Многие организации, осуществляя хозяйственную деятельность, сталкиваются с необходимостью обеспечения сохранности имущества фирмы, ограничения доступа на территорию организации и в ее помещения посторонних лиц. Нередко возникает необходимость охраны отдельных сотрудников организации. Вопросов, связанных с учетом в целях налогообложения прибыли расходов на охрану, возникает у организаций - налогоплательщиков немало. Надеемся, что предложенная читателям статья поможет правильно учесть расходы на охрану.
Прежде всего, обратимся к Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ). Пункт 1 статьи 264 НК РФ содержит подпункт 6, согласно которому к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и реализацией, относятся:
- расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- расходы на содержание службы газоспасателей;
- расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации;
- расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретения оружия и иных специальных средств защиты).
В Государственную противопожарную службу на основании статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Федеральная противопожарная служба включает в себя, в частности:
- объектовые подразделения - подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях;
- договорные подразделения - подразделения, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона N 69-ФЗ работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые договорными подразделения федеральной противопожарной службы, осуществляются на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 989 утверждены Правила выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы, согласно которым выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы осуществляются на основе договоров, заключенных организациями с договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы могут обслуживаться критически важные производственные объекты, объекты культурного наследия народов Российской Федерации и объекты с массовым пребыванием людей по решению их собственников.
Методика расчета стоимости выполнения работ и оказания услуг по охране имущества организаций от пожаров договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы утверждена Приказом МЧС России от 13 ноября 2013 г. N 717.
Довольно часто организация - налогоплательщик несет дополнительные расходы в области пожарной безопасности, в том числе расходы на амортизацию и содержание пожарной спецтехники и зданий, находящихся в собственности организации, расходы на приобретение горюче-смазочных материалов. Как отмечено в письмах Минфина России от 27 января 2010 г. N 03-03-06/1/26, от 19 марта 2010 г. N 03-03-06/1/152, от 15 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/269 при учете в целях налогообложения прибыли вышеуказанных расходов следует учитывать положения пункта 1 статьи 252 НК РФ, согласно которым в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами, как Вы знаете, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом в целях обеспечения пожарной безопасности устанавливаются требования пожарной безопасности, которые согласно статье 1 Федерального закона N 69-ФЗ представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера. Таким образом, налогоплательщик, несущий указанные дополнительные расходы, вызванные требованиями пожарной безопасности, вправе учесть их в целях налогообложения прибыли организаций при условии их обоснованности в общеустановленном порядке на основании соответствующих статей главы 25 НК РФ.
Нередко у бухгалтеров возникает вопрос о том, как учитываются в целях налогообложения прибыли расходы на приобретение и монтаж автоматических установок пожарной сигнализации. Для ответа на этот вопрос обратимся к письму Минфина России от 16 декабря 2008 г. N 03-03-06/4/96, но прежде напомним, что согласно пункту 5 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества. Амортизируемым имуществом в настоящее время в соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ признается, в частности, имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности, используемое им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.
Исходя из рассматриваемого письма, затраты налогоплательщика на приобретение и монтаж автоматических установок пожарной сигнализации следует учитывать в целях налогообложения прибыли в зависимости от стоимости установок либо в составе амортизационных отчислений (если стоимость более 100 000 рублей), либо в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ (если стоимость менее 100 000 рублей).
Рассмотрим вопрос о правомерности учета в целях налогообложения прибыли расходов на охрану работников организации.
Следует отметить, что НК РФ, кроме подпункта 6 пункта 1 статьи 264, не содержит указаний о том, можно ли учесть такие расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В 2005 году Минфин России в письме от 17 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/376 указывал на то, что расходы, перечисленные в подпункте 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ, в том числе расходы на оплату услуг охранной деятельности, являются расходами по охране организации в целом и всех ее частей как производственного комплекта. Эти расходы должны быть связаны непосредственно с производством и (или) реализацией. По мнению Минфина России, к указанным расходам не могут быть отнесены расходы по охране сотрудников организации, включая ее генерального директора.
В более поздние периоды специалисты Минфина изменили свое мнение по этому вопросу. В частности, в письме Минфина России от 8 мая 2007 г. N 03-03-06/1/269 отмечено, что расходы на оплату услуг охранной деятельности учитываются для целей налогообложения прибыли при условии их соответствия критериям, установленным статьей 252 НК РФ, при условии, что они непосредственно связаны с производством и (или) реализацией.
Расходы по персональной охране отдельных сотрудников организации, в том числе иностранных специалистов, могут быть учтены для целей налогообложения, если указанные расходы являются обоснованными.
Напомним, что согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными же расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Вывод о том, что расходы на охрану работников организации можно учесть при налогообложении прибыли организаций, подтверждается и судебной практикой, в частности постановлением ФАС Северо-Западного округа от 19 июля 2007 г. по делу N А56-35010/2006.
Некоторые объекты, в частности, складские помещения, строительные площадки и другие объекты, охраняются с использованием сторожевых собак. Расходы на приобретение и содержание сторожевых собак, соответствующие требованиям статьи 252 НК РФ, по мнению автора, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Такое мнение подтверждается и существующей арбитражной практикой.
Например, в постановлении ФАС Московского округа от 9 августа 2006 г., от 16 августа 2006 г. N КА-А40/7454-06 по делу N А40-73578/05-141-588 сделан вывод о том, что затраты на приобретение продуктов для кормления собак обоснованно включены в состав расходов в соответствии со статьями 252 и 264 НК РФ, поскольку являются документально подтвержденными и экономически оправданными.
Как указано в постановлении ФАС Поволжского округа от 16 июня 2005 г. по делу N А55-10934/04-1 организация правомерно включила в состав затрат расходы по приобретению и содержанию собак породы туркменского "Алабая". Судом установлено, что эти собаки приобретены с целью охраны материальных ценностей, использование собак для указанных целей подтверждено документами, представленными налогоплательщиком.
Не перестает возникать вопрос о том можно ли учесть в целях налогообложения расходы арендодателя по охране помещений, переданных в аренду?
Прежде чем ответить на этот вопрос обратимся к Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Обязанностью арендатора в соответствии с пунктом 2 статьи 616 ГК РФ является поддержание имущества в исправном состоянии, проведение за свой счет текущего ремонта. Также арендатор обязан нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В целях охраны, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1) разрешается, в частности, предоставление услуг по охране объектов и (или) имущества, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона N 2487-1.
Оказание таких услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Таким образом, если договором аренды установлено, что арендодатель обязан осуществлять охрану переданного им по договору аренды имущества, то организация - арендодатель имеет право учесть расходы по услугам охраны в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Обратите внимание, что если услуги по охране имущества оказываются частной охранной организацией, то расходы в целях налогообложения прибыли можно будет учесть при условии, что у организации, оказывающей охранные услуги, есть лицензия на осуществление охранной деятельности, полученная в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как отмечено в письме Минфина России от 6 октября 2009 г. N 03-03-06/2/188, организация, не имеющая лицензии на оказание охранных услуг, не вправе осуществлять охранную деятельность. Расходы по оплате услуг, оказанных такой организацией, по мнению Минфина России, обоснованными не являются и, соответственно, не учитываются при налогообложении прибыли.
|