражении педагогическим работником своего мнения; свободе от вмешательства в профессиональную деятельность; свободе выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания.
Отметим, что в литературе свобода творчества рассматривается также в качестве субъективного права, через которое реализуется идеологическое многообразие[41].
Таким образом, из анализа российского законодательства и практики Конституционного Суда Российской Федерации вытекает, что конституционное право на труд связано с иными основными правами, закрепленными в статьях 20, 21, 22, 27, 29 (ч. 4), 30, 32 (ч. 4), 33, 34, 35, 38, 39, 40, 41, 43, 44, 45, 46 Конституции России.
Исследование права на труд с точки зрения системного подхода позволяет отметить, что его взаимосвязь с рассмотренными конституционными
ценностями проявляется в том, что по отношению к праву на труд они выступают в качестве юридической предпосылки (право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободное передвижение, право на информацию, право на объединение, право частной собственности, право на образование), формы реализации (право на равный доступ к государственной службе, право на равный доступ к муниципальной службе, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на свободу творчества, преподавания), общей (право на обращение в органы публичной власти, право на самозащиту, право на судебную защиту, право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека) или специальной юридической гарантии (право на объединение, включая создание профсоюзов, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья) или право на труд по отношению к ним выступает в роли юридической предпосылки (право на государственную пенсию, право на образование) или специальной юридической гарантии (право на жизнь, достоинство личности, право родителей на заботу о детях, право на жилище).
Рассмотрим влияние отношений гражданства как одной из конституционных ценностей на особенности реализации права на труд как элемента конституционного статуса личности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) иностранный гражданин будет признан иностранным работником в случае, если он временно пребывает в Российской Федерации и осуществляет в установленном порядке трудовую деятельность1. Как отмечает А.Ю. Колябин, иностранный гражданин, имеющий разрешение на временное проживание или вид на жительство, не относится к категории иностранных работников и может осуществлять трудовую деятельность в российских организациях наравне с гражданами Российской Федерации[42] [43].
Таким образом, отличия в реализации права на труд характерны лишь для отдельной категории иностранных граждан.
Действительно, Закон связывает возникновение права на труд сложным юридическим составом (наличие разрешения на привлечение и использование
иностранных работников, достижение иностранным гражданином восемнадцати лет, наличие разрешения на работу или патента), и действует данное правило только в отношении временно пребывающих в России иностранных граждан. Кроме того, как отмечает М.А. Янц, предусмотренное пунктом 5 ст. 18.1 Федерального закона № 115-ФЗ право Правительства Российской Федерации устанавливать доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, является препятствием для реализации иностранными гражданами права «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию1.
Необходимо отметить, что в связи с изменениями, введенными Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ[44] [45] в Федеральный закон № 115-ФЗ, снят ряд ограничений по реализации права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию иностранными гражданами, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Так, оформление патента в отличие от ранее требуемого разрешения на работу не связано с квотами на привлечение иностранной рабочей силы, не предполагает указания конкретного работодателя, а также вида трудовой деятельности, осуществляемой иностранным гражданином, если субъектом Российской Федерации не принято решения об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина.
Вместе с тем анализ других положений Федерального закона № 115-ФЗ позволяет утверждать, что значительные трудности в реализации иностранными гражданами права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию возникают в связи с:
1) введением запрета на осуществление трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент (данное ограничение действует в отношении как временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан - п. 4.2 ст. 13 Федерального закона № 115-
ФЗ, п. 16 ст. 13.3 так и временно проживающих - п. 5 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ);
закреплением обязанности иностранного гражданина при обращении за получением разрешения на работу либо патента подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 115-ФЗ);
ограничением срока работы по патенту не более двух лет (п. 5 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ);
признанием права региональных властей принимать решения об указании в патенте профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина (абз. 4 п. 29 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ);
установлением запрета на осуществление отдельных видов трудовой деятельности (распространяется в отношении всех категорий иностранных граждан, к примеру, согласно ст. 14 Федерального закона № 115-ФЗ иностранный гражданин не имеет право реализовать конституционное право на труд в форме поступления на муниципальную службу, работы по трудовому договору на объектах и в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации и др.).
Вместе с тем следует отметить, что согласно положениям статей 1, 13, 19 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»1 граждане иностранных государств имеют право находиться на муниципальной службе при наличии международного договора Российской Федерации с соответствующим государством. Кроме того, положение п. 3 ст. 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[46] [47] при решении данного вопроса также отсылает к положениям международного договора Российской Федерации. Отметим, что столь неоднозначная позиция законодателя на практике породила ряд вопросов, связанных с реализацией конституционного права на труд.
Так, в Тамбовском областном суде предметом рассмотрения стал вопрос о правомерности увольнения гражданина Республики Белоруссии с должности муниципального служащего[48]. Рассматривая дело, Суд отдал приоритет положениям Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан, согласно которой договаривающиеся Стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси (ст. 7). В связи с этим нарушенное право иностранного гражданина на труд было восстановлено.
Таким образом, в целях соблюдения конституционного права иностранного гражданина на труд в части поступления на муниципальную службу представляется необходимым руководствоваться положениями международных договоров.
Из вышеизложенного следует, что ограничения права свободного распоряжения своими способностями к труду, выбора рода деятельности и профессии коснулись всех категорий иностранных граждан, в том числе и постоянно проживающих в Российской Федерации, и дифференцированы в зависимости от принадлежности иностранного гражданина к той или иной категории.
Таким образом, на основании изложенного в первой главе можно сделать вывод о том, место конституционного права на труд как высшей ценности определяется Конституцией Российской Федерации на нескольких основных уровнях: а) в системе (личных, политических, социально-экономических и культурных) прав и свобод человека и гражданина как высших ценностей; б) в системе иных ценностей, определяющих правовое положение личности в обществе и государстве.
Особое значение имеют системные связи статьи 37 Конституции Российской Федерации:
а) со статьями 1, 2, 5, 6, 7, 8, 13 главы первой Конституции, закрепившими приоритет человека, его прав и свобод в соотношении с ценностями, определяющими правовое положение личности в обществе и государстве: правовая государственность, социальная государственность, федерализм, гражданство Российской Федерации, единство экономического пространства и свобода экономической деятельности, равная защита форм собственности, идеологический и политический плюрализм;
б) со статьями 20, 21, 22, 27, 29 (ч. 4), 30, 32 (ч. 4), 33, 34, 35, 39, 41, 43, 44, 45, 46 главы второй Конституции, закрепившими права и свободы человека и гражданина, которые по отношению к праву на труд выступают в качестве юридической предпосылки (право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободное передвижение, право на информацию, право на объединение, право частной собственности, право на образование), формы реализации (право на равный доступ к государственной службе, право на равный доступ к муниципальной службе, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на свободу творчества, преподавания), общей (право на обращение в органы публичной власти, право на самозащиту, право на судебную защиту, право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека) или специальной юридической гарантии (право на объединение, включая создание профсоюзов, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья);
в) со статьями 20, 21, 38, 39, 40, 43 главы второй Конституции, закрепившими права и свободы человека и гражданина, по отношению к которым право на труд выступает в роли юридической предпосылки (право на государственную пенсию, право на образование) или специальной юридической гарантии (право на жизнь, достоинство личности, право родителей на заботу о детях, право на жилище).
[1] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Указ. соч. - С. 152.
[2] Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Артания, 1995. - С. 41.
[3] Мартынчик Е.Г., Радьков В.П., Юрченко В.Е. Охрана прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве / под ред. Т.И. Карпова. - Кишинев: Штиинца, 1982. - С. 8.
[4] Корнуков В.М. Конституционные основы положения личности в уголовном судопроизводстве / под ред. В.А. Познанского. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. - С. 14.
[5] Юридические гарантии конституционных прав и свобод граждан / Л.Д. Воеводин, Е.Н. Гендзехадзе, А.Д. Зайкин, Р.И. Иванова [и др.]; Под ред. Л.Д. Воеводина. - М.: Изд-во Московского университета, 1987. - С. 25.
[6] Колоцей И.А. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь как конституционная ценность: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Ирина Александровна Колоцей. - Архангельск, 2010. - С. 40.
[7] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. № 27-П «По делу о проверке конституционности статьи 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Эстонской Республики А.Т. Федина» // СЗ РФ. - 19.12.2011. - № 51. - Ст. 7552.
[8] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2013 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы» // Российская газета. - № 166. - 31.07.2013.
[9] Чепурин В.В. Право на достойную жизнь и состояние его осуществления в современном российском обществе: Теоретико-правовой анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Владимир Владимирович. - Владимир, 2005. - С. 8; Зайцева А.М. Право на жизнь: структура и природа // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 12. - С. 20.
[10] Романовский Г.Б. Теоретические проблемы права человека на жизнь: Конституционно-правовое исследование: автореф. дисс. .док. юрид. наук: 12.00.02 / Георгий Борисович Романовский. - Москва, 2006. - С. 21.
[11] Распоряжение Мэра Москвы от 1 сентября 2000 г. № 943-РМ «Об оказании помощи семьям моряков АПЛ «Курск» // Вестник Мэрии Москвы. - № 22. - 09.2000.
[12] Постановление Конституционного Суда РФ от 23 сентября 2014 г. № 24-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова» // Российская газета. - № 226. - 03.10.2014.
[13] Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. - С. 114-115.
[14] Постановление Европейского Суда по правам человека от 21 декабря 2006 г. Дело «Бартик против Российской Федерации» (жалоба № 55565/00) I Секция. Извлечение // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. - 2007. - № 6. - С. 67, 115-125.
[15] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2012 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статьи 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» в связи с жалобой гражданина А.Н. Ильченко» // Вестник Конституционного Суда РФ. - № 5. - 2012.
[16] Одринский А.А. Конституционно-правовые основы реализации права каждого на информацию в Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Александр Андреевич Одринский. -Москва, 2005. -
С. 8-9; Баранова Н.Б. Конституционное право граждан на информацию и его реализация в Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Наталья Борисовна Баранова. - Пенза, 2005. - С. 26.
[18] Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (в ред. от 21 июля 2014 г.) «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета. - № 84. - 06.05.1996.
[19] Экштайн К. Основные права и свободы по российской Конституции и Европейской Конвенции: Учебное пособие для вузов. - М: Nota Bene, 2004. - С. 89.
[20] Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2013 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности статей 3, 4, пункта 1 части первой статьи 134, статьи 220, части первой статьи 259, части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта «з» пункта 9 статьи 30, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобами граждан А.В. Андронова, О.О. Андроновой, О.Б. Белова и других, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Воронежской области» // Российская газета. - № 94. - 30.04.2013.
[22] Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2013 г. №676-О - Документ опубликован не был. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
[23] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина И.Д. Ушакова» // СЗ РФ. - 09.04.2012. - № 15. - Ст. 1810.
[24] Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. № 504-О [Электронный ресурс]. - Документ опубликован не был. - Документ из справочно-правовой системы «Гарант».
[25] Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 24 ноября 2014 г.) «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. - № 22. - 01.06.1998. - Ст. 2331.
[26] Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. - № 162. - 31.07.2004.
[27] Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (ред. от 4 ноября 2014 г.) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - № 157. - 21.07.2011.
46
[28] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ногайского районного суда Республики Дагестан» // СЗ РФ. - 25.10.2010. - № 43. - Ст. 5578.
[29] Смирнов О.В. Природа и сущность права на труд в СССР. - М.: Юрид. лит, 1964. - С. 52-53.
[30] Приказ Минвуза СССР от 18 марта 1968г. № 220 «Об утверждении положения о персональном распределении молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные образования (утратил силу в связи с изданием Приказа Минвуза СССР от 30 июля 1980 г. № 870 // Бюллетень Минвуза СССР. - № 6. - 1968.
[31] Постановление Совета Министров СССР от 18 сентября 1959 г. «Об участии промышленных предприятий, совхозов и колхозов в комплектовании вузов и техникумов и в подготовке специалистов для своих предприятий» // СП СССР. - 1959. - № 17. - С. 139.
[32] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
[33] Грачев Н.А. О видах и месте конституционных экономических прав и свобод человека и гражданина в системе прав и свобод // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 8. - С. 14, 15.
48
[34] Соловьев А.А. Систематизация законодательства о спорте (российский и зарубежный опыт): автореф. ...дисс. д.ю.н.: 12.00.01 / Андрей Александрович Соловьев. - Москва, 2011. - С. 20.
[35] Гребнев Р.Д. Конституционное право на спорт: сравнительно-правовое исследование: автореф. ...канд. юрид. наук: 12.00.02 / Руслан Дмитриевич Гребнев. - Москва, 2012. - С. 11.
[36] Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в связи с запросами Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, Волгоградской областной Думы, группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина С.Н. Шевцова» // Российская газета. - № 120. - 07.06.2005.
[37] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 10 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статьи 20.1 Закона Российской Федерации «О милиции» в связи с жалобами граждан Л.Н. Кондратьевой и А.Н. Мумолина» // СЗ РФ. - 11.07.2011. - № 28. - Ст. 4261.
[38] Антонова Н.М. Конституционно-правовой статус публичных служащих в Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Наталья Михайловна Антонова. - Москва, 2012. - С. 14.
[39] Еремина С.Н. Реализация права на труд при заключении контракта с государственными служащими // Администратор суда. - 2013. - № 1. - С. 20-21.
[40] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - № 303. - 31.12.2012.
[41] Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) [Электронный ресурс] / Под ред. Ю.А. Дмитриева. - М.: «Деловой двор», 2009 г. - URL: http://base.garant.ru/5697462/2/ (дата обращения: 16.04.2015).
[42] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 29.07.2002. - № 30. - Ст. 3032.
[43] Колябин А.Ю. К вопросу о правовом статусе иностранного работника в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Миграционное право. - 2012. - № 4. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
51
[44] Янц М.А. Равенство прав и обязанностей иностранных граждан и граждан Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Марина Александровна Янц. - Саратов, 2011. - С. 10.
[45] Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ (ред. от 8 марта 2015 г.) «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - № 270. - 27.11.2014.
[46] Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 22 декабря 2014 г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Российская газета. - № 47. - 07.03.2007.
[47] Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 3 февраля 2015 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. - № 106. - 15.06.2002.
[48] Кассационное определение Тамбовского областного суда от 29 ноября 2010 г. № 33-3546 [Электронный ресурс]. - Документ опубликован не был. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
|