Статьей 15 НК РФ установлено, что земельный налог относится к местным налогам.
Согласно статье 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 НК РФ.
В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании, при этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот ПИФ.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.
Таким образом, если согласно действующему законодательству о налогах и сборах организация признается налогоплательщиком земельного налога, то расходы на его уплату учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль с учетом положений НК РФ, что следует из письма Минфина России от 17 февраля 2016 г. N 03-03-06/1/8707.
Как Вы знаете, налогоплательщики земельного и транспортного налогов по итогам отчетных периодов не представляют налоговые расчеты авансовых платежей по соответствующим налогам.
При этом они обязаны уплачивать авансовые платежи по этим налогам по итогам отчетных периодов в порядке, установленном статьями 397 и 363 НК РФ соответственно.
Напомним, что из пункта 3 статьи 58 НК РФ следует, что авансовый платеж - это предварительный платеж по налогу, уплачиваемый в течение налогового периода. Согласно пункту 7 статьи 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления.
Таким образом, авансовые платежи по земельному и транспортному налогам, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, следует учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли организаций в том отчетном периоде, за который такие авансовые платежи рассчитаны, о чем сказано в письмах Минфина России от 7 июня 2011 г. N 03-03-06/1/333, от 12 июля 2011 г. N 03-03-06/1/419.
Из письма ФНС России от 9 июня 2011 г. N ЕД-4-3/9163@ следует, что документальным подтверждением затрат в виде начисленных сумм авансовых платежей по транспортному и земельному налогам будут являться первичные документы. Это могут быть справка бухгалтера, расчет суммы авансового платежа по налогу и тому подобное (название документа не имеет значения), содержащие установленные действующим законодательством Российской Федерации реквизиты.
Таможенные платежи
Пунктом 1 статьи 214 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) установлено, что при вывозе с таможенной территории Таможенного союза товаров Таможенного союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости, допускается их временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной таможенной декларации (в том числе лицом, не являющимся уполномоченным экономическим оператором).
При этом пунктом 5 статьи 214 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что после фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все товары, вывезенные за пределы таможенной территории Таможенного союза.
Согласно пункту 8 статьи 214 Закона N 311-ФЗ обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, декларируемых в соответствии с данной статьей, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом временной декларации на товары и с момента регистрации таможенным органом полной декларации на товары.
Вопрос о порядке учета вывозных таможенных пошлин в целях налогообложения прибыли рассмотрен в письме Минфина России от 27 декабря 2013 г. N 03-03-05/57806.
В состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются суммы таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ).
Датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей на основании подпункта 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ признается дата их начисления, о чем мы уже говорили выше.
Учитывая изложенное, в случае невозможности представления точных сведений о количестве и (или) таможенной стоимости товаров и в связи с этим представления декларантом временной таможенной декларации на данные товары, расходы в виде таможенных пошлин учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций по дате составления временной таможенной декларации.
Утилизационный сбор, экологический сбор
Вопрос о порядке учета сумм уплаченного утилизационного сбора при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, рассмотрен в письме ФНС России от 25 марта 2014 г. N ГД-4-3/5347@ "О доведении письма Минфина России по системе налоговых органов".
Как указано в письме, утилизационный сбор не является сбором, установленным в соответствии с НК РФ. Этот сбор установлен статьей 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и уплачивается в соответствии с порядком и по ставкам, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.
Таким образом, если утилизационный сбор не может быть учтен в целях налогообложения прибыли на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, так как не является налоговым или таможенным платежом (сбором), то он подлежит учету при определении налоговой базы в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ, поскольку является обязательным платежом, уплачиваемым при ввозе или производстве колесных транспортных средств и шасси, на что указано в письмах Минфина России от 30 октября 2014 г. N 03-03-06/1/54938, от 29 августа 2014 г. N 03-03-06/1/43346.
В аналогичном порядке учитываются в целях налогообложения прибыли суммы экологического сбора, установленного статьей 24.2 Закона N 89-ФЗ, который, как и утилизационный сбор, относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Как сказано в письме Минфина России от 28 января 2016 г. N 03-03-06/1/24779, экологический сбор не может быть учтен в целях налогообложения прибыли на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, так как не является налоговым или таможенным платежом (сбором). В то же время он подлежит учету при определении налоговой базы в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ, поскольку является обязательным платежом.
Завершая статью, рассмотрим вопрос об учете налогов и сборов, уплаченных организацией в иностранном государстве, в целях налога на прибыль.
На основании положений статьи 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме (до их обложения налогом, идентичным налогу на прибыль организаций) с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
Учитывая, что в статье 270 НК РФ, устанавливающей закрытый перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, не содержится нормы, согласно которой налоги, уплаченные на территории иностранного государства, в качестве расходов не учитываются, данные затраты могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ при соблюдении условий, предусмотренных статьей 252 НК РФ, на что указано в письме Минфина России от 11 января 2016 г. N 03-03-06/35.
|